Что выбрать — специалитет или бакалавриат с магистратурой. Что лучше бакалавриат или магистратура?

Перед поступлением рекомендуется узнать о разнице между бакалавриатом и магистратурой. Таким образом, вы сможете заранее решить, хотите ли вы учиться после бакалавриата. Однако бюджетные статьи есть на обоих уровнях высшего образования.

Что выбрать — специалитет или бакалавриат с магистратурой?

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию и ввела новую двухуровневую систему высшего образования. Конечно, некоторые университеты имеют возможность получения степеней бакалавра и магистра с 1993 года, но официально это стало возможным только с 2003-2004 годов.

До этого момента студенты могли обучаться только на предметном уровне и получать диплом по предмету. С введением Болонской системы у них появилась возможность учиться на уровне специалиста или получить степень бакалавра, а затем, при желании, степень магистра.

Что представляет собой специалитет?

Курс подготовки специалиста — это полный университетский курс, который длится от 5 до 5,5 (редко 6) лет, в зависимости от специальности и типа обучения. Здесь нет этапов в подлинном смысле этого слова: студент последовательно заканчивает пять курсов, проходит стажировку и защищает диссертацию на пятом курсе.

Специалиста обучают не только базовым, фундаментальным наукам, но и специальной подготовке, связанной с выбранной профессией.

Основные преимущества диплома специалиста:

  • после окончания специалисты могут поступить в аспирантуру и начать преподавательскую деятельность в вузе;
  • специалисты имеют право работать в государственных органах.

Важное уточнение: вероятность получить работу выше после получения степени специалиста. Работодатели чаще нанимают профессионалов, чем бакалавров.

Есть и некоторые недостатки:

  • если вы решите продолжить обучение или найти работу за рубежом, к вашей степени возникнут вопросы (в других странах действует Болонская система);
  • поступление в магистратуру после специалитета не дает отсрочку от армии.

Степень специалиста — это полноценное университетское образование, после которого вам не нужно продолжать обучение.

Особенности обучения на бакалавриате

Степень бакалавра — это первая ступень высшего образования, если вы выбрали Болонскую систему. Продолжительность обучения составляет от 3,5 до 4,5 — 5 лет, в зависимости от формата и области обучения. Стандартный срок обучения на очной форме составляет 4 года (4 курса). В конце нужно написать специальную работу и сдать экзамен, после чего вы получаете диплом.

Одной из особенностей бакалавриата является акцент на общие знания в выбранной вами области обучения. Это «фундамент» для изучения профессии, который вы можете использовать по своему усмотрению.

В то время как специалисту может потребоваться длительная переподготовка для освоения новой профессии, получение степени может быть таким же простым, как прохождение краткого курса по пересмотру.

Можно ли сделать как в Европе

Всегда есть обычный короткий путь — принятие определений «с Запада». Однако определения Европейского пространства высшего образования расплывчаты и сосредоточены больше на количестве кредитов, чем на функциях. Это связано с тем, что в центре внимания Болонского процесса изначально находилось международное и европейское образование.

Болонский процесс стал ответом на чрезмерную специализацию. Рынок стал нестабильным, новые требования и специализации быстро появляются и так же быстро теряют свою значимость. Система промышленного образования, целью которой было подготовить совершенные детали для экономической машины, перестала функционировать. Старые учебные программы с одним предметом, лекции как основной метод обучения и подготовка только для рынка труда становились все более неадекватными. Студенты выразили желание, чтобы им дали возможность изменить свои ориентиры в жизни, решить проблемы разного рода и подготовиться не только к работе, но и к жизни в целом после окончания университета.

Новые тенденции проявились в серии экспериментов — особенно в логике бесплатного образования. Центральным моментом является идея о том, что выпускник одновременно является участником рынка труда, личностью и гражданином. Он должен научиться критически анализировать действительность, пробовать себя в разных дисциплинах и работать вместе с разными людьми. А профессиональную подготовку можно получить позже, в аспирантуре и магистратуре. Большинство европейских стран еще не набрались смелости полностью перейти на такую систему.

В Средние века те, кто освоил тривиум, становились бакалаврами: Логика, грамматика и риторика. Тривиум по-прежнему является основой, хотя и под видом современных «мягких навыков»: критическое мышление, письмо и общение. Курс должен давать широкое базовое образование, не менее систематическое, чем советские курсы, но содержащее различные научные и междисциплинарные разделы.

Фото:Александр Рюмин / ТАСС

Выпускник должен уметь быстро осваивать новую область знаний — именно потому, что он способен применять различные типы мышления: от исторического до математического. Он или она также должны уметь формулировать личную позицию по социально значимым вопросам. Основными форматами обучения в бакалавриате являются семинары и академические эссе, в которых вы должны представить свою точку зрения, и групповые проекты, в которых вы должны найти общий язык с другими студентами.

