Если ваш ребенок родился осенью или зимой, вы наверняка уже задумались о том, в каком возрасте вы отправите его в школу — в 6 или почти в 8 лет. О том, когда и как узнать, стоит ли вам торопиться или лучше продлить беззаботную жизнь ребенка еще на год, мы расскажем в этом материале. А также узнайте, что об этом думают эксперты.
Шесть или семь: в каком возрасте отдать ребёнка в школу
XXI век характеризуется быстрым темпом жизни, люди хотят успеть как можно больше. И многие родители хотят, чтобы их ребенок пошел в школу как можно скорее. Если раньше почти все дети шли в первый класс в возрасте 7 лет, то сегодня за школьные парты садятся многие шестилетние дети. Оправдано ли это? Как понять, когда пора отправлять ребенка в школу, а когда лучше провести еще один год в детском саду?
Законодательные рамки возраста, с которого ребёнок может посещать школу
Согласно российскому законодательству, ребенок имеет право начать посещать школу в возрасте 6,5 лет, но не позднее 8 лет. В некоторых случаях возможно более раннее зачисление — родители должны получить разрешение у директора соответствующей школы.
Дошкольное образование в учебных заведениях может начинаться, когда ребенку исполнится два месяца. Общее начальное образование в образовательных учреждениях начинается, если нет медицинских противопоказаний, по достижении ребенком возраста шести лет и шести месяцев, но не позднее достижения им возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательного учреждения имеет право принимать детей в образовательное учреждение для обучения по образовательной программе начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.
ч. 1 Статья 67 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
http://zakon-ob-obrazovanii.ru/67.html
Можно спросить, можно ли вообще не отдавать ребенка в школу? Этому есть объяснения и в законе. Ребенок должен получить основное общее образование (т.е. закончить 9 классов). А если восьмилетний ребенок еще не пошел в первый класс, то семья сразу же вызовет интерес у органа опеки: Это может привести даже к лишению родительских прав.
Согласно российскому законодательству, дети в возрасте от 6,5 до 8 лет имеют право поступить в первый класс.
В некоторых случаях разрешено домашнее обучение (в основном по медицинским показаниям). Кроме того, в настоящее время существуют государственные школы, которые должны иметь соответствующее разрешение.
Видео: может ли ребёнок 6 лет 4 месяца пойти в школу (объясняет юрист)
Кто чаще всего идёт в школу в 6 лет
Как показывает современная жизнь, родители без колебаний отправляют своих детей, родившихся летом, в школу в возрасте 7 лет. «Осенние дети» обычно идут в школу в возрасте шести лет: взрослые оправдывают это тем, что их отпрыскам скоро исполнится семь лет
«Весенние дети» (как и летние) обычно начинают ходить в школу в возрасте семи лет. Очень немногие родители записывают своих детей в школу в возрасте шести лет. Другая категория взрослых — это те, кто хочет освободить мальчика от военной службы уже в этом возрасте.
Мой сын ходил в детский сад с мальчиком (родился весной, как и мой). И уже в средней группе его мама «ошарашила» меня вопросом: «Разве ты не идешь в школу в 6 часов?». Она приняла решение отправить сына в первый класс раньше срока только потому, что боялась армии, где, как она была уверена, ее 18-летний парень начнет учиться сразу после окончания 11 класса. Женщина искренне недоумевала, почему
Родителям детей, родившихся зимой, сложнее всего сделать выбор
В целом, сегодня наблюдается тенденция отправлять детей в школу раньше, чем два или три десятилетия назад.
Помню, в моем классе была «декабрьская» девочка Аня. В первый класс ее отправили в шесть лет, в то время как большинство детей в группе родились весной или летом (ей было уже семь). Поэтому ее часто дразнили и называли «маленькой девочкой». В то же время другая одноклассница, Ира (родилась в ноябре), была самой старшей в классе, начав учиться в школе в возрасте менее восьми лет. Она очень гордилась этим и часто подчеркивала свой возраст. Сейчас, наблюдая за отношениями в классе моего сына, я понимаю, что это уже не так: дети с разницей в год прекрасно ладят друг с другом.
К семи годам у детей совершенствуются многие навыки, которые начинают развиваться в дошкольном возрасте. Это касается как физического развития — ребенок становится более крепким, он может делать много дел одновременно, совершенствуется его центральная нервная система, улучшается моторика и координация движений, — так и когнитивного — проявляется логическое мышление, способность к произвольному вниманию и запоминанию. Дети учатся организовывать, анализировать и сосредотачиваться на необходимых им вещах, а не только на интересных.
