— Что, по вашему мнению, необходимо срочно изменить в законодательстве, чтобы современные лекарства и технологии быстрее и легче доходили до пациентов?
«Триумф онкологии». Какие лекарства успешно побеждают рак
«Ученые обещают вылечить рак одной инъекцией», «Открыто новое лекарство от рака», «Найдено универсальное лекарство от злокачественных опухолей» — такие заголовки появляются в СМИ почти каждую неделю. Однако врачи полагаются на проверенные и испытанные методы: хирургическое удаление опухоли, химиотерапию и радиотерапию. Почти все виды рака неизлечимы. РИА Новости выясняет, куда исчезают впечатляющие достижения и когда наука победит рак.
В июле прошлого года журнал Science опубликовал статью, которая вызвала немалый ажиотаж в научном мире: испытания нового противоракового препарата полностью излечили от рака два десятка человек. У всех были поражены разные органы — матка, желудок, простата, щитовидная железа.
Единственное, что объединяло пациентов, это то, что их опухоли не реагировали на стандартное лечение из-за редких мутаций в геноме. После приема нового препарата, моноклонального антитела, которое помогает иммунной системе бороться с болезнью, 66 из 86 участников исследования почувствовали себя лучше. Их опухоли значительно уменьшились и стабилизировались, остановив свой рост. Восемнадцати пациентам повезло еще больше: рак покинул их навсегда.
И хотя испытание проводилось в сокращенной форме, поскольку в таких случаях не требуется контрольная группа плацебо, FDA, главное агентство США по лекарственным средствам, год спустя рекомендовало препарат для одновременного лечения нескольких видов рака у детей и взрослых. По мнению экспертов, скорость, с которой была дана рекомендация, беспрецедентна, и правительство может пойти на такие уступки только в том случае, если разработка окажется действительно значительной.
(A) раковые заболевания, обнаруженные у участников исследования; (B) ответ рака на лечение пембролизумабом (результат после первых 20 недель лечения).
На самом деле этой истории почти 11 лет, поскольку пембролизумаб (название нового препарата) был разработан в 2007 году Грегори Карвеном, Хансом ван Эненнаамом и Джоном Дулосом. Испытания начались только в 2013 году, а с 2018 года пациенты, страдающие агрессивными видами рака, которые не отвечают на стандартное лечение, могут рассчитывать на получение этой терапии. Конечно, это богатые люди: курс обучения стоит около 150 000 долларов.
Долгий путь из лаборатории к пациенту
«Это долгий и сложный путь: от идеи до пациента. Все перспективные молекулы сначала тестируются на животных, затем проводятся исследования с участием 10-20 пациентов, а потом их становится все больше и больше, пока не доходит до тысяч. Наркотик попадает только в следующий
Похожая история произошла с инновационной терапией рака ROCKET. В ходе клинического испытания II фазы проверялась эффективность и безопасность JCAR015, биологического препарата для лечения рецидивирующего или рефрактерного В-клеточного острого лимфобластного лейкоза. В июле 2016 года испытания были приостановлены на два месяца в связи со смертью трех пациентов. Через год испытание препарата было остановлено, поскольку еще два участника испытания умерли от той же причины — отека мозга.
Технология CAR предполагает введение пациентам их собственных генетически модифицированных Т-лимфоцитов. Таким образом, иммунная система пациента связана с лечением. Клетки иммунной системы распознают опухоль и атакуют ее. Несмотря на первоначальные отрицательные результаты, исследования в этом направлении были одобрены в некоторых странах.
Как заставить работать иммунитет
«Последние пять лет стали триумфом в онкологии иммуно-онкологических препаратов, которые делают опухоль доступной для собственной иммунной системы пациента. И мы продолжаем активно изучать эти препараты: подбираем оптимальную комбинацию, время назначения, последовательность; изучаем, как они влияют на хирургические исходы», — поясняет Марина Секачева.
12 человек с раком прямой кишки избавились от опухоли после шести месяцев лечения новым препаратом. Препарат называется достарлимаб. Принцип его действия заключается в том, чтобы сделать раковые клетки видимыми для иммунной системы.
