Почему ребенок 5-7 лет не хочет учиться читать: что делать и как привить ребенку любовь к чтению. Ребенок не хочет читать что делать.

Содержание

Гетерохронное развитие отчасти связано с тем, что дети знают буквы, но не могут сложить их в слоги или прочитать слова — и все это в определенный момент времени. Просто будьте гибкими и чуткими к этим временным трудностям.

Эффективное решение от экспертов: что делать, если ребенок не хочет читать

Главный редактор, пишет о темах, которые волнуют матерей: Мода, красота, питание, здоровье, беременность, роды, воспитание детей, образование, хобби.

Учитель начальных классов, учитель высшей категории, заместитель директора по воспитательной работе, финалист муниципального этапа конкурса «Подмосковный учитель года — 2019», финалист международного конкурса педагогического мастерства «Учитель года 2020». Приглашенный эксперт на Baby.ru.

«Ребенок не хочет читать. Как вызвать у него интерес?», «Как заставить его читать? «, — с такими вопросами часто обращаются родители к педагогу, психологу, другим папам и мамам в профильных сообществах. «Почему ребенок не хочет читать?» — пытаются понять взрослые. Вместе с экспертами мы пытаемся найти решение: почему дети не хотят читать, как использовать положительный опыт родителей и как небольшая перестановка в доме помогает побудить их к чтению.

Советы психолога

Детский психолог Мадина Ким, давно работающая тренером и методистом по вопросам быстрого чтения и памяти, на собственном опыте проверила, как научить детей любить чтение. Она рассказала об ошибках взрослых, которые делают книги врагом, а не другом детей.

Ошибка №1. Чтение вслух

  • Как я пойму, что ребенок читает?
  • Так тренируется чтение с выражением.

Ошибка №2. Чтение «в обязаловку»

Любви к чтению препятствуют, когда оно превращается в рутину или даже в наказание. Я знаю случаи, когда в семье существовало правило: Если ты не сдал одежду в гардероб, то читаешь на 30 минут дольше обычного. Как вы думаете, дети любили читать?

Советы учителя

Привить детям любовь к чтению — это задача семьи: родителей, бабушек и дедушек. С чего начать? У учителя литературы Натальи Лукашиной есть ответ:

Посмотрите рекомендованный учителем список литературы и прочитайте его вместе с ребенком. Хорошо, если мама сможет вспомнить, что ей нравится в этом списке. Например: «Я читал этот рассказ. Он интересный» или «Я знаю автора. Она пишет очень интересные истории». И она расскажет ребенку что-нибудь о прочитанном.

Наталья Лукашина советует родителям, которые хотят увлечь ребенка чтением, систематически заниматься этим процессом, не отвлекаясь на посторонние вещи.

Убедитесь, что это 30-40 минут без «Я занят (занята). У меня много дел», — будет говорить учитель отцам и матерям, подчеркивая. И он будет видеть и понимать, что мать не заставляет его читать, пока она занята чем-то важным, а сидит рядом и внимательно слушает (то есть читает вслух) или читает свою книгу — ей тоже интересно. Человек становится ближе. Роль семьи имеет огромное значение!

Читания – увлекательное приложение для обучения чтению детей 3-7 лет

Красочное путешествие в мир сказок позволит вашему ребенку с головой погрузиться в изучение букв и слогов. Обучение чтению перестанет быть скучным, монотонным занятием, а превратится в увлекательное приключение по спасению волшебной Земли. Игра основана на методе Зайцева

В этой статье мы укажем 3 причины, по которым ребенок не хочет учиться читать, и предложим 3 решения. Если вы обратите на них внимание, прогресс в обучении вашего ребенка будет более очевидным.

Почему мы учим читать дошкольника?

Ведь ребенка научат читать в школе

Открыв учебник «Азбука», вы заметите, что он написан для ребенка, который уже умеет читать. Постепенно и коварно наших детей перестают учить читать в школе. Хорошо это или плохо, но причины этого — тема отдельной статьи. Итак, мы считаем фактом, что задача научить ребенка читать и отправить его в школу читающим лежит на родителях.

