Случается, что ребенок в переходном возрасте отчуждается от своих родителей и лишает их возможности знать его жизнь и поддерживать его в трудные времена.
7 проблем современного подростка — беседа с психологом
Некогда послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, вызывающими и отрекаются от всего, чему их учили дома. Что же делать? Психолог Петр Дмитриевский объяснил ПРАВМИРУ, как понять подростков.
Некогда послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, вызывающими и отрекаются от всего, чему их учили дома. Что же делать? Психолог Петр Дмитриевский объяснил ПРАВМИРУ, как понять подростков.
Психология подростка
Многие родители хватаются за голову, когда их детям исполняется 12-13 лет. Послушные и примерные мальчики и девочки становятся грубыми, нахальными и часто отрицают все, чему их учили дома. Конечно, есть дети, которые и в переходном возрасте только радуют своих родителей, но их меньшинство. Петр Дмитриевский, психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» Психолого-педагогического университета города Москвы, рассказал Правмиру о наиболее типичных проблемах современных подростков и причинах их конфликтов с родителями перед началом учебного года.
Петр Дмитриевский родился в Ленинграде в 1975 году. В 1999 году окончил Институт стран Азии и Африки при МГУ. Работал переводчиком с японского языка в Федерации каратэ. С 1999 года на общественных началах руководил молодежным клубом прихода церкви Святых Космы и Дамиана в Шубине (Москва). В 2009 году получил второе высшее образование в Московском городском психолого-педагогическом университете и на кафедре гештальт-терапии с детьми и семьями МГИ. С 2010 года работает в Центре социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» МГППУ.
— Петр, с какими жалобами чаще всего обращаются родители в ваш центр по поводу своих детей-подростков?
— Самая распространенная жалоба — это то, что он (она) «ничего не хочет». То есть у родителей складывается впечатление, что их ребенок не интересуется ничем важным, что он очень пассивен.
Мы пытаемся выяснить, почему молодой человек стал менее любопытен к окружающему миру. Иногда после одной или нескольких бесед выясняется, что любопытство осталось, но то, что интересует подростка, не вписывается в систему ценностей родителей.
Конечно, интернет сильно изменил контекст развития подростка, и многие родители обеспокоены тем, что их ребенок проводит слишком много времени за компьютером. Мы выясняем, что именно подросток ищет в сети, в компьютерных играх — иногда ситуация разряжается сразу и члены семьи находят общий язык, иногда проблема оказывается еще серьезнее, чем представляли себе родители. В этих случаях необходима долгая и тщательная работа с семьей.
Для многих детей молодого поколения общение через Интернет почти полностью заменяет реальную жизнь, и компьютер становится для них единственным способом снять стресс и переработать сложные переживания.
Еще одна распространенная проблема, с которой к нам обращаются родители, — это трудности в отношениях ребенка с одноклассниками. Это касается как застенчивых, тревожных детей, так и импульсивных, физически очень сильных детей, которым трудно регулировать свое поведение из-за своей импульсивности. Такие подростки часто признаются на консультациях, что не могут себя контролировать. Их поведение заставляет одноклассников и учителей чувствовать себя неловко, а также раздражает их самих.
У нас есть специальные группы, где дети учатся строить отношения со сверстниками с помощью серии игр и упражнений в течение двух месяцев под руководством двух психологов. На первых занятиях многие из них стесняются, потому что боятся, что другие отвергнут их, если они поделятся своими чувствами. Но занятия помогают им раскрыться, что очень важно для общения со сверстниками.
Особенности возрастной психологии
— Не связана ли закрытость и замкнутость подростка с одиночеством, которое он чувствует в семье? Ведь при современном темпе жизни такое внутреннее одиночество не редкость даже во внешне благополучных семьях. Родители отдают ребенка в хорошую школу, на занятия, в кружки, ни в чем его не обделяют, но они так устают от работы, что даже в выходные не находят в себе сил общаться с ним, им не интересен его внутренний мир.
