Совсем мозгов нет! » С каким количеством мозга можно жить. Что делать если нет мозгов.

Содержание

Умственная отсталость часто вызвана недостатком сна. Человек может лежать долгое время, но сон не приходит. Например, стресс, шум из окна. Часто встречаются заболевания, которые приводят к хронической бессоннице. Для лечения этого состояния используются следующие методы:

«Совсем мозгов нет?!» С каким количеством мозга можно жить?

Если вы когда-нибудь в пылу спора говорили: «Похоже, у тебя совсем нет разума!», то у нас для вас есть новость. Возможно, у вас больше нет 90 процентов мозга, но вы по-прежнему остаетесь совершенно нормальным и адекватным человеком. Так что это выражение больше не оскорбление, а обычное (ладно, не совсем обычное и довольно редкое) медицинское явление. Оно также заставляет нас задаться вопросом: что на самом деле управляет нами, нашим сознанием, нашим поведением и что составляет этот похвальный коэффициент интеллекта? MedAboutMe рассказывает, что, а точнее, без чего человек умудряется жить, работать и растить детей. Спойлер: Некоторые люди живут с шестифунтовым ломом в голове.

Иммунодиетология — не для всех, а только для вас

Индивидуальная диета на основе анализа крови на антитела: объясняем, как работает иммунная диетология.

Железный ломик и современная нейробиология

Возможно, самое важное событие для зарождения современной нейробиологии произошло 180 лет назад. Пациент Гейдж работал на стройке в США, когда в результате несчастного случая получил удар по голове железным ломом (диаметр 32 мм, длина 110 см, вес 6 кг). Лом пробил его череп в результате взрыва. Однако сам Гейдж даже не потерял сознание, а сумел добраться до врача, где ему удалили часть мозговой массы и «подлатали» его.

После лечения он продолжал работать и жить прежней жизнью. И только близкие заметили небольшие изменения в его характере: раздражительность, жестокость, грубость. На самом деле это была небольшая цена за обычно смертельную травму.

Этот случай заставил врачей того времени задаться вопросом, что же на самом деле движет человеком. Не так давно, используя остатки тщательно сохраненного черепа, была проведена реконструкция пораженных долей мозга, оценка потери мозговой ткани в самой ране и «промывание мозгов», и даже современные эксперты все еще были озадачены. Нормальная жизнь и функционирование при такой травме невозможны даже по современным оценкам. Но чудеса случаются.

«Легкая слабость в ноге» и 10% мозга

«Легкая слабость в ноге» и 10% мозга

44-летний пациент обратился во французскую клинику в 2007 году. Он жаловался на «легкую слабость в левой ноге». Его тщательно обследовали, чтобы исключить сосудистые проблемы, рак, травмы спинного мозга и другие аномалии, и направили на сканирование мозга. Обнаружилось нечто странное: либо аппарат работал неправильно, либо все ткани мозга пациента были замещены жидкостью.

Сканер проверили, обследование повторили. Снова. И оказалось, что у мужчины фактически вообще нет мозга — все процессы контролировались тонким внешним слоем мозговой ткани, остальное — спинномозговая жидкость.

Эксперты подозревали, что мозговая ткань медленно разрушается из-за гидроцефалии. Пациент родился с повышенным скоплением жидкости в полости черепа, и для ее оттока был установлен стент. В возрасте 14 лет мальчик пожаловался на атаксию и отсутствие мышечной консистенции, и стент был удален, так как он считался компенсированным. С тех пор состояние мозга стало медленно ухудшаться, и к 44 годам он почти полностью исчез.

Обструктивная гидроцефалия — таков был диагноз, который в конце концов поставили французскому пациенту. Причиной стало сужение отверстия Мажанди, которое соединяет заполненные жидкостью мозговые желудочки с субарахноидальными пространствами мозга. Но, несмотря на диагнозы, мужчина не был инвалидом. Он также не был умственно отсталым: его IQ был немного ниже 75 баллов, но близок к норме. Дети с таким IQ учатся в обычных школах, взрослые работают, и француз не был исключением. Он вполне успешно работал государственным служащим, до сих пор женат и имеет двоих детей. И до момента обследования он считался вполне здоровым человеком с несколькими детскими проблемами, которые, по его мнению, остались в далеком прошлом.