Поэтому родители не только учат своих детей читать, но и стараются в этом совершенствоваться. Они опасаются, что если их ребенок будет плохо читать, пока весь класс читает текст и отвечает на вопросы, ему будет трудно соединять буквы в слова. Это приведет к его отставанию по другим предметам.

Никто не хочет, чтобы их ребенок проходил через такую прогрессию — от одного неуспевающего к другому и от одного отстающего к следующему. Именно поэтому родители стараются вовремя подготовить своих детей к школе.

Чтобы у них было больше времени и сил на адаптацию к новой школьной реальности. Чтобы ребенок чувствовал себя увереннее, смелее и умнее. Это правильные и необходимые рассуждения заботливых родителей. Но что же дети?

Они говорят, что им скучно, непонятно и неинтересно. Они начинают увиливать и избегать школы. Они хнычут, становятся угрюмыми. Родители давят, настаивают, пытаются заинтересовать их, и рано или поздно получают результат — ребенок ходит в школу и читает.

Причина №1: Родители гонятся за результатом и не увлекают ребенка процессом

В погоне за результатом мы упускаем главное

Взрослые требуют результата — уметь бегло читать, знать, как читать. Но они не вызывают интереса к самому процессу («я читаю, потому что это интересно»). В этом случае со временем и ребенок становится ориентированным на результат («Я читаю столько, сколько ты мне говоришь, неважно, что ты мне говоришь, и я теряюсь»). Чтение становится нежелательным и даже пыткой для ребенка.

Поэтому большинство родителей стараются научить ребенка читать, чтобы подготовить его к школе, и формулируют свою задачу следующим образом.

«Я учу своего ребенка читать, чтобы в первом классе он чувствовал себя не хуже других. Чтобы ему было легче адаптироваться, привыкнуть к школе, чтобы ему было легче учиться на первых порах».

Родители видят цель обучения чтению следующим образом: Ребенок знает буквы, может складывать их в слоги, понимает слово целиком, читает предложения. Как правило, родители останавливаются, как только этот результат достигнут. Часто они останавливаются, когда ребенок начинает ходить в школу, потому что считают, что их работа закончена.

Но есть вторая часть цели «зачем я учу ребенка читать», которую родители часто упускают из виду. Это долгосрочная цель, результат которой настолько отдален, что его можно не заметить. Вот она:

Ребенок, который любит читать, читает много и с интересом, гораздо легче и быстрее учится извлекать информацию из текстов, понимает разные тексты — художественные, научные, информационные — может анализировать их, извлекать главное.

Пренебречь второй задачей в обучении чтению — значит не увидеть дерева за деревьями.

Поэтому, помимо непосредственного результата, важно сделать процесс обучения и чтения приятным для ребенка. Читайте интересные книги вместе (для детей дошкольного и младшего школьного возраста), затем ребенок начинает читать книги самостоятельно, вы помогаете ему выбирать книги, соответствующие его возрасту и интересам, и обсуждаете прочитанное. Таким образом, вы пробуждаете интерес к чтению до школы и поддерживаете его в начальной и средней школе.

Решение 1: Проведите испытание. Откажитесь от тестов и проверок. Не стремитесь к тому, чтобы ваш ребенок чему-то научился в процессе чтения, что-то понял — это все для определения результата, нацеленность на который вредит и вам, и вашему ребенку. Читайте как можно больше книг, которые интересны вам обоим, и обсуждайте их с ребенком. Ваш ребенок должен почувствовать, что чтение — это интересно.

Профессиональный эксперт и исследователь Татьяна Черниговская рассказывает о том, как правильно подготовить ребенка к чтению, чтобы он не только научился читать, но и полюбил книги всей душой.

Читать вслух

Многие согласны с тем, что культура чтения очень полезна. Чтение вслух должно быть не только для детей, но и буквально до тех пор, пока оно не станет для ребенка непосильным. Это утомительно, долго и требует большого труда, но результаты придут. Леонид Парфенов, например, говорит, что читал своим детям, когда они были уже почти взрослыми.