— Такое бывает, и я не думаю, что это примета времени. Близкие отношения — будь то между супругами, родителями или детьми — всегда требовали душевных усилий, и инстинктивно люди хотят избежать напряжения. И чем больше усилий требуется для общения друг с другом, тем чаще люди хотят избежать этого общения.
Этого просто не может произойти с подростком — он находится в возрастном кризисе, в фазе перестройки отношений со сверстниками, с обществом, с самим собой, с родителями, и с мужской точки зрения можно понять родителей, которые чувствуют себя бессильными и отстраняются перед лицом перемен своего ребенка, его грубости, его неустойчивого поведения. И нагрузка кажется им веской причиной — они пытаются сделать то же самое для него.
На самом деле бегство от проблем часто усугубляет их. Важно, чтобы родители нашли в себе силы вести диалог, учитывая такую особенность возраста, как стремление к большей самостоятельности. Это желание естественно — в возрасте 12-13-14 лет большинству людей интереснее общаться со сверстниками, чем с родителями. Но, признавая право молодых людей на самостоятельность, на поиск своего пути, своей философии и своего круга знакомств, не следует забывать, что, даже если они этого не осознают, они нуждаются в поддержке родителей и должны иметь дело с границами, которые установили родители.
Без таких границ его взросление невозможно. Поэтому воспитание вашего подростка не должно ограничиваться поддержкой и любящими словами — не менее важно договориться с ним о том, что можно делать, а что нельзя, и у кого какие обязанности в семье. Объясните им, что совместное проживание в одной комнате влечет за собой ответственность и необходимость договариваться. Важно, чтобы родители не путали твердость и четкость со скромностью и суровостью.
Фото: furper, photosight.ru
— В начале этого года несколько подростковых самоубийств подряд потрясли всех. Родители некоторых из этих подростков даже не подозревали, что у их детей серьезные проблемы.
— По наблюдениям знакомых мне экспертов по суициду, значительного увеличения числа самоубийств не произошло, только увеличилось освещение таких трагических случаев в СМИ в последующие дни. Это очень опасно, потому что подростки склонны к подражанию.
Я не могу сказать наверняка, но допускаю, что некоторые подростки не решились бы на последний роковой шаг, если бы не услышали о чужом самоубийстве в новостях. Но какова бы ни была причина самоубийства, оно никогда не бывает спонтанным. Любой психиатр скажет вам, что от мыслей о самоубийстве до его осознания проходит время.
Поэтому, когда родители и учителя после трагедии говорят, что ничего не заметили, они, конечно, сожалеют (особенно родители!), но нужно было приложить определенные усилия, чтобы не заметить признаки психического кризиса у ребенка. В семье это иногда бывает трудно, и важно, чтобы подростка могли поддержать взрослые в школе.
Рано осознаёт свой гендер
В СССР, как вы знаете, секса не было. Секс был, но он был скорее функциональным. Он определял социальные роли: мужчина — защитник отечества и семьи, женщина — хранительница домашнего очага. Тем не менее, в детстве мы все ходили в одинаковых штанах. Никому не приходило в голову подчеркивать их девчачью или мальчишескую природу. Даже герои мультфильмов (Карлсон или кот Леопольд) не имели гендерной принадлежности.
Сегодня мамы одевают своих годовалых девочек как маленьких принцесс, а мальчики, которые лежат, как тыквы, и еще ничего не понимают, уже носят футболки с Суперменом. К десяти годам дети прекрасно осознают свой пол, а иногда даже заводят первые романтические отношения. Но когда ребенок становится подростком, некоторые детские шаблоны радикально меняются. Отсюда и тенденция к унисексу — он гораздо меньше заинтересован в том, чтобы держаться за то, что сопровождало его с рождения.
