На протяжении 18 лет «Правмир» рассказывает о людях и проблемах, которые касаются всех нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новая история, которая помогает людям.
История о том, как я четверть века бросал курить и сейчас все-таки бросил
Я начал курить, когда мне было 16 лет. В киоске возле магазина я с моим другом Колей купил несколько штук египетских сигарет марки «Клеопатра». Я очень хорошо помню то время: лето, жара, воздух тяжелый и густой, как варенье. Я купался в озере недалеко от своего дома. До моего носа доносится запах морских водорослей и шашлыка. Песчаный пляж. Мы сидим на берегу, вытираемся после купания и выкуриваем свои первые сигареты. С этого момента запахи полностью отсутствуют в моих юношеских воспоминаниях — их как будто выключили (на самом деле так и было, сигареты сделали это). Сегодня я расскажу вам о битве с никотином, которую я веду уже четверть века.
Примерно через шесть месяцев после того эпизода с сигаретами, озером и шашлыками отец приучил меня к этому. Он усадил меня за кухонный стол, чтобы провести «серьезный разговор». Суть разговора заключалась в том, что я открыт и могу курить, не скрываясь, но не от родителей, потому что им это не нравится. Я имею в виду, что им неприятен не запах (мои родители сами курили), а то, что их сын грязный. Мама и папа, почему вы не объяснили им, что влечение к никотину такое сильное и длится так долго?
У меня с самого начала была возможность отказаться от этого дерьма раз и навсегда. Через несколько недель после разговора с отцом я решил стать очень хорошим курильщиком: Я хотел научиться пускать кольца дыма. Для этого я купил пачку «Примы», сел в ванной и начал практиковаться. Я научился курить кольца после того, как выкурил почти все свои сигареты. Мне было ужасно плохо, меня рвало, у меня болела голова, и я поклялся, что больше никогда не притронусь к этому веществу.
Но уже на следующий день я показал своему другу Коле свои новые навыки. Он убежал, чтобы научиться делать то же самое. Конечно, после этого его вырвало, но курить он не бросил.
Персональный враг
Думаю, я окончательно осознала, что совершаю глупости, когда мне исполнилось 18 лет. У нас была не очень богатая семья, мне приходилось работать сразу после школы, и вскоре я перестал покупать «вкусные» сигареты поштучно по дороге на работу и просто брал пачку «Астры» или «Примы». Личная гигиена быстро стала привычкой, разрушающей жизнь.
Я помню, как впервые, когда мне было 19 лет, я заметил, что мои пальцы пожелтели от никотина. А однажды, когда меня оставили на даче, я понял, что у меня нет сигарет на ночь, и в панике начал собирать окурки на улице, чтобы «продержаться» до утра. Я потрошил окурки и скручивал их в вонючие самокрутки. Когда я была под кайфом и видела себя со стороны, я злилась и говорила себе остановиться. Я просыпался утром, ехал в город и курил до полудня — потому что нервничал. Или, наоборот, я был счастлив. Всегда находилось множество причин, чтобы снова закурить.
С тех пор я бросал снова и снова — на протяжении четверти века. Мне нужно многое тебе рассказать. Я курил сигареты, сигары, папиросы. Я выкурил пачку «Беломора» и научился сворачивать его с палочкой в одной руке, с немецким сливовым табаком. Я обменял две трубки, одна была вишнево-красная, другая —
Никотин — мой личный враг. У нас сильные созависимые, оскорбительные отношения. Команда психологов не сможет разрушить этот союз. Я уверен: это личное, мы должны разобраться между собой — на этот раз навсегда.
Я сделал много наблюдений об этой зависимости. Конечно, это совершенно субъективный опыт, но, возможно, некоторые мысли помогут вам.
В основе проблемы отказа от курения лежат две парадоксально противоречивые мысли. Первый — «Если вы курите сигареты, вы всегда можете бросить», второй — «Если вы курите сигареты, вы точно не сможете бросить».