Главной особенностью этого периода является смена основного вида деятельности. Для детей дошкольного возраста игра является основной формой развития и обучения. В семилетнем возрасте игра по-прежнему является важной частью жизни, а сама игра становится более сложной и разнообразной. Чем старше становится ребенок, тем активнее он познает мир. Этот фактор — переход от игры к обучению — должен быть самым важным при принятии решения о том, когда ребенок начинает посещать школу — в 6, 7 или 8 лет.
Стандарты возраста
Все дети разные. Шестилетний ребенок может быть психологически, физиологически и умственно готов к школе. Моя E
Родители будущих первоклассников очень волнуются: меняется жизнь не только ребенка, но и всей семьи. Что делать, если ребенок плохо подготовлен к школе? А если младший старше? Что делать, если он/она не может подружиться с учителем или не может завести друзей среди сверстников? Эти опасения оправданы. Даже если вы уже определились со школой и поговорили с учителем, первый год — это неизвестность. Как вы справляетесь с этим? Самое главное — понять, что вызывает ваше беспокойство.
Вас беспокоят отношения вашего ребенка с учителями и детьми? Вы должны обсудить со своим ребенком его ожидания от школы, детей, с которыми он будет встречаться, и учителей. Обратите внимание на коммуникативные навыки вашего ребенка — насколько хорошо он знает детей в парках, не боится ли он задавать вопросы, умеет ли он рассказывать о себе?
Беспокоитесь ли вы, что ребенок будет старше или младше других? Здесь также помогают беседы и наблюдения: Чувствует ли ваш ребенок себя комфортно среди своих одноклассников в детском саду? И может ли он/она найти общий язык с незнакомыми людьми, которые больше или меньше его/ее?
Дарим скидку 15% по промокоду при покупке премиум доступа
Чего опасаются родители
Опрос, проведенный Uchy.ru, показал, что большинство родителей — 83% — считают, что оптимальный возраст для первоклассника — 7 лет. По словам респондентов, начиная с семи лет, ребенку легче справляться с трудной школьной программой и дольше оставаться в школе. 13% респондентов считают, что поступление в школу в возрасте 6 лет возможно, потому что «чем раньше, тем лучше». Многие родители ответили, что основное внимание следует уделять не возрасту, а готовности ребенка к школе. Что это значит? Мы будем выяснять дальше.
Умение концентрировать внимание не на том, что интересно, а на том, что просит сделать учитель, — один из самых важных навыков для готовности к школе. Рассчитывать на то, что каждые 30 минут, которые ребенок в первом классе будет сосредоточенно слушать учителя и запоминать всю необходимую информацию, не стоит. Однако если вы обнаружите, что дома вам приходится постоянно поддерживать внимание ребенка, вам следует подумать о том, как он будет справляться с заданиями в классе. Ведь там ему придется не только сразу учиться, но и думать о том, какую книгу взять в руки, где найти карандаш, как ответить соседу по парте и как не смотреть в окно.
Задача учителя — увлечь детей и учить их так, чтобы они меньше отвлекались. Однако, если у ребенка не развито внимание, учитель может быть перегружен, что негативно скажется на успеваемости и адаптации первоклассника. Хорошая новость заключается в том, что добровольное внимание можно тренировать. Это просто: читайте вместе, а потом обсуждайте, что ребенок запомнил, играйте в настольные игры, приобретайте книжки с картинками (книжки с картинками, где обращают внимание на мелкие детали), покупайте журналы, где можно найти отличия. Даже простая прогулка в лесу может тренировать внимание вашего ребенка: Попросите его поискать сначала желтый цветок, потом малиновку, а затем ствол дерева.
Задайте вопрос, попросите о помощи, не бойтесь попроситься в туалет в классе или уточнить что-то, если вы не поняли. В возрасте семи лет родители являются самыми важными взрослыми в жизни ребенка. В школе они сталкиваются с самыми разными людьми — от охранника на входе до учителей и директора. Найти с ними общий язык и ясно изложить свою точку зрения — еще один важный навык, на который следует обратить внимание.
Как понять, что ребенок готов к школе
Произвольное внимание
В школе много детей. Не только одноклассники, с которыми вам также необходимо строить отношения, но и другие дети, с которыми ваш ребенок может встретиться в раздевалке, на перемене и в столовой. Важно, чтобы ваш ребенок умел по-разному реагировать на происходящее в группе: отстаивать свою точку зрения и защищать ее, соглашаться и не соглашаться, делиться и поддерживать.