Ищет выгоду из дружбы с родителями
На смену строгим консервативным мамам с их любимым «нельзя» приходят либеральные. Более прогрессивные из них живут по принципу современных учебников психологии. Такая мать разрешает своему ребенку многое, но при этом сама принимает решение, причем заранее. Например, мама может сделать вот так, но решает сама: «Что ты хочешь, сынок — яблоко или грушу?». Это не выбор фишки. Но отношения в таких семьях все равно хорошие, потому что ребенок уверен, что его мнение будет услышано.
Подросток не чувствует давления, как раньше, и не отвергает родителей. В результате получаются не авторитарные отношения, а мир, дружба и жевательная резинка (но не жевательная резинка, потому что это вредно для здоровья). Дети выигрывают от этого, в том числе и материально. Они везде ходят с мамой и папой, которые балуют их одеждой и айфонами. И ребенок часто устанавливает прямую связь между тем, что покупают родители, и тем, как сильно он это любит.
Увлекается сразу всем, но поверхностно
Все мы помним архетипы советских детей. Например, бунтарь, который не хотел участвовать в школьных огоньках и постоянно прогуливал школу. Или ботаника, который почему-то всегда получал по жизни пятерки с минусом. Считалось, что чем лучше человек учится, тем меньше он приспособлен к реальной жизни.
Возникает совокупный архетип — Леонардо, о котором мечтает каждый родитель: спортивный, умный, дружелюбный и в то же время способный постоять за себя. Современный подросток полон поверхностных знаний, но их диапазон широк. Ребенок-трикстер полон актуальных проблем, но мало в них разбирается. Он рыщет в социальном пространстве, как водоплавающая птица, и знает только, как бросить следующую ложку и завязать прочную социальную связь.
Круче, чем велосипед: 4 транспортные инновации, которые сделают вашего ребенка счастливым
В современном мире, если подросток серьезно увлечен чем-то одним, например, компьютерами и гаджетами, он уже гик — и его сверстники теряют интерес. Хотя еще несколько лет назад это казалось крутым. Также уже не модно увлекаться определенным жанром музыки. Подростки называют себя музыкальными энтузиастами, что означает, что они ничего не знают о музыке. Они живут только синглами из плейлиста «100 лучших песен прошлого года».
13 лет
Считается, что подростки в среднем начинают походить на картину с глубокими контрастами в возрасте тринадцати лет. В их суждениях и отношении к жизни присутствуют только белые и черные тона, что проявляется в их юношеском максимализме и бунтарском духе.
Физические черты девушек, уже не юных, но еще и не взрослых, характеризуются большим развитием по сравнению с их сверстниками мужского пола. Особенно это выражено в росте, так как формирование мышечного корсета у девушек замедляется на фоне интенсивного развития скелета.
Считается, что мальчики отстают от девочек в среднем на два года. Однако независимо от пола все подростки становятся более взрослыми, уделяют больше внимания своей внешности и в большинстве случаев имеют больший аппетит.
Психика 13-летних подростков сильно меняется, поскольку для нее характерна гормональная перестройка. Кроме того, вчерашние дети начинают отождествлять себя со взрослыми, у которых есть свои желания, мысли и поведение.
К эмоциональным характеристикам относятся:
— повышенную эмоциональность девочек,
— неуверенность в себе, которую дети с трудом учатся преодолевать,
— эмоциональные всплески (подростки испытывают более яркий спектр эмоций, они чаще чувствуют себя счастливыми или несчастными, чем взрослые),
— одновременное присутствие противоположных чувств (молодые люди могут ненавидеть кого-то и одновременно любить его),
— волнение по поводу чего-то нового.
К характеристикам социальной ориентации относятся:
— Стремление к независимости от родительской опеки,
— Ценность дружбы выходит на первый план,
— Негативное и требовательное поведение по отношению к учителям, взрослым в окружении и родителям,
— Могут появиться кумиры (дети часто влюбляются в звезд кино или эстрады).