Это трудно, если вы сами не любите читать. Но если взрослые дома читают регулярно, ребенку трудно выпасть из этой модели. Это станет для него нормой. Если вы совсем не читаете, то побалуйте своего ребенка.

Регулярный книжный шопинг

Берите ребенка в книжный магазин так же часто, как вы берете его с собой на обед. Сделайте это ритуалом как можно раньше. Вашему ребенку исполнился год? Приходите с коляской и дайте ему привыкнуть к атмосфере. В конце концов, оставьте ее в детской и уйдите. Ему десять лет и он только начинает ходить? Ну, вот магазин, вот книги, сориентируйся, пока я что-нибудь выберу. Выбирать книги самостоятельно, находить среди них что-то интересное и важное — это навык, который можно развить только практикой. Обязательно выделите время, чтобы посмотреть, найти и почитать.

Если ваш ребенок хочет что-то в книжном магазине, постарайтесь купить это и в следующий раз купите гамбургер. Да, книги стоят дорого, и да, возможно, это была дрянная книга. Но у вас есть благородная цель — привить ему любовь к чтению, так что идите на это. Идеально, если каждый раз, когда ваш ребенок посещает книжный магазин, он приносит домой книгу, которую выбрал сам.

Просто закройте глаза и купите ее, какой бы она ни была. Это будет замечательный опыт. Комиксы для комиксов, Гарри Поттер для Гарри Поттера

Было время, когда дети в моем кругу друзей читали «Детские детективы» Кати Матюшкиной. Боже, какой это был позор. Плохая бумага, плохой сюжет, все скучно, скучно, скучно, скучно, стоит как хорошая книга. Не знаю, какой там был 25-й кадр, но вся серия была очернена детьми до костей. Прошло то время, и я с огромной благодарностью вспоминаю Катю Матюшкину. Вы должны помнить, что вкус специфичен, ваша задача — читать своему ребенку, а не специфическую и только высокую советскую классику. Кстати, аргументы типа «у меня маленькая съемная квартира, у меня нет места для книг» должны быть отвергнуты. Хотите, чтобы ребенок читал — переставьте шкаф, купите больше полок с книгами.

Не куплю, но выкручусь

Если вы не можете их купить, возьмите их в библиотеке. Или сходите в книжный магазин и проведите там полчаса, дайте ребенку почитать то, что он хочет купить, и удовлетворите его любопытство.

Выберите место, где персонал не толкает покупателей, где есть удобные стулья и где люди могут сидеть, рассматривать, трогать и выбирать. Вначале дети не будут знать, что делать. Приведите пример. Я читаю, а вы заняты. Мы здесь на полчаса. В книжном магазине огромный выбор, наверняка найдется что-нибудь, чем можно занять ребенка. В нашей семье один ребенок увлеченно читает все, что ему нравится, и просит остаться подольше, а другой уныло смотрит какую-то музыкальную ерунду, нажимает на кнопки и рассматривает канцтовары. Каждому свое. Ритуал принесет свои плоды. Не позволяйте сотрудникам выбранного вами книжного магазина стоять у вас за спиной, толкаться, пялиться на детей. Это должно быть настоящим удовольствием.

Метод Кассиля

Выберите интересный текст с захватывающим сюжетом, и родители читают его вслух, внезапно останавливаясь на самом интересном месте, а потом отец (мать, вся семья) категорически не успевает почитать своему ребенку. Ребенок берет книгу без особого энтузиазма, надеясь, что кто-нибудь сжалится и прочитает ему, независимо от того, погиб главный герой или нет. Родители тут же хвалят ребенка за желание читать и читают ему — одна строчка тебе, две строчки мне. И так далее.