В первом классе нет оценок, но есть оценка. Как со стороны учителя, так и со стороны детей. Важно, чтобы при указании на ошибку ребенок смог правильно понять информацию. Это нормально — расстроиться и затем попытаться исправить ситуацию, но не нормально плакать и кричать на учителя. Умение контролировать свои эмоции — это навык, который напрямую влияет на успехи в учебе. Как в академическом, так и в социальном плане. Без этого ребенку будет трудно не только завести друзей, но и проявить все свои способности.
Умение общаться с другими взрослыми
Чем ваш ребенок будет заниматься в школе? Они научатся читать и писать, общаться со взрослыми и детьми. Они также будут сидеть. В течение нескольких часов. Как вы можете подготовиться к этому? Лучшее, что вы можете сделать для ребенка, который еще не окреп, — это позволить ему бегать, прыгать, играть в мяч, плавать, кататься на лыжах. То есть делайте все, кроме неподвижного сидения за столом или перед экраном. Проще говоря, дайте ребенку возможность прыгать и бегать в школу, чтобы потом он мог пройти пять уроков подряд, не шатаясь и не сползая под школьную парту от усталости.
Умение общаться с детьми
Не существует универсального ответа на вопрос, в каком возрасте следует отдавать ребенка в школу. Индивидуальный подход очень важен, вы должны отойти от идеализации и смотреть на вещи реалистично. Тот факт, что некоторые дети развиваются медленнее, чем их сверстники, не является вредным.
Эмоционально-волевая зрелость
Если ребенок еще не готов к началу обучения, не стоит «дрессировать» его за короткое время. Учитывайте все факторы, на которые указывают педагоги и психологи.
Физиологическая зрелость
Это решающий фактор. Развитые навыки, способность концентрироваться и выполнение основных требований к обучению определяют готовность ребенка к фундаментальным изменениям в его жизни. Интеллектуальное развитие позволяет ребенку посещать начальную школу, если:
Во сколько лет отдавать ребенка в школу
Умение читать необязательно, но желательно. Опыт показывает, что дети, умеющие читать по слогам, легче приспосабливаются к обучению. Они также испытывают меньше стресса в процессе подготовки. Все навыки должны прививаться постепенно, в ходе регулярных занятий
С началом обучения в школе жизнь детей полностью перестраивается — появляется новый распорядок дня, различные задачи, более высокий уровень ответственности и необходимость работать каждый день. Движущей силой этих изменений является мотивация. Чтобы узнать, есть ли у ребенка мотивация, достаточно задать ему вопрос: «Хочешь ли ты ходить в школу? Почему?». Если ответ конкретный и осмысленный, можно не сомневаться, что он мотивирован.
Интеллектуальное развитие
Если ребенок психологически готов к поступлению в начальную школу, стоит обратить внимание на его здоровье. В конце концов, даже 40 минут обучения за урок могут стать нереальными. Именно поэтому стоит прислушиваться к мнению педиатров. Врачи считают, что дети могут идти в первый класс, если они находятся в хорошей физической форме:
- обладает связной речью и значительным словарным запасом – может подбирать к ним синонимы, составлять сложные предложения, может образовывать однокоренные слова;
- с легкостью составляет рассказ по изображению с определенным сюжетом;
- умеет произносить звуки и находить их в определенных словах;
- обладает скоростью чтения не менее 7-8 слов за одну минуту;
- умеет писать заглавными буквами;
- называет главные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник);
- знает о свойствах конкретных предметов, об их форме, габаритах, нахождении относительно другого объекта;
- не испытывает сложностей в процессе сборки пазлов, предназначенных для его возраста;
- различает цвета и знает их названия;
- запоминает и рассказывает стихи и скороговорки;
- умеет раскрашивать картинки, не допуская существенных выходов за ее контуры.
Как правило, родители сами решают, в каком возрасте их дети должны пойти в школу. Однако существуют некоторые очевидные «противопоказания» к раннему началу школьного обучения. В следующих случаях не рекомендуется начинать обучение в первом классе раньше 7 лет:
Эмоциональная зрелость
Если эти проблемы сохраняются, поступление в начальную школу следует отложить еще на год.
Мотивация
Прежде чем принять решение, поговорите с психологом, педиатром и учителями школы, в которую вы хотите отдать своего ребенка. Прислушайтесь к мнению экспертов и к желанию вашего ребенка радикально изменить свою жизнь прямо сейчас.
Здоровье и физическое развитие
Да, это так. Родители ошибочно полагают, что мальчики должны идти в школу раньше, чем девочки. На самом деле, молодые девушки созревают гораздо раньше: в более раннем возрасте у них лучше развиты интеллектуальное и эмоциональное развитие, навыки общения и способность адаптироваться к новому ритму жизни.