Несмотря на то, что в популярных репортажах говорилось о «жизни с 10% повреждением мозга», это утверждение не совсем точно. Казалось, что у пациента сохранился ствол мозга, область мозжечка, которая содержит большую часть нейронов и их связей. Но у него осталась лишь десятая часть коры головного мозга. Так что вполне возможно жить и с корой, и буквально лишь с несколькими частями мозга (пусть и самыми важными). Вопрос в том, зачем нам нужны остальные части?

Лень — это нормально: почему мозг не хочет учиться, и как его разгрузить

Фото: Shutterstock

Ваш браузер не поддерживает аудиоплеер. Подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, Яндекс.Музыка, Spotify, CastBox или на любой другой платформе, где вы нас слушаете. Также не забудьте посетить канал Write It Off в Telegram — там мы публикуем дополнительную информацию об эпизодах и делимся полезными ссылками.

По разным оценкам, емкость нашего мозга эквивалентна 2,5 млн Гб цифровой информации. Даже в состоянии покоя мозг обрабатывает объем информации, эквивалентный примерно 100 000 слов. Уже в 2011 году американцы потребляли в пять раз больше контента, чем в 1986 году. Десять лет спустя представьте, сколько сегодня приходится обрабатывать нашему мозгу. И это несмотря на то, что мир постоянно меняется — наша повседневная жизнь тоже меняется, ставя перед нами новые вызовы и задачи, требующие решений. Сделать что-то креативное для клиентов на работе, решить, с каким подрядчиком работать для бизнеса, сшить костюм зайчика для ребенка на школьный праздник — вот лишь некоторые вещи, которые требуют нашего внимания в течение дня. Обычно мы хотим творчески подойти к каждой задаче — придумать что-то новое, классное и важное, но вдруг в голове возникает тупик: мозг отказывается что-либо придумывать, оставляя нас с тривиальными решениями (а иногда и вовсе без них). В этот момент мозг, подобно компьютеру, «перегружается». Острота ума снижается, трудно вспомнить нужные слова на лету, а новые знания, полученные несколько недель назад, просто выветриваются. В этом эпизоде мы беседуем с Татьяной Смирновой, нейробиологом, экспертом в области андрагогики и основателем Школы личной эффективности, о том, почему мозг становится вялым, как избежать ситуации, когда кажется, что для новой информации больше нет места, и как помочь мозгу мыслить творчески.

Таймлайн беседы

00:26 — Почему мы глупы: Что такое мозговой туман 5:50 — Как избавиться от тумана: Как разгрузить мозг 7:40 — Что влияет на интеллект 11:49 — Мгновенная помощь: как заставить мозг работать прямо сейчас 15:49 — Какие ежедневные привычки помогают мозгу 21:53 — Топ занятий: почему вы не заставляете мозг работать 24:41 — От чего лучше отказаться, чтобы помочь мозгу работать лучше.

Хайлайты эпизода

  1. Гены. Чем старше мы становимся, тем сильнее на уровень нашего интеллекта влияет генетическая расположенность.
  2. Среда. Важно создавать условия жизни, которые коррелируют с нашими задатками и позволяют развивать их.

Сахар и кофеин помогут вам в кратчайшие сроки заставить мозг работать и мыслить творчески. Этот метод эффективен, когда вам срочно нужно придумать идею во время мозгового штурма. Но не используйте эти средства для повышения мозговой активности постоянно — сахар и кофеин вызывают привыкание, и каждый раз вам потребуется большая доза стимуляции.

Фото:Pexels

Лень — это нормальная реакция нашей психики на задачи, которые кажутся бессмысленными. Не ругайте себя, а воспринимайте такие фазы как возможность избавиться от ненужного. Существует два способа борьбы с ленью

  1. Разобраться, почему именно мы не хотим делать ту или иную задачу. Возможно, она действительно не имеет никакого смысла — тогда попробуйте вообще от нее избавиться.
  2. Принять лень и воспринимать ее как возможность отдохнуть от когнитивного контроля. Состояние блуждания ума и появление сторонних мыслей активируют сеть пассивного режима работы мозга. В такие моменты мы становимся более творческими, выдвигаем новые идеи.