Интеллектуальное развитие имеет следующие характеристики:
— Дети подходят к взглядам идеалистов,
— Им нужны доказательства, подтверждающие взгляды, высказанные родителями или другими взрослыми, иначе они отвергают их без сожаления,
— Они отвергают общепринятое мнение (они с большей вероятностью примут разительно отличающееся мнение),
— Способность к логическому мышлению интенсивно развивается,
— Логика развивается параллельно с развитием абстрактного мышления, поэтому взрослые часто видят противоречия в мышлении подростков,
— Вчерашние дети уже начинают принимать собственные решения, основываясь исключительно на своей индивидуальной системе ценностей.
14 лет
Важность этой фазы развития ребенка объясняется тем, что в это время закладываются основы морально-этических принципов и социальных установок.
На этом этапе можно наблюдать многочисленные изменения, которые характеризуются разрушением ранее привитых интересов, установок и отношений. Изменения, характерные для этого этапа, сопровождаются субъективными проблемами для подростка (эмоциональные переживания, внутренние волнения, физиологические трудности) и сложностями для учителей и родителей развивающегося ребенка (упрямство, грубость, агрессивность, негативизм, раздражительность).
Психологи называют этот возраст «пятью «нет», потому что подростки.
— они не желают учиться так, как позволяют их способности,
— они не желают прислушиваться к советам,
— они не выполняют работу по дому,
— не убирают за собой,
— не приходят вовремя.
В этой фазе происходят и биологические изменения: усиленный рост, эндокринные изменения, изменения в опорно-двигательном аппарате, диспропорция между развитием сердечной мышцы и капилляров (сердечная мышца растет быстрее, чем кровеносная система, что иногда может привести к сердечно-сосудистым заболеваниям).
Следствием биологических изменений являются:
— Появление полового влечения,
— Внезапные изменения состояний, настроения и реакций (неуравновешенность, возбуждение, иногда апатия, вялость, слабость),
— Неуклюжесть, неловкость, нервозность, интенсивное и несдержанное выражение чувств.
Основная потребность этой возрастной группы — потребность в коммуникативном взаимодействии со сверстниками. Общение является для них особым средством познания собственной личности через других, самоутверждения и поиска себя.
Из-за преобладания общения резко снижается успеваемость, так как уменьшается мотивация к обучению. Мальчики менее общительны, чем девочки, которых привлекают старшие мальчики.
Психология 14-летнего подростка усложняется еще и тем, что в разнообразных видах деятельности усиливается влияние эмоциональной сферы. Подросток строит свои отношения с учителями, взрослыми, сверстниками и учебной деятельностью на основе своих чувств. Логика отходит на второй план.
15 лет
В этой фазе происходит так называемая дихотомия чувств и сознания. Это балансирование между гормональным возбуждением, сексуальным влечением, охватывающим разум и тело, и внезапным интересом к партнерам противоположного пола. Происходит интенсивное «созревание» сознания, ведущее к новой перспективе.
Психология 15-летнего подростка характеризуется изменениями в когнитивной сфере. Наиболее заметны изменения в умственной деятельности. В этой фазе развиваются способности к логическому мышлению, затем теоретическое мышление и формирование логической памяти. Также активно созревают творческие способности вчерашнего ребенка, развивается индивидуальный способ действия, что отражается на стиле мыслительной деятельности.
Описанный выше период характеризуется вторичной социализацией, которая предполагает более активное использование когнитивных механизмов. Здесь формируется мировоззрение, развивается ценностная база, представление о предназначении личности, о смысле существования.
Вчерашние дети включаются в совершенно новую систему отношений. Меняется и их реальное положение среди сверстников и в семье. Поле деятельности подростков расширяется, дифференциация действий становится более сложной. Они вырабатывают свои собственные способы поведения. Подростки начинают воспринимать себя как взрослых. Они хотят, чтобы учителя, родители и другие взрослые воспринимали их как равных. Подростки не осознают, что они требуют больше прав, чем могут реализовать.
Наиболее важными новообразованиями этого периода являются появление сознательной регуляции собственных действий, способность учитывать интересы и чувства других людей и соответствующим образом корректировать свое поведение.