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, в котором он всего в двух длинных строчках сообщает, что хочет с ним дружить, и для него тоже есть подарок. На следующее утро приходит еще одно письмо, но в нем ни слова о подарке, говорится, что он хотел подарить ему билеты в цирк, но увидел, как он дернул кошку за хвост, и она завизжала в ответ. Так что билеты в цирк откладываются. Каждый день буквы читаются все быстрее и быстрее.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребенку разрешают читать, только если он хорошо себя ведет, и в награду ему не только дают прочитать несколько строк (или даже полстраницы), но и пекут специальное печенье в форме книги, которое ребенок получает на память о счастливом моменте. Чтение — это радость и праздник. И ваш ребенок должен испытывать это каждый раз, когда берет в руки книгу. Если ребенок ведет себя неадекватно, ему не следует читать книгу. Этот метод родился, когда дети начали читать Библию (священную книгу). «

Если вы думаете, что чтение ребенку помешает ему читать самому, вы ошибаетесь. Читайте каждый день. Исследования показали, что родители, чьи дети хорошо читают, читают около часа в неделю или 10 минут в день. Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь вместе с ребенком, а главное, обсуждайте с ним то, что вы читаете. Останавливайтесь и просите ребенка угадать, что произойдет дальше. Рисуйте вместе иллюстрации к книге, придумывайте истории и обсуждайте, что делали герои. Но не превращайте обсуждение в скучную лекцию: «Почему Масенька потерялась? Потому что она не слушала бабушку и дедушку. Славочка, сегодня ты тоже не послушался маму и папу, и вот в чем причина. «

Все наши рекомендации можно свести к трем словам: будьте терпеливы, позитивны и внимательны. Прислушивайтесь к своему ребенку и к себе. Решите, что правильно для вашего ребенка.

https://www.7ya.ru/ Bauskas iela 58A — 7 Riga LV-1004

Читайте нас в Telegram, чтобы не пропустить ничего важного!
Оставить комментарий на «Что делать, если ребенок не хочет читать?

Что делать, если мой ребенок не хочет читать?

Первый шаг — это полюбить книгу самому и передать свою любовь к чтению детям. Детям нужна благоприятная атмосфера для чтения, чтобы увлечься чтением. Шаг второй: рассказывайте о прочитанном.

Если вы сами любите читать, расскажите ребенку о том, что вы прочитали. Вы можете прочитать ребенку интересный отрывок из книги, понятный для его возраста. Поощряйте ребенка делиться тем, что он прочитал, и рассказывать о героях истории. Если вы хотите почитать ребенку перед сном, они могут сами выбрать книгу, а затем по очереди читать друг другу.

Шаг третий — чтение вслух перед сном Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получал удовольствие от чтения, то читайте ему с таким же удовольствием перед сном. Ребенок должен четко понимать, что за скучными черными буквами скрываются совершенно невероятные волшебные вещи и открываются двери в удивительные и загадочные миры.

Шаг четвертый — не давите

Любовь нельзя принудить. Сколько бы вы ни говорили: «Хватит смотреть телевизор и читать книгу!» или «Если хочешь погулять, прочитай три страницы», — это не приблизит вашего ребенка к любви к чтению. И если ваш ребенок не любит читать сейчас, то в дальнейшем он будет воспринимать чтение как наказание.

Шаг пятый: Дайте юному читателю время и возможность найти свою собственную книгу. Шаг шестой: не навязывайте свой вкус. В конце концов, книги — это чашка чая для каждого человека….. поэтому будьте терпеливы! Не обвиняйте в лени или глупости — иначе ребенок не захочет читать все, что когда-либо где-либо было напечатано.

Шаг седьмой — уважайте выбор вашего ребенка. Что бы он ни предпочитал — короткие энциклопедические статьи или тематические детские журналы — поддерживайте его в их покупке. Однажды настанет очередь Чехова и Толстого. Попросите ребенка рассказать об интересных вещах, которые он прочитал, но не заставляйте его. Ваш разговор не должен выглядеть как проверка домашнего задания. Если ребенок почувствует ваш неподдельный интерес, он исправит что-то еще, просто чтобы поделиться с вами. Не забывайте хвалить ребенка, а также рассказывать ему о прочитанных книгах.

Предоставьте свободу выбора

Дайте ребенку возможность самому выбирать книги. Позвольте ребенку брать интересующие его книги в библиотеке или книжном магазине. Это может стать поддержкой и пониманием, и ваш ребенок почувствует доверие со стороны родителей.