За концентрацию внимания в организме человека отвечает гормон кортизол. Его активность достигает пика между 8:30 и 10:30 утра, поэтому лучше всего браться за сложные задачи в это время. Конечно, не забывайте, что человеческий цикл очень индивидуален. Поэтому постарайтесь найти свой «золотой час» и подстроить график под себя.

Советы о том, как помочь мозгу разгрузиться

Получайте достаточно сна. Сон — это естественный ресурс организма, который помогает нам восстановиться и перезагрузить систему. Когда вы испытываете недостаток сна, вам трудно принимать даже простые повседневные решения. Старайтесь спать 7-9 часов.

Пробуйте новые вещи. Необычные задачи привлекают внимание мозга и стимулируют выработку в нем химического вещества, которое не дает ему заснуть. Даже прогулка по коридору с закрытыми глазами в течение нескольких минут может помочь отвлечься и запустить новые процессы в мозге.

Избегайте многозадачности. Многозадачность утомляет и снижает производительность, особенно если вы одновременно занимаетесь несколькими увлекательными делами. Вместо этого сосредоточьтесь на одной задаче за раз.

Дайте себе отдых. Дайте своему мозгу передышку в течение дня. Несколько раз отложите работу и не думайте ни о чем. Лучше всего помогает созерцание на природе. Но если у вас нет времени на прогулку, просто поищите в Интернете фотографии природы или найдите их на рабочем столе своего компьютера.

Социализируйтесь. Продолжайте заниматься общественной деятельностью — это улучшит ваше настроение, память и когнитивные способности.

Составьте расписание. Хаос посылает мозг в панику. Рутины — это правила, которые снимают нагрузку с мозга и позволяют ему уделять больше энергии творческим или рабочим задачам. Рутина — это привычка, которая сигнализирует мозгу, что он в безопасности: чем сложнее ваша жизнь, тем труднее мозгу сосредоточиться.

Воздержитесь от жирной пищи и углеводов. Они вызывают сонливость, поэтому избегайте тяжелой пищи перед важными событиями и творческими мозговыми штурмами.

Пейте много воды, так как это улучшает кровообращение. А вот алкоголя следует избегать. Он отключает систему торможения в мозге, и мы становимся более свободными. Но алкоголь негативно влияет на когнитивные способности, поскольку разрушает нервные клетки и связи между ними.

Перекрестные шаги

Оно выполняется в положении стоя. Смысл тот же, что и в предыдущем упражнении, только теперь мы тянем противоположное плечо к колену. В идеале упражнение должно выглядеть так, как будто оно выполняется в замедленной съемке. Постарайтесь сначала выполнять упражнение в быстром темпе, а затем постепенно замедляться. Чем медленнее вы двигаетесь, тем быстрее работает ваш мозг.

Это упражнение также известно как «ленивая восьмерка», потому что мы рисуем на странице цифру 8. Не все дети знают, что это символ бесконечности. Идея заключается в том, что мы следим глазами за движущимся большим пальцем, когда он очерчивает «ленивую восьмерку».

Согните руку в локте и вытяните ее вперед, большой палец должен находиться на уровне глаз. Чем медленнее движение, тем больше концентрация мышц. Важно. Не двигайте большим пальцем из стороны в сторону, держите глаза подальше от большого пальца.

Движение большого пальца начинается в центре поля зрения и идет сначала вверх к краю поля зрения, затем против часовой стрелки вниз и обратно к центру. Затем аналогично по часовой стрелке вправо, вверх и обратно к центру.

Сделайте это не менее трех раз каждой рукой, равномерными и непрерывными движениями. Вы поняли?

Теперь сведите руки вместе, направив большие пальцы вверх, чтобы получилась буква «X». Теперь сделайте медленную октаву обеими руками вместе.

Дыхание животом

Это упражнение насыщает мозг кислородом, улучшает аппетит и работу пищеварительной системы.

Положите руку на живот. Выдохните весь воздух, но только маленькими капельками, как будто вы пытаетесь удержать пушинку в полете. Теперь вдохните медленно и глубоко, плавно, как воздушный шар. На выдохе плавно опустите руку, а на вдохе поднимите ее. Повторите выдох, выгибая спину так, чтобы при вдохе воздух как можно глубже втягивался в легкие.

Это упражнение довольно просто для маленьких детей, оно называется диафрагмальным дыханием. Для взрослых, однако, оно очень трудно выполнимо.

Это упражнение часто используется в песенных танцах и рекомендуется для детей и взрослых с проблемами дыхания.

«Ухо-нос» или «Веселые обезьянки»

Со стороны это упражнение выглядит очень забавно. Но на самом деле его не так-то просто выполнить. С первого раза у вас может не получиться. Но это зависит от вашей скорости. И чем быстрее вы это сделаете, тем лучше. Отличное упражнение для детей, которые испытывают трудности с чтением и письмом.

Итак, возьмитесь левой рукой за кончик носа и одновременно правой рукой за противоположное ухо. Теперь отпустите одновременно ухо и нос, хлопните в ладоши и резко поменяйте положение рук «вверх ногами».

Когда состояние нормализуется?

После комплексной терапии вы почувствуете себя лучше. Рекомендуется соблюдать все меры здорового образа жизни. Ешьте здоровую пищу, гуляйте на свежем воздухе и будьте физически активны. Впоследствии для нормализации состояния пациента может не потребоваться длительное применение лекарств.

Решение о приеме ноотропов принимает врач; у них есть побочные эффекты и противопоказания, о которых пациент может не знать.

Если рекомендован прием ноотропов, желательно предварительно пройти обследование. Через одну-две недели после приема препарата повторяют лабораторные анализы крови и мочи, чтобы исключить риск побочных эффектов.

Как классифицируют ноотропы

После приема препарата состояние нормализуется в течение месяца. Результат является накопительным. Если человек воздерживается от приема лекарств, но занимается спортом, гуляет, придерживается здорового питания и пьет много воды, может потребоваться больше времени. Когда в мозге происходят изменения, волокна восстанавливаются постепенно. Требуется время, чтобы питательные вещества, витамины, микроэлементы, минералы и кислород достигли мозга.

Как развить память и внимательность у подростка?

Наличие устройств с доступом в Интернет привело к избытку информации в жизни современных детей. Если раньше для получения новых знаний им приходилось рыться в книгах и энциклопедиях, то сегодня достаточно ввести запрос в строку поиска. Несколько кликов — и нужная информация появляется на экране. Смартфон также можно использовать для создания расписаний и списков дел, чтобы умное устройство постоянно напоминало вам о том, что вы запланировали.

Однако у роста высоких технологий есть и обратная сторона: отсутствие стресса расслабляет мозг. Результат не очень хороший: у человека ухудшается память, внимание и способность концентрироваться.

Чтобы улучшить память подростка, необходимо:

  • мотивировать школьника тренировать память с помощью специальных упражнений;
  • обеспечить ребенку правильное питание и контролировать режим дня;
  • заинтересовать школьника хобби, которое требует интеллектуальной активности;
  • подобрать спортивные занятия, которые понравятся ребенку.

Когда пишешь контрольную, диктант или экзамен, никакой гаджет не поможет. Подростку приходится запоминать формулы, законы, правила и исключения. Если у школьника хорошо развита память и хорошая концентрация внимания, это не проблема. Но если у него плохая память и он не может сосредоточиться, то обучение в школе и подготовка к экзаменам могут быть очень сложными.

Чтобы предотвратить проблемы с памятью и вниманием, подростки должны питаться полноценной пищей, много гулять на свежем воздухе и достаточно спать. Омега-3 жирные кислоты, фосфор, селен и витамины группы В необходимы для активной работы мозга. Рацион подростка должен включать достаточное количество белков, жиров и сложных углеводов, а также мед, сухофрукты, темный шоколад, орехи.

Чтение, шахматы, занятия музыкой, головоломки и уроки иностранных языков — все это может помочь памяти подростка. Важно, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий, иначе польза будет утрачена.

Физические упражнения улучшают мозговое кровообращение, что положительно сказывается на всех когнитивных процессах. Это может быть простая утренняя пробежка, а также танцы, гимнастика, боевые искусства или командные виды спорта.

Упражнения для развития памяти у подростков

В дополнение к здоровому образу жизни важно выполнять специальные упражнения для памяти и внимания. В интернете можно найти множество предложений, которые тренируют зрительную и слуховую память и логическое мышление.