Психология 15-летних такова, что характер их системы отношений с окружающим обществом определяет их развитие.
Современные подростки какие они
Тех, кто родился после 2000 года, называют столетними. Есть несколько аспектов, по которым детство нынешнего поколения радикально отличается от детства предыдущих поколений.
Новый сленг современных подростков
В языке всегда существовали «особые» слова. Подрастающее поколение старается закодировать свой язык так, чтобы взрослые и «чужаки» не могли их понять. И это нормально, как уверяют нас психологи.
Вот примеры сленговых слов, популярных у современного поколения подростков. Большинство из них появилось благодаря Интернету: Когда люди переписываются друг с другом, они стремятся упростить и сократить текст, чтобы тратить меньше времени. Но сленг остался не только в Интернете. Эти слова также быстро перешли в разговорный язык молодежи.
Не стоит ругать молодежь за такое поведение и за то, что она «уродует» свой язык. Сленг — это нормально. Просто объясните своему подростку разницу между формальными и неформальными разговорами. Если с друзьями уместно и естественно сказать «Я иду за покупками», то извиняться перед учителем за невыполненное домашнее задание — неуместно.
Прогрессивность и толерантность
Отношение общества и социальные нормы меняются. По этой причине традиционные модели воспитания молодежи сегодня устарели.
Все чаще можно встретить юношей и девушек, которые в пятнадцать лет уже задумываются о социальных проблемах, сознательном потреблении, антимилитаризме и гуманитарных ценностях. Все больше молодых людей ставят под сомнение значение традиционных гендерных ролей (женщины — «хранительницы домашнего очага», мужчины — «главы семьи»).
Современное образование молодежи должно включать уроки толерантности и искоренения гендерных стереотипов.
Клиповое мышление подростков
Технологии, к которым молодые люди имеют доступ в современном мире, казались фантастическими двадцать лет назад.
Столетние люди не знают, каким был бы мир без интернета. Они привыкли воспринимать потоки терабайтов разноцветной информации одновременно: Видео, картинки, тексты, анимация.
За один день современный подросток переживает огромное количество ярких впечатлений. Они листают новостные ленты, смотрят истории в Instagram, слушают новости по телевизору во время обеда и включают музыку в наушниках в автобусе.
Это может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. С положительной стороны, в современных подростках можно выделить способность к многозадачности или более быстрому реагированию. В этой статье мы обсудим, как снизить риски в дальнейшем.
Быстрый темп
Современные дети тратят мало времени на выполнение функциональных задач.
Калькуляторы, автокоррекция и Google всегда под рукой. Вся информация легко доступна, ошибки исправляются мгновенно, а вычисления в столбик ушли в прошлое, разве что в начальной школе. Если вы хотите узнать, сколько тонн весит синий кит, вам не нужно идти в библиотеку и листать энциклопедию. Google подскажет вам это за 0,65 секунды.
Молодые люди привыкают к быстрому темпу. Им трудно писать длинные сочинения от руки, читать длинные абзацы в учебниках и посещать длинные, монотонные лекции.
Психологи утверждают, что в 2000 году средняя продолжительность внимания подростка составляла 12 секунд, а к 2012 году она снизилась до 8 секунд.
Проблемы современных подростков
Время, когда ребенок становится подростком, — одно из самых сложных для родителей. Каждый по-своему переживает это «неспокойное время». Давайте перечислим наиболее распространенные проблемы и попробуем найти решение.
Сложности с общением в реальной жизни
Родители во всем мире обеспокоены зависимостью современных подростков от социальных сетей. Согласно исследованиям, современным детям и подросткам все труднее встречаться и общаться в реальной жизни. Они полностью захвачены виртуальным общением и, кажется, больше увлечены им, чем реальной жизнью.