До и после одной сигареты
Существуют миллионы историй людей, которые бросили курить много лет назад только потому, что решили «перекурить». Это свойство зависимости: После того как мы кропотливо побеждаем вредную привычку, мы забываем о приложенных усилиях и думаем, что теперь полностью контролируем ситуацию. Как будто мы этого не знали.
И здесь мы приходим к парадоксальной противоположности. Подумайте, откуда взялась мысль: «Если ты куришь, ты не сможешь бросить»? В конце концов, после нескольких затяжек мы явно не испытываем ни психологической, ни физиологической зависимости. Мало того, большинство курильщиков со стажем плюются, когда выкуривают свою первую сигарету, говоря в изумлении: «Как я только мог мечтать, что у меня будет эта гадость?». Но потом, задыхаясь, они делают это во второй раз, в третий, в четвертый — и вот мы здесь.
Важно помнить, что существует не только одна смертельная сигарета. Ни до, ни после. Вы можете сломаться, это случается с каждым. Это, конечно, очень печально, потому что, по сути, ваш личный счетчик внутренней «чистоты» установлен на нуле. Но «одинокая сигарета» является проблемой только как эпизод внутреннего диалога с самим собой. Курение не имеет значения с символической точки зрения, потому что это образ уже принятого вами решения. С другой стороны, это образ даже после курения. Это не обязывает вас продолжать быть зависимым.
Ксения:
«Признайтесь себе, что вам не нравится курить и вас бесит эта привычка»
— Я курю уже тринадцать лет и не собираюсь бросать. Поскольку дорога из дома на работу занимает у меня много времени, от скуки я скачал аудиокнигу Аллена Карра «Легкий способ бросить курить», по которой многие мои знакомые боролись со своей вредной привычкой. И в ней были такие умные идеи, что я решил послушать ее во второй раз. После второго забега мне пришло время бросить курить.
В книге есть цитата: «Признайтесь себе, что вам не нравится курить и что вы ненавидите эту привычку. Вам приходится постоянно выходить, от вас постоянно пахнет, вы не можете ничего делать, потому что постоянно дымите от этого.
Я также начал принимать таблетки «Табекс», которые мне очень помогли, и уже на третий день я больше не хотел курить. Это была просто механическая привычка, например, когда я вел машину или когда мне просто нечем было заняться. Я не перекусывала и не набирала вес в течение этого времени. Мой парень тоже бросил курить вместе со мной и был вдохновлен моей коробкой и дизайном Tabex.
Исследования доказали, что цитизин (активный ингредиент препарата Tabex) эффективен при отказе от курения. Побочные эффекты включают потерю аппетита, сухость во рту, тошноту и боли в животе, запор или диарею (прим. ред.).
Я не курил почти пять месяцев, но снова начал.
Я вернулся к этой привычке из-за стресса в моей нынешней ситуации. Мысль: Я куплю электронную сигарету, выкурю ее за один день и выброшу. Но я курю уже почти месяц и не готов бросить. Я должен привыкнуть к этому.
Валерий:
— Он курит уже тридцать лет. У моей семьи было больше проблем, чем у меня: мне приходилось постоянно выходить на балкон и подниматься по лестнице. Всегда был призыв. Я также постоянно пахла, жевала жвачку, сосала мятные конфеты, постоянно мыла руки — ничего не помогало. Я чувствовала, что от меня везде пахнет сигаретами.
Я не испытывал никакого удовольствия от курения, но моя рука все время тянулась в карман за сигаретой. Я решил остановиться, когда поднялся на третий этаж, чувствуя себя бездыханным, как восьмидесятилетний дедушка. Я понял, что с меня хватит.
«Удовольствия от курения уже не испытывал, но рука так и тянулась в карман за сигаретой»
Я не читал книг, не ходил к врачу, просто однажды утром пошел на работу и решил закурить по привычке. И я так разозлилась: неужели это действительно возможно, что я никогда не смогу остановиться? Почему сигарета сильнее меня? Я скомкал пачку и выбросил ее.