Дети подражают многим моделям поведения взрослых. Если ваш ребенок растет в читающей семье, он также будет интересоваться книгами.

Важно не только иметь дома библиотеку. Читайте в присутствии детей, делитесь с ними новой информацией, обсуждайте вместе сюжет книги. Покажите ребенку, как радуются родители, покупая книгу в Интернете, или как радуются они сами, когда покупают новую книгу в магазине.

Чего делать не стоит

Старайтесь не допускать ошибок, которые могут оттолкнуть ребенка от чтения.

  • Не начинайте слишком рано учить ребенка читать самостоятельно. Совсем маленьким детям интересно слушать чтение взрослых. Но самому малышу в раннем детстве еще рано этим заниматься.
  • Читать вслух невыразительно тоже не стоит. Постарайтесь максимально использовать голос, мимику и жесты при прочтении. Это поможет удержать внимание малыша и вызвать его интерес.
  • Еще меньше шансов привить любовь к чтению, если заставлять ребенка это делать. Требовать быстрых результатов не нужно — давление только оттолкнет его от книг.

У нас есть канал Zen под названием Lifestyle, посвященный здоровому питанию, фитнесу, качественному отдыху и развлечениям. Подписывайтесь на него, чтобы получать больше полезной информации о том, как заботиться о себе и становиться лучше с каждым днем!

Роль родителей

А теперь наш вопрос наоборот: как родители могут полюбить чтение настолько, чтобы научить ему своего ребенка?

Понять: Ваш ребенок дает вам уникальную возможность стать лучше, пережить свое детство, узнав ребенка в себе. Сходите с ним в книжный магазин, выберите книгу, которая интересует вас обоих, устройтесь поудобнее дома и начните читать душевно и выразительно. Старайтесь каждый день погружаться в этот особый мир и пытайтесь извлечь из ситуации что-то полезное, что-то чистое и честное.

Да, это тяжело, наши дети много берут от нас, но взамен дают еще больше, не теряйте эти дары!

Читайте также:

Дарья Дудкина: Взято Дарьей Дудкиной.

Фото: conrado/Productions/surowa/Africa Studio/Shutterstock.com

Три характерные ситуации

Современные малыши быстро развиваются, многие знают алфавит и начинают читать уже в 2-4 года. Но не они, а взрослые стремятся не отстать от своих соседей, показать, что их сын или дочь наиболее способные.

Когда дома неправильно применяется методика раннего обучения чтению, когда дошкольников заставляют поглощать много томов безразличной литературы, ситуация развивается опасным образом.

Вот три распространенные ситуации. Если вы узнали в них себя, срочно обратитесь за советом в детский сад или начальную школу.

«Мой ребенок будет лучшим среди сверстников. Научим его любить книги, даже если он этого не хочет».

Образованная, интеллигентная мама решила, что ее сын не будет похож на современных детей, а книги станут его постоянными спутниками.

Чтобы малыш быстро полюбил чтение, он будет проводить с книгой целый день. Если он прочтет всю библиотеку дома перед школой, то станет самым умным ребенком в классе.

Семья вкладывает все силы в то, чтобы научить сына читать. В 2 года Коля знал алфавит, в 3 — читал слоги, в 4 — самостоятельно разучивал простые истории.

Потом, перед детским садом, была серия обязательных книг, которые он должен был прочитать до первого класса. Это были не сказки и стишки, а мифы разных народов мира, детские энциклопедии и другая полезная литература. Мама и папа помогали, где могли, уговаривали его и контролировали количество прочитанного.

Вскоре Коля стал действительно самым знающим среди своих одногруппников по детскому саду. Но он замкнулся в себе, перестал общаться с одноклассниками и родителями. После визита к психологу родители поняли, что Коля переутомлен. Он не хотел читать тома неинтересных романов и народных сказок, но боялся наказания.

Это яркий пример нетипичного насилия в семье. Ребенок играет роль игрушки в руках матери и отца. Взрослые должны понять, что чтение не является основным источником информации; общение с другими людьми важно для получения жизненного опыта.