Само по себе виртуальное общение — это здорово. Вы можете встречаться со сверстниками со всего мира, практиковать иностранные языки и заводить друзей в других городах. Но общения в Messenger недостаточно для успешной социализации в подростковом возрасте. Чтобы интегрироваться в общество и сделать успешную карьеру в будущем, необходимо уметь общаться в реальной жизни.
Решение
Не пытайтесь лишить своего ребенка доступа к социальным сетям и запретить ему отправлять сообщения. Подросток будет злиться и воспринимать взрослых как врагов. Таким образом вы рискуете разрушить самое главное — связь между вами и вашим ребенком.
Вместо этого покажите подростку, как общаться в реальной жизни:
- устраивайте экскурсии и походы в музеи,
- предложите записаться в новую секцию или приобрести курсы дополнительного образования,
- отправьте подростка в летнюю языковую школу или лагерь,
- вместе подумайте о варианте подработки с частичной занятостью.
Классные и интересные занятия со сверстниками помогут вашему подростку вписаться в общество и почувствовать себя его частью. Например, в Фоксфордской онлайн-школе на дому мы регулярно организуем выезды и сборы, где дети со всего мира встречаются, общаются и проводят совместные мероприятия.
Невнимательность
Современные дети находятся в поиске технологий. Но бессмысленные клики по интернет-ссылкам, шквал бессвязных новостей и рекламы, разрозненные медиатексты делают сознание подростка фрагментарным. Мир ребенка превращается в калейдоскоп несвязных фактов и обрывков информации.
Результатом этого может стать ослабленное внимание, плохая память и отсутствие концентрации. В наше время молодым людям стало трудно читать длинные тексты, поэтому в интернете стало популярным указывать примерное время чтения материала. Если текст длинный, то в начале принято либо указывать, что это «долгое чтение», либо извиняться за «длинные буквы». Эти детали ярко иллюстрируют феномен клишированного мышления.
Клишированное мышление делает современного подростка уязвимым для различных манипуляций и обязательных воздействий. В качестве примера можно привести бесчисленные рекламные ролики, видео, эмоциональные статьи о болезненных социальных проблемах и политических повестках дня.
Решение
- Включите в процесс воспитания регулярное чтение. Для выработки усидчивости при чтении рекомендуется ставить будильник. Сначала можно отрываться от книги каждые 10 минут, потом 20, 30 и так далее. В паузах полезно пересказывать прочитанные отрывки и анализировать поступки героев, а ещё лучше — тезисно конспектировать прочитанное. Результат — аналитический ум и порядок в голове современного подростка.
- Устраивайте дискуссии, учите искать альтернативные точки зрения и подвергать сомнению услышанные факты. Так подросток не будет слепо верить всему, что пишут в Сети.
- Введите в семейное правило день отдыха от информации. В этот день нельзя ничего смотреть или читать. Потребление заменяется созиданием и творчеством: можно писать, рисовать, общаться офлайн.
Резюме
Современные дети и подростки действительно отличаются от предыдущих поколений. Но это не значит, что они хуже или лучше. Они просто другие. Проблемы и особенности сегодняшней молодежи необходимо учитывать при воспитании нового поколения.
В современном подростке мы узнаем независимую личность, человека, который все еще очень нуждается в нас, но изо всех сил старается этого не показывать. Ребенок, который, возможно, уже больше вас, нуждается в такой же заботе, внимании и поддержке, как и малыш, который только начинает свой путь.
У нас назначена встреча! В ближайшее время с вами свяжется консультант, чтобы рассказать вам о нашей онлайн-школе. Проверьте свою электронную почту — там есть письмо о том, что нужно сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 или напишите нам по адресу externat@foxford.ru.
У нас назначена встреча! В ближайшее время с вами свяжется консультант, чтобы рассказать вам о нашей онлайн-школе. Проверьте свою электронную почту — там есть письмо о том, что нужно сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 или напишите нам по адресу externat@foxford.ru.