Я не курю уже пятнадцать лет, и у меня нет никакого желания. Вначале у меня было желание, особенно когда все вокруг курили. Самое сложное — не забыть, что вы бросили курить, иначе можно заразиться. Я начал сосать малину, когда мне хотелось курить. Но вскоре я отказался и от этого.
Марина:
— В 11 классе я начал постоянно курить. И это продолжалось еще восемь лет. Потом были периоды, когда я бросала курить и снова начинала. Сейчас я анализирую и понимаю, что снова начал курить из-за социальных стимулов. Например, когда я учился в университете, я не курил. Но у меня был друг, который курил, и это вошло в привычку: стоять на улице, разговаривать и курить «в компании».
Когда я бросил курить, у меня был принцип: если ты не покупаешь сигареты, значит, ты куришь.
«Если не покупаешь сигареты, то ты их и не куришь»
Я рано вышла замуж, в 18 лет, поэтому все мои вредные привычки совпали с моим браком. Мы жили отдельно от моих родителей. Я учился в университете. Это было в 1993 г. Это было время свободы во всех смыслах. Все курили, и я тоже закурил. Я не думал о том, хорошо это или плохо, повлияет ли это на мое здоровье, будет ли иметь последствия для будущего. Меня это не волновало.
Когда я, наконец, стал зависимым, я понял, что зависим от привычки. Я не могу думать или делать что-либо без курения. Как человек, имеющий творческую профессию, а именно журналистику, я решила, что если брошу, то вообще не смогу писать. Окружение, особенно режиссеры, для которых курение является частью их имиджа, сыграли свою роль. Я часто слышал от них: «Я не смогу работать».
Вскоре я перестала быть довольна своим цветом лица. Я начал думать о своем дыхании и других физиологических изменениях. Я подумал: я не хочу быть ленивым бананом в свои пятьдесят лет. Я не хочу выходить из подвала и прятаться по углам, чтобы защитить свой зад от порывов ветра.
В наименьшей степени это была удача. В нашей компании был дизайнер и художник — талантливые, но недоукомплектованные сотрудники. Однажды я встретил его на вечеринке, и он не курил. Он уволился.
— Мы с подругой решили не курить. Через три дня я поняла, что умру, если не буду курить, но перед этим я позвоню ему. Я решил, что если он курит, то и я могу курить с чистой совестью. Он сказал, что поссорился с женой, у него был стресс, и он больше не мог этого выносить. Я слушаю его и думаю: я страдал и мучился три дня, и что, зря?» — объяснил он.
Людмила: «В глазах дочери я совершила подвиг!»
Это стало для меня вызовом. В конце концов, я не физически и не наркотически зависим, курение — это чисто рефлекс. Я пью кофе и курю по утрам. На работе, когда мы выходим пообщаться, мы курим. И я понял, что готов бросить.
Однако мне долгое время снилось, что я курю. Я проснулся в поту: «Боже, зачем я это сделал?! И — слава Богу — это был сон. Подсознательно желание курить длилось не более года, а затем исчезло. Конечно, я боялась, что моя собственная дочь будет смотреть на меня и курить. Я представляла, как я говорю: «Таня, ни в коем случае не делай этого!». Но бросив курить, я совершил подвиг в глазах собственного ребенка. Не раз она признавалась мне, что моя сила значительно увеличилась для нее: «Мама, у тебя сильная сила воли, у тебя есть сила воли. Браво!»
Я закурил в первом классе. Мы с ребятами из школы подбирали окурки на улице. Мы курили как взрослые. Этот опыт запечатлелся в моей памяти вместе с правилом: Если вы хотите почувствовать себя взрослым, курите. Я делал это регулярно и на протяжении всех школьных лет, иногда целыми днями. Однажды мама застала меня за курением. Противостояние. Отшлепать. Она остановилась.
Когда мне было 15 лет, я устроилась на работу в агентство по трудоустройству молодежи во время каникул. Со своими сверстниками я убирал город и курил вместе с ними. Постоянно, серьезно. Сигаретный дым был знаком признания: все курят, и я курю. После того лета многие мои одноклассники вернулись в школу курящими. Этот «знак крутизны» сопровождал меня на протяжении всех школьных лет.