Нельзя воспитывать ребенка в изоляции, нельзя давать ему невыполнимые задания, даже если вы любите его беззаветно и хотите для него самого лучшего. У ребенка в такой ситуации очень быстро разовьется отвращение к чтению.

«Обучение чтению через компьютерные игры»

Полина в 4 года не знала ни одной буквы, что очень расстраивало ее мать. Родители не могли научить ее букварю в правильном порядке, поэтому решили сделать это с помощью компьютерных упражнений.

Девочке очень понравилась игра, она быстро выучила все буквы, но в то же время ее увлекли другие интересные игры.

Он по-прежнему не хотел читать книги, но требовал компьютер каждый день. Родители поставили условие, что когда Полина прочитает 1-2 страницы, она получит доступ к устройству. Девочка читала со слезами на глазах, а потом убегала играть в интернете.

Проблема этой семьи заключалась в том, что они не знали, как поощрить свою дочь и заинтересовать ее чтением. Поэтому они заменили себя компьютерной игрой. Девочка получила знания, но не смогла применить их в реальной жизни.

Компьютерные игры препятствуют развитию воображения, силы воли и интуиции. Графика и интерактивность делают половину работы за ребенка дошкольного возраста. Используйте их лишь в малой степени.

Чтение книг — это тяжелый труд. Чтобы представить себе картину леса, в котором заблудилась Маша из сказки «Три медведя», нужно потрудиться. Но зато это гораздо эффективнее развивает мозг и интеллект.

«Ребенок читает быстро, но пока не понимает содержания. Мы считаем это нормальным».

Миша научился быстро читать в четыре года. К шести годам книги поглощались одна за другой. Родители радовались успехам сына. Они похвастались его успехами перед знакомыми. Ребенка спросили, какая его любимая книга. Умный мальчик не смог ответить. Его попросили сказать, какую книгу он прочитал сегодня, вчера. Ребенок не смог ответить.

Варианты мотивации

как замотивировать

Приручение к книге начинается не в первом, втором классе или детском саду, а уже в младенчестве. Когда родители читают малышам с шестимесячного возраста детские стишки и показывают им красивые иллюстрации из сборников анекдотов и детских стишков, подросший ребенок быстрее привыкает читать каждый день.

  1. Покажите пример. Отпрыски с детства копируют взрослых. Если папа проводит свободное время за гонками в планшете, то сын поступит так же. Читайте сами, сделайте это семейным ритуалом.
  2. Заведите домашнюю библиотеку. Обязательно выделите полку для детских книг. Наполняйте ее по мере взросления детсадовца.
  3. С раннего детства учите с малышом стихи.

Родители часто путают «любовь к книге» с «необходимостью читать каждый день». Запугиванием, наскоками пробудить энтузиазм к литературе невозможно. Дайте ребенку понять, что книга — это источник знаний и эмоций, которые невозможно получить от телевизора или компьютера. Заставьте ребенка полюбить чтение, и тогда ваш ребенок пойдет по стопам взрослых.

Важно. Не давайте ребенку электронные версии книг в раннем возрасте и в начальной школе. Чтение — это не только визуальный, но и тактильный процесс. Любовь к книгам начинается с прикосновения к шуршащим страницам, запаха типографской краски.

И именно это советует детский психолог Марина Романенко.

Полезные советы

полезные советы

Существует множество способов приучить ребенка к чтению, выберите один или несколько сразу. Контрольный список рекомендаций поможет не запутаться.

  1. Проанализируйте интересы детей. Если сын читает комиксы один за другим, а толстые книги наводят на него ужас, купите красочную книгу с небольшими текстами. Не заставляйте сразу читать больше, чем он привык. Увеличивайте объемы текста постепенно.
  2. Не заставляйте читать книгу, которая, по вашему мнению, обязана быть ему интересной. У ребенка могут быть свои предпочтения. Дайте ему такую литературу, которая не оставит равнодушным.

Еще один интересный способ приучить ребенка к чтению — социальные семьи. Заинтересуйте друзей вашего подростка литературой. Начните книжный клуб дома. Предложите ученикам вступить в книжный клуб.

Оцените статью
womansinfo.ru