Когда поступление в первый класс лучше отложить
Девочки же, напротив, более послушны, и у учителей редко возникают с ними серьезные проблемы. Мальчики, с другой стороны, созревают позже — их часто игриво мотивируют к поступлению в начальную школу. Они могут рассматривать это как новую игровую площадку. По сравнению с девочками, они менее ответственны и послушны, часто вступают в драки, имеют проблемы с общением и построением соответствующих отношений в обществе.
- Психологические проблемы. У детей отсутствует мотивация, в их жизни наступает тяжелый период (например, родители ссорятся или расстаются), в семье появляется еще один малыш и потенциальный первоклассник начинает получать меньше внимания.
- Социальные проблемы. На ребенка оказывается излишнее давление, от него слишком многого требуют в школе, он испытывает трудности из-за отдаленности учебного заведения от дома и необходимости ежедневно добираться до школы на общественном транспорте.
- Проблемы со здоровьем. У ребенка есть хронические или психические заболевания, не так давно он перенес серьезную травму, наблюдается сниженный иммунитет.
В каком возрасте ребенок может посещать школу в зависимости от пола? Согласно этому критерию, девочки могут поступать в 1-й класс в возрасте 6 лет и 6 месяцев, а мальчикам лучше начинать обучение в 7 лет. Из этого правила есть исключения, и они многочисленны. Рекомендуется учитывать фактор «пола», но не делать его основным. Главным критерием по-прежнему должна быть эмоциональная, интеллектуальная и физическая стадия развития.
Ваш ребенок не хочет учиться?
Влияет ли пол на готовность к школе
10 лучших способов сделать так, чтобы вашему ребенку нравилось изучать новые предметы.
Из детей в возрасте от пяти до шести лет почти никто не готов к поездке
Читайте нас в Telegram, чтобы не пропустить ничего важного!
Праздничный стол для любимой мамы от посла бренда ТМ Махеев
Оставьте ваш комментарий к статье «Начать первый класс в 6,5 или 7,5 лет? Мнение психолога».
Что учесть кроме готовности к школе
Специально зарегистрировался, чтобы оставить комментарий. Я начала учиться в 5 лет, вернее, мне нужно было идти в нулевой класс в одной школе, мы с бабушкой встали в очередь, а оказалось, что класс не полный, и бабушка бесцеремонно отвела меня в другую школу (потому что я очень расстроилась, что мне пришлось просидеть год), и там меня взяли прямо из очереди. Бабушка взяла меня на полтора месяца, и однажды выяснилось, что это не группа шестиклассников, а первый класс, но меня оставили. О да, и когда мне было пять лет, я ходила к психологу один на один, без бабушки, без противопоказаний для школы….. Я всегда был отличником, физика, английский, русский и история никогда не были моими сильными сторонами — B, остальные знания были неплохими, я мог не отставать от студентов на экзаменах. В 16 лет я окончила школу, уехала в другой город, в 20 лет окончила институт, в 21 год у меня родился сын, в 23 года — дочь. Я никогда не возражала против раннего ухода в школу, наоборот, я рада, что мне еще нет 30, что у меня есть образование, дети и время для профессионального развития.
Я пошел в школу, когда мне было около 8 лет, и в первых 5 классах я был на голову выше своих одноклассников. И в учебе я был далеко впереди. На протяжении всех 8 лет и учителя, и ученики смеялись надо мной. Я сбежал из школы при первой же возможности. Я отправила своего сына в школу в возрасте 6 лет. Хотя он не умел ни читать, ни писать, психологически он был готов к школе. С двух лет я иногда брал его с собой на лекции в институт, поэтому у него была короткая концентрация внимания. Что касается конкуренции среди одноклассников, то психолог пишет какую-то ерунду. Мой сын — авторитет не только в классе 6-го класса, но и во всех 7-м и 8-м классах. Я даже слышала, как дети разговаривают на улице: «Славка — вундеркинд: ему 11 лет, а он уже учится в 7 классе. Хотя читает он очень плохо — закончил год с пятью тройками.
Я не знаю, я начал учиться в 6,3 года. С 0 до 2 класса, до самого конца. Я была в порядке 11 лет. теперь я тоже мама. моя дочь закончила детский сад в мае, а в сентябре мы поведем ее в первый класс. к тому времени ей будет 6,6 лет, не больше.