В конце концов, не курю же я трубку, покачиваясь в кресле и размышляя о судьбах мира. Нет, бегу как ломовая лошадь, втягивая дым на ходу.
Я помню точную дату, когда я бросил: 19 марта 2007 г. Я не курю уже 11 лет, 2 месяца и 10 дней.
Все началось с одышки и головокружения. Но я не спешил увольняться. Мне нужно было время. Однажды, покурив на остановке, я сел в автобус. Я почувствовал сильный и неприятный запах и вдруг понял, что запах исходит от меня. Я не могла принять себя такой.
И еще я понял, что ничего не работает, если нет веской причины сказать «нет». Для некоторых людей это финансовая составляющая. Для некоторых это здоровье. Для некоторых это вопрос престижа. В моем случае речь шла о самооценке и уровне принятия со стороны окружающих. Я поняла, что смогу повысить свою самооценку, если брошу курить. Я рассматривала это как способ работы над собой. Цель облегчила процесс отказа от курения.
Курение — это социально приемлемая зависимость. Реклама, кино и телевидение сформировали образ холодного мужчины и роковой женщины с сигаретой во рту. Курение имеет множество культурных и психологических коннотаций: от перекура в тамбуре электрички до философских дискуссий на кухне. Выкурить сигарету на лестнице ночью — это как награда за молчание и пребывание с самим собой.
Алексей: «Я не смог принять себя курящим»
Курение — это тема, которую невозможно обойти стороной. Это то, о чем можно поговорить с подростками. Когда я была маленькой, для меня было важно, чтобы было с кем поговорить на запретные взрослые темы: Курение, секс, наркотики, ИППП. Если родители готовы принять участие и провести такой разговор, подросток может понять, что ему следует бросить курить тихонько со своими друзьями! Родители не должны оставлять запретные темы школьным консультантам, а также обходить их стороной и не придавать им значения. Они должны говорить об этом, и говорить открыто.
Фото: Alex Donohue / Flickr
Мне так и не удалось бросить курить. Я давно понял, что чужой опыт мне не помогает. Конечно, я не хочу однажды оказаться в больнице с катетером в горле только потому, что в моем слабом теле из-за курения вспыхнула какая-то болезнь. Я хочу вести здоровый образ жизни. Я хочу избавиться от двух своих любимых выражений: «Если я похудею» и «Если я брошу курить», но ни первое, ни второе не выходит, я срываюсь. Я испытываю стресс, и моя рука тянется к сигарете.
Я начал курить в юности — как и многие другие люди, чтобы иметь компанию. На первом курсе художественного факультета я был пассивным курильщиком в курительной комнате на лестничной клетке. Там происходили самые интересные вещи: Музыка, бесконечные дискуссии о существовании и творчестве, дискуссии об искусстве. Этим летом мы ездили на пленэр в Тарусу, и я решил попробовать сигареты сам. Я чувствовал себя ужасно, это было невыносимо противно, но привычка оказалась заразительной — ко второму уроку я стоял и курил вместе со всеми.
Потом, в один прекрасный день, я сильно занервничала. Меня ограбили. Вернее, я
Как человек верующий, я решил ограничить себя, по крайней мере, во время Великого поста, чтобы бороться с этой зависимостью. Я сделал это, может быть, один раз. На следующий год, ничего не сказав своим знакомым и коллегам, я решил сделать это снова. Но, как оказалось, не заметить это было невозможно.
Курение – культурная бомба замедленного действия. Это все я очень хорошо осознавал.
Однажды у нас был важный проект. Я, режиссер, так волновался, что буквально кричал на всех вокруг. Я не собирался никому спускать это с рук. Один из моих умных коллег посмотрел на меня и тихо сказал: «Соня, вокруг тебя сейчас жужжат два демона: крик и курение. Иди покури». Я закурил и нарушил пост, но потом понял, что мне еще предстоит много работы над собой.
Ни искушения, ни сиюминутные слабости не выше меня. Но я еще не зашел так далеко.