У нас назначена встреча! В ближайшее время с вами свяжется консультант, чтобы рассказать вам о нашей онлайн-школе. Проверьте свою электронную почту — там есть письмо о том, что нужно сделать перед консультацией.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 или напишите нам по адресу externat@foxford.ru.
Упс 🙁 Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 или напишите нам по адресу externat@foxford.ru.
Бесплатный курс семейного образования для родителей
Узнайте, как осуществить переход на домашнее обучение в 5-11 классах. Мы расскажем вам, как поощрять самостоятельность вашего ребенка, найти баланс между учебой и хобби, а главное — как меньше волноваться.
Бесплатный доступ к домашнему обучению в течение 7 дней
С нами вы сможете учиться в своем собственном темпе, сосредоточиться на любимых предметах и общаться со сверстниками со всего мира.
Попробовать бесплатно
Психологические особенности переходного возраста
Подростковый возраст характеризуется физическими, умственными и эмоциональными изменениями. Взросление требует много сил и энергии. Тело подростка превращается в удивительную «химическую лабораторию». Интенсивные изменения происходят и в психике ребенка. Внимание переключается с авторитета родителей на сверстников и на такие вопросы, как сможет ли он ужиться с другими, не является ли он «черной овцой», каков его характер и темперамент.
Одна из самых актуальных проблем переходного возраста — принятие себя, своей внешности, своего поведения, своих чувств и желаний. На протяжении всей жизни мы так или иначе сталкиваемся с этой проблемой, но в подростковом возрасте она проявляется еще сильнее.
Возникает множество конфликтов, как внутренних, так и внешних. Например, возникает конфликт между тем, чего хочет молодой человек, и тем, чему его учили. Он может обнаружить, что его привлекают вещи, которые не одобряют его родители. Он начинает задаваться вопросом, хороший ли я человек, если у меня есть такие влечения, и примет ли меня моя семья и общество таким, какой я есть.
Страх быть отвергнутым — один из самых больших страхов человека, и он становится одним из самых больших страхов в переходном возрасте. По этой причине молодые люди часто попадают под влияние опасных компаний или рискуют ввязаться в деструктивные отношения.
Елена Клен Клинический психолог, когнитивно-поведенческий терапевт
К особенностям подросткового возраста относятся низкая способность к самоконтролю и оценке последствий действий (из-за отсутствия опыта), рискованное поведение и высокая эмоциональность. Наиболее распространенными характеристиками подросткового возраста являются:
- низкая самооценка;
- замкнутость и стеснительность;
- снижение успеваемости в школе;
- ухудшение спортивных результатов;
- конфликты с родителями и учителями;
- вовлечение в рискованные ситуации (зачастую подвергают себя опасности ради получения удовольствия или опыта);
- может появиться интерес к никотину, алкоголю или наркотикам;
- повышается риск суицидов.
Как общаться с подростком: советы родителям
1. Принимайте его чувства
Не перегружайте его манипуляциями, но выражайте и признавайте все, что происходит с вами и с ним. Например, «Тебя раздражает, что я отнимаю у тебя время, но мне действительно нужна твоя помощь» или «Меня напрягает, когда ты задерживаешься с друзьями». Таким образом вы показываете, что ваш подросток имеет право испытывать разные чувства по отношению к вам или ситуации и что это нормально.
2. Сделайте дом безопасным местом
Ваш подросток должен чувствовать себя в безопасности дома. Это самый важный критерий для здоровых отношений с ним. У него много проблем: конфликты со сверстниками, отношения с учителями, беспокойство о статусе и престиже в обществе. Если вы нагружаете ребенка работой по дому и огороду, вы способствуете тому, что он не хочет возвращаться домой. Старайтесь не нагружать его взрослыми проблемами.
Если возник конфликт, дайте ему средства для его разрешения. Не манипулируйте и не угрожайте возмездием, а будьте с ним на одной волне («Это не ты плохой, это ситуация плохая»). Верьте в это и помните, что однажды у него будет своя семья, где он будет воспитывать детей так же.