Моя дочь (17,5 лет) считает, что дети на год младше в ее классе (в сильной гимназии) учатся хуже. Она начала посещать школу в возрасте 7,5 лет со скоростью чтения 120 слов в минуту. Теперь возникает другая проблема — как записать ребенка в школу позже, если он не готов к школе к 8 годам (дети с проблемами здоровья). Если вы дадите им 9 баллов, то они выделяются своим ростом. Если давать их в 8 лет, даже в слабой школе, детям с неврологическими проблемами трудно учиться, они не могут встать и т.д.
Купить эту книгу
Шестилетние девочки обычно адаптируются к школе быстрее и успешнее, чем их сверстники. Девочки также развиваются быстрее и менее заинтересованы в обучении с «детьми», если они самые старшие в классе. Поэтому, когда мы возвращаемся к «законному» возрастному диапазону первоклассников — от 6,5 до 8 лет — рекомендуется, чтобы девочки начинали школу в нижнем конце этого диапазона, а мальчики — в верхнем. Но, конечно, все дети разные, и решение должно приниматься индивидуально.
Если вам трудно самостоятельно определить степень готовности вашего ребенка, вы всегда можете обратиться за помощью:
Учителя детских садов — они часто определяют «более зрелых» детей в средней школе и обычно рекомендуют переходить в большую группу по крайней мере за год до окончания школы; учителя «подготовительных школ» — детский сад является лучшим вариантом, если вы хотите посмотреть, как ваш пяти- или шестилетний ребенок справляется с обучением. Учитель по профориентации побеседует с родителями после детского сада и поможет им принять правильное решение.
Важно.
Если вы заметили, что ребенок в целом хорошо развит, но не «держится» в некоторых областях в школе, например, не может долго усидеть на одном месте, теряется в незнакомой обстановке, не справляется с письмом, чтением или счетом, не стоит уповать на то, что «школа все решит». Лучше не подвергать ребенка стрессу и подождать еще год.
Ольга Григорьева, психолог
Каждый ребенок индивидуален, но в целом лучше отправлять ребенка в школу в 8, чем в 6. Идеального возраста для начала обучения в школе не существует, так как каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому говорят о психологической готовности к школе. Психологическая готовность к школе состоит из двух аспектов. Во-первых, личная готовность, т.е. ребенок должен хотеть пойти в школу и приобрести новый социальный статус. И, во-вторых, психологическая готовность. В возрасте 6 лет основной деятельностью все еще является игра, а не обучение, поэтому познавательная мотивация все еще нестабильна. В возрасте 6 лет преобладает непроизвольная память, и ребенок может сосредоточиться максимум на 10-15 минут.
Когда встает вопрос о том, когда ребенок должен начать ходить в школу, решающим фактором является психическая и эмоциональная готовность. На мой взгляд, родители часто уделяют слишком много внимания обучению первым навыкам («счет до 10» или «чтение по слогам»). Кроме того, в моей практике были случаи, когда родители позволяли себе руководствоваться совершенно посторонними вещами, например, тем, что у желаемой учительницы только в этом году вводный инструктаж, или тем, что все одноклассники из детского сада ходят в один класс и они обязательно должны пойти к ней. Я считаю, что родители должны быть особенно чуткими и ответственными в этом вопросе, ведь от первых лет обучения в школе зависит познавательная активность ребенка, которая будет сопровождать его всю жизнь. Здесь не может быть универсального совета. Если шестилетний ребенок понимает свою новую социальную роль «ученика», если он понимает, что такое школа, если у него появился интерес к процессу обучения — тогда нет смысла ждать еще год и жалеть о своем детстве. Поскольку со временем интерес может ослабнуть, еще один год у бабушки или в детском саду задержит его естественное развитие. Однако если время вроде бы пришло, но даже в 7 лет у ребенка нет эмоциональной готовности, он еще не переступил этот психологический порог, то без сотрудничества профессионалов приводить такого ребенка в школу — это насилие над его личностью, которое принесет негативные плоды позже, в старших классах. Не стоит ожидать, что ребенок «рационализируется» летом, и уж тем более не стоит «вовлекаться» в процесс. Этим детям, независимо от возраста, трудно вписаться в коллектив, они плохо концентрируются и в результате у них развивается «режим неудачника» и низкая самооценка. Сейчас в детских садах есть кабинеты психологов и логопедов, где ставятся диагнозы. Родители, которые не уверены, готов ли их ребенок к школе, могут обратиться за советом к психологу или логопеду в детском саду. Знание предмета может быть улучшено при наличии одного важного фактора — психологической и эмоциональной готовности. Именно этот фактор должен быть в центре внимания, а не возраст будущего студента.