Вот самые эффективные из них:

  • поиск отличий между двумя очень похожими картинками;
  • запоминание слов или картинок из предложенного набора;
  • решение головоломок и ребусов;
  • заучивание наизусть стихов и песен;
  • пересказы содержания книг и фильмов.

Часто бывает так, что молодой человек не в состоянии самостоятельно систематически выполнять упражнения, а у родителей обычно не хватает на это времени. В этом случае обратитесь за помощью в виде курсов по развитию памяти, которые предлагаются во многих детских центрах.

Как заниматься развитием памяти и улучшать память?

Вывод один: память ученика обладает большим потенциалом. Нужно только правильно его использовать.

Вот несколько советов:

Альтернативные способы запоминания. Например, мнемоника — создание ассоциативных образов для запоминания предметов.

Научитесь структурировать информацию. Например, создание «карт ума» или других.

Здоровое питание и здоровый образ жизни. Это ключ к здоровью и развитию мозга.

Повышение мотивации и осознанности. Есть что-то, что вы хотите запомнить? Начните с понимания «почему».

Хобби. Вам нужно что-то, чем ваш подросток может заниматься помимо чтения. Это смена темпа и новый способ мышления. Спорт, творческие занятия, альтернативное обучение — все, где нужно думать по-другому.

Тренировки мозга на практике

Разгадывание головоломок Это хороший способ заставить его быстро сосредоточиться. Разгадывая головоломки в течение некоторого времени, можно научиться решать поставленную задачу в кратчайшие сроки.

Цветные слова Многие наверняка видели картинку, на которой цвет слов не соответствует цвету — слово желтый написано красным. Задача состоит в том, чтобы как можно быстрее назвать цвет слов. Это упражнение направлено на развитие внимания и считается одним из самых эффективных.

Логическая цепочка Написано 20 слов. За 1,5 минуты запомните как можно больше слов и повторите их по порядку. Слова не связаны друг с другом. Чем выше ваш результат, тем лучше ваша память. При регулярной практике вы увидите результаты.

Запоминание Простой, но эффективный метод. Стихи, песни, пересказы книг и фильмов. Ваша память скажет вам спасибо. И вы сможете проверить свои знания практически в любой жизненной ситуации.

Кстати, вы можете сделать этот тренинг хорошей семейной традицией и развивать его вместе! Так тренировать память станет проще и веселее!

Курсы по развитию памяти в центре К.О.Т.

Упражнения в домашних условиях полезны и эффективны. Но это не единственный вариант. Учебный центр K.O.T. разработал специальный курс «Развитие внимания и памяти». В программе учтены все особенности мышления подростков.

Обязательной и очень важной частью программы является диагностика. У каждого человека есть определенный тип памяти, который развивается в разной степени. Это необходимо учитывать при тренировке памяти. Конечно, работать нужно со всеми типами памяти, но если сделать акцент на их сильных сторонах, то результат всегда будет лучше.

По результатам диагностики и занятий наши специалисты создают индивидуальную стратегию тренировки памяти для каждого участника и дают практические советы для учеников и родителей.

Теперь ответьте на несколько вопросов теста. Вы узнаете, легко ли вашему ребенку запоминать информацию.

Нейропластичность и нейробика: упражнения для мозга (часть I)

Пластичность в общем смысле означает гибкость, многогранность. Глина податлива по своим свойствам; человеческое тело также податливо — мышцы наращиваются, связки растягиваются, жировая ткань либо наращивается, либо сгорает.

Но как можно применить эту концепцию к мозгу? Как связаны между собой абстрактные мысли и вполне материальный «орех» в нашем черепе? И, наконец, существуют ли вообще какие-либо специальные упражнения для мозга?

Восстановление нейронных связей

Из чего состоит мозг

Мозг состоит из нейронов — особых нервных клеток, уникальных по своей структуре: с множеством маленьких щупалец и одним длинным. Короткие щупальца — это дендриты, а длинное щупальце — ствол.

Дендриты соединяют соседние нейроны, а аксоны соединяют разные части нервной системы, иногда очень далеко друг от друга. Например, нейроны в голове могут доходить своими аксонами до поясничной области, а нейроны в поясничной области — до пальцев ног.

Точка соприкосновения ветвей двух нейронов называется синапсом. Это соединение рыхлое и имеет зазор. Сигнал от одной клетки к другой передается с помощью ионов или специальных белков-посредников.

Как развить нейронные связи?

Мозг состоит из белого и серого вещества:

  • Белое вещество состоит из аксонов. Его функция — доставлять сигналы по телу и согласовывать работу всей нервной системы.
  • Тела нейронов и дендриты образуют серое вещество . На нем остановимся подробнее.

Роль серого вещества

Честно говоря, его цвет скорее серо-коричневый — кровеносные сосуды, снабжающие нейроны питательными веществами, придают ему коричневатый оттенок. Серое вещество отвечает за память, эмоции, язык, движение и обработку сенсорных данных.

Все наши представления о мире хранятся в виде связей между нейронами. Каждое новое событие вызывает образование новых ассоциативных связей.

Чем больше связей образуется в одном воспоминании, тем оно прочнее. Когда вы что-то видите, в зрительной области мозга образуются связи для этого «что-то». Когда вы подключаете уши, нос, чувство осязания, добавляете радость или отчаяние или другие сильные эмоции, образуется больше ассоциаций — образ прочнее оседает в памяти и легче вспоминается.

Что такое нейропластика мозга

Впервые это понятие было использовано польским нейробиологом Ежи Конорским более 70 лет назад. Вкратце, нейропластичность — это способность мозга формировать новые ассоциативные связи. И не просто новые связи, а такие, которые помогают нам адаптироваться к изменяющимся условиям.

Это понятие охватывает все идеи, техники и подходы, которые могут стимулировать и тем самым повышать пластичность мозга.

Существует пять факторов, влияющих на нейропластичность:

  1. Количество нервных клеток
  2. Количество отростков на них
  3. Количество синапсов (напоминаем: это физические контакты между нейронами)
  4. Количество сигнальных белков в синапсах
  5. Количество церебральных кровеносных сосудов

По первым четырем пунктам ясно, что чем больше клеток, парафизов, синапсов и синаптических белков, тем богаче «инфраструктура» для формирования ассоциативных связей. Что касается пятого пункта, то здесь необходимо небольшое пояснение.

Для эффективного функционирования нейронам необходима энергия, а для этого необходимо хорошее кровоснабжение. Если кровоснабжение отсутствует, активность нейронов снижается. Это часто происходит после травмы мозга, которая нарушает кровоток. Поэтому количество кровеносных сосудов также является одним из ключевых факторов пластичности.

Занятия для мозга

Обучение мозга: быстрые и медленные изменения

Развитие новых дендритов, образование новых синапсов или завязывание сети кровеносных сосудов — все это анатомические изменения, которые требуют времени. Они важны и на них можно повлиять (мы расскажем вам, как это сделать позже), но они протекают в фоновом режиме. А вот внезапное улучшение «здесь и сейчас» вряд ли будет замечено. Обучение через синаптические белки — это совсем другое дело.

Упражнения на нейропластичность мозга

Если определенный фрагмент информации снова и снова вызывает один и тот же синапс, значит, он важен. Чтобы сохранить ее, улучшается контакт между нейронами: больше белков-посредников в синаптической щели, и сигнал передается быстрее.

Для того чтобы эта информация запомнилась еще лучше, старые синаптические белки заменяются новыми, обладающими более высокой активностью. Такое быстрое обучение может быть достигнуто в течение нескольких недель.

Зависимость нейропластичности от возраста

«Впитывает как губка, ловит ногами» — обычно говорят о детях. Пожилые люди явно труднее поддаются обучению, и этому есть биологическое объяснение.

Окна пластичности — это периоды жизни, когда мозг более восприимчив к окружающему миру и легче устанавливает нейронные связи.

В первые годы жизни существуют критические фазы для различных функций: сначала зрение и слух, затем язык и моторика, затем высшие когнитивные функции. В это время активны в основном возбуждающие нейроны. Затем развивается тормозная система, и окно закрывается. Однако последние исследования показывают, что закрытие окна не является приговором.

Во-первых, во взрослом возрасте образуются новые нейроны. Об этом процессе пока мало что можно сказать, он еще изучается, но результаты обнадеживают.

Во-вторых, даже в пожилом возрасте можно сформировать новые нейронные связи, вплоть до восстановления всех двигательных навыков с нуля. Об этом свидетельствует опыт реабилитации после инсульта.

Оцените статью
womansinfo.ru