Чем должны быть бакалавриат, магистратура и аспирантура?

Однако ключевым уровнем для экономического развития является не уровень степеней, а уровень выпускников. Магистратура является важнейшей формой взаимодействия университета с реальным сектором экономики. Хотя первые степени аспирантов были присуждены в 1994 году, учебная программа аспирантуры все еще остается неизведанной территорией в России. Каждый университет и даже каждая программа обучения интерпретирует его по-своему.

Как должны выглядеть программы для выпускников? Во-первых, они должны руководствоваться конкретной должностной инструкцией и составляться на основе того, какой должна быть профессия, а не какой она является сегодня. Профессионал обладает как специфическими навыками, так и критическим осмыслением того, что он делает, достаточным для того, чтобы не только работать по алгоритму, но и менять его при необходимости. В то же время, так называемые «академические» или «исследовательские» аспирантские программы также являются профессиональными. Если мы перестанем отделять исследовательскую работу от других профессиональных областей, то можно будет демистифицировать академическую работу и готовить ее более технологично.

Во-вторых, программы должны разрабатываться совместно с профессиональным миром и с участием практикующих учителей. Наконец, в процессе обучения необходим реальный опыт: совместные проекты с представителями промышленности, работа в симуляционной среде, позволяющей отрабатывать навыки в условиях, приближенных к реальности. Основной формат программы аспирантуры — лаборатория, а основные методы — реальные проекты и симуляции.

Фото:Михаил Терещенко / ТАСС

В этом смысле «профессионализм» — правильная инициатива с удивительно неудачным названием. В отличие от специализации, профессию нельзя приобрести за двухгодичный курс без получения диплома. Именно эта основа создает условия для осмысления деятельности через возможность взглянуть на нее с точки зрения различных дисциплин. Термин «профессионализм» посылает искаженное послание высшим учебным заведениям, студентам и рынку труда и усугубляет и без того сложную ситуацию с разграничением функций уровней.

Последипломное образование, пожалуй, подвергалось реформам чаще других. За вихрем перемен легко забыть об основах: докторская степень, например, должна отличаться от магистерской собственным взглядом на предмет и оригинальным авторским вкладом. Программы могут быть разработаны по-разному, при условии, что эти два образовательных требования выполняются.

Еще одна проблема — название уровня. Складывается впечатление, что «докторская степень» и «PhD» отличаются по своей природе и качеству. Это не так. Но в то время как другие страны стараются сохранить как можно больше докторов наук, мы посылаем противоречивые сигналы: приезжайте, но вам будет трудно защититься на английском языке; получите степень у нас, но у вас будут трудности с признанием мировым профессиональным сообществом.

Все это можно легко опровергнуть аргументом, что уровень образования устарел. Не пора ли вообще отказаться от них? В конце концов, мы можем заменить их микроуровнями: Вы приобретаете навык и добавляете его в свое виртуальное портфолио, как значок победы в самолете. Более того, уровни связаны в общественном сознании с этапами жизни: вы должны получить степень бакалавра в 18 лет, магистра в 22 года и магистра в 24 года. Не облегчит ли их отсутствие переход к обучению на протяжении всей жизни?

Однако дело в том, что уровни выполняют ряд важных функций, которые невозможно заменить. Во-первых, они подразумевают честность. Между уровнем и отдельным навыком существует такая же разница, как между владением техникой и даном в карате. Во-вторых, они являются символом того, что выпускник не только приобрел образовательный опыт, но и разделяет ценности и принципы университета. По этой причине ведущие университеты считают «своими» выпускниками только тех, кто получил степень бакалавра, магистра или доктора наук, а не всех тех, кто окончил всего несколько курсов. Поэтому во всем мире есть случаи, когда люди, которые больше не соответствуют требованиям своих университетов, лишаются своих степеней.

Уровни образования и даны в карате

Проблемы с получением образования существуют не только на уровне принципов, но и на уровне реализации. Для того чтобы степень, магистратура или академический диплом отражали согласованность между ценностями университета и выпускника, выпускник должен сначала определить свои собственные ценности. И это необычное явление для российского высшего образования.

Университеты также должны работать над тем, чтобы сделать свой студенческий контингент более разнообразным, чтобы получение степени магистра в 40 лет было социально приемлемым, так же как и в 25 лет. Это, конечно, означает, что образовательный процесс должен измениться, стать более гибким и адаптироваться к целям реальных, а не условных студентов. Однако эта работа возможна только при наличии общего консенсуса относительно того, что должны делать различные уровни.

Оцените статью
womansinfo.ru