Что произошло? Главное
Исследователи из онкологического центра Memorial Sloan Kettering в Нью-Йорке и Йельского университета обнаружили, что шестимесячное лечение препаратом привело к исчезновению опухолей у всех 12 пациентов. Исследователи подчеркивают, что это многообещающий результат, но необходимо проделать еще большую работу. Они отмечают, что даже после года наблюдения опухоли не росли, а уменьшались до полного исчезновения.
Результаты впечатляют, но пока они только предварительные, сказал Грэм Ньюстед, кишечный хирург и медицинский директор Австралийского отделения рака кишечника.
«Этот препарат необходимо проверить в крупномасштабном испытании, пока что он показал 100-процентную эффективность», — сказал Ньюстед.
В сопроводительной редакционной статье гастроинтестинальный онколог Университета Северной Каролины Ханна Санофф сказала, что полученные результаты — это повод для гордости, но препарат пока не может заменить существующие методы лечения.
Что выяснили авторы новой работы?
Для отбора добровольцев необходимо было соответствовать нескольким критериям:
Во-первых, сказал доктор Ньюстед, опухоль должна быть на второй или третьей стадии. На второй стадии опухоль прорастает в стенку прямой кишки; на третьей стадии она прорастает через стенку в соседние ткани или лимфатические узлы. Это умеренно прогрессирующие формы рака.
Эти опухоли
Препарат достарлимаб был разработан компанией GlaxoSmithKline. Эти препараты называются ингибиторами контрольных точек и являются одним из современных методов лечения рака эндометрия.
Раковые клетки имеют множество механизмов, которые позволяют им расти и распространяться одновременно. В то же время они остаются невидимыми для нашей иммунной системы. Достарлимаб связывается с белками, которые присутствуют только в клетках рака эндометрия. Таким образом, иммунная система узнает о цели, которую необходимо атаковать.
В ходе исследования добровольцы получили девять внутривенных доз препарата с интервалом в три недели. Курс длился шесть месяцев, после чего пациентам назначалась химиотерапия, радиотерапия или операция. Но так далеко дело не зашло. Опухоли уменьшились, а затем исчезли.
«И так было со всеми исследованиями: позитронно-эмиссионной томографией, МРТ, ректальным обследованием и биопсией», — сказал доктор Ньюстед.
И, как пишут исследователи, за период наблюдения — от шести до 25 месяцев — не было зарегистрировано ни одного случая прогрессирования опухоли или рецидива.
Сатиш Варриер, хирург-колопроктолог из Онкологического центра Питера МакКаллума, назвал результаты исследования революционными, поскольку они позволят пациентам избежать не только хирургического вмешательства, но и радиотерапии.
В исследовании приняли участие 12 добровольцев, еще четверо проходят лечение до публикации результатов исследования. По словам доктора Ньюстеда, это крайне малая выборка.
Для получения окончательных ответов необходимо большее количество пациентов. В нем участвуют как минимум две группы, одна из которых получает препарат или лечение, а другая — нет. Кроме того, эффективность препарата необходимо сравнивать у равного количества мужчин и женщин.
Что исследователи собираются делать дальше?
Необходимо также изучить большое количество пациентов с раком второй и третьей стадии: Их необходимо сравнивать и наблюдать за ними в течение достаточного периода времени, чтобы убедиться в отсутствии рецидивов.
Большинство людей с раком прямой кишки, по крайней мере 95%, по-прежнему нуждаются в традиционном лечении, сказал доктор Варриер.
Доктор Санофф отметил, что пока неизвестно, работает ли препарат при других типах рака прямой кишки или против различных видов рака в целом.
Дело в том, что триллионы микробов в кишечнике человека — микробиом кишечника — могут влиять на эффективность иммунотерапии.
Исследователи признают, что их работа — это только начало. Они рассчитывают испытать досталимумаб на других локализованных опухолях с мутациями ДНК, таких как рак поджелудочной железы, желудка и простаты.
Читать далее