3. Не шутите над внешностью
Не смейтесь над его физическими изменениями. Это очень актуальная тема для подростков. У каждого ребенка свое «расписание» взрослой жизни: никогда не сравнивайте его со сверстниками.
4. Предоставьте самостоятельность (в разумных пределах)
Подросткам нужно больше независимости и ответственности. Важно, чтобы они чувствовали, что могут общаться «на уровне глаз», но при этом знали определенные границы и правила поведения по отношению к взрослым.
Узаконите его взрослость, дайте ему право на ошибки, позвольте ему принимать решения и брать на себя ответственность. Будьте ясны и честны в отношении границ. Это поможет вам договориться с подростком и облегчить его вхождение в мир взрослых.
Анастасия Дубровская Психолог телеканала «Доктор 24
Важно, чтобы они знали, что им можно делать, а что нельзя; как они должны вести себя в обществе. Границы не имеют ничего общего с запретами, наказаниями и чрезмерной защитой. Слишком жесткие границы не оставляют места для автономии (что очень важно на переходном этапе), а отсутствие или размытость границ дезориентирует.
Подросткам нужны границы и четкие правила (особенно в отношении этики, здравоохранения и этики взаимоотношений). Границы должны обеспечивать руководство и поддержку.
Любовь Климова Секс-педагог, автор книги «Все, что вы хотели знать о половом созревании».
5. Любите ребенка
Переходный период часто воспринимается как драматическая фаза в отношениях между родителями и детьми: Возникает множество конфликтов, сильных чувств и неудовлетворенности. Некоторые взрослые сравнивают детей со своими ожиданиями, часто основанными на воспоминаниях о том, какими они были в их возрасте. Обычно дети не соответствуют этому образу.
Родителям трудно понять и принять резкие изменения в характере ребенка, а подросток находится под воздействием коктейля гормонов.
Важно, чтобы подросток всегда чувствовал, что благодаря родителям у него достаточно сил, чтобы идти своим путем. Он должен быть уверен, что его любят и принимают таким, какой он есть.
На какие темы говорить с подростками
- Половое воспитание. Хорошо, если с детского возраста родители смогли поговорить с ребенком о различии между людьми. С подростками затрагивайте темы, как происходит половое созревание (при этом важно говорить про противоположный пол: мальчикам про менструацию, девочкам про эрекцию и поллюции). Говорите о гигиене тела, о важных составляющих здоровых отношений (личные границы, согласие, дружба, любовь).
- Ценности. Используйте ситуации из жизни, чтобы обсудить их, узнать мнение подростка. Спрашивайте, что ему кажется важным в жизни. Не навязывайте, а обсуждайте. Принимайте во внимание, что у ребенка может сформироваться собственное мнение, отличное от родительского.
- Эмоции. Помогайте ребенку учиться анализировать свое состояние и чувства, находить решения, как справляться с ними приемлемыми способами.
Прислушивайтесь к вопросам, которые он задает. Дайте ему необходимую информацию о том, что с ним происходит. Не должно быть никаких запретных тем. Ваш подросток должен знать, что если он задаст вопрос родителю, то получит ответ, и на него не будут кричать.
Даже если ваш подросток отстраняется, избегает общения и труднодоступен, важно поддерживать диалог и пытаться установить доверие. Какими бы колючими и отстраненными ни казались подростки, им необходимо чувствовать близость и любовь со стороны родителей.
Любовь Климова Секс-педагог, автор книги «Все, что вы хотели знать о половом созревании».
Современные подростки часто попадают в неприятные истории
Что касается опасных историй, я могу согласиться, что иногда мы попадаем в плохие истории и иногда совершаем глупые поступки.
Но в большинстве случаев мы можем проанализировать ситуацию и принять правильное решение.
Иногда кажется, что в нашей жизни нет ничего интересного, и мы мечтаем о чем-то интересном. Под влиянием этих чувств мы иногда совершаем иррациональные поступки.