Это предотвращает укоренение неправильного произношения звука. Для этого не нужно обладать какими-то особыми навыками — достаточно нескольких простых приемов.
Как научить ребенка правильно говорить звук “С” и другие свистящие звуки
Мамы часто лучше всего понимают, что говорит их ребенок. Однако речевые ошибки, которые многие родители долгое время не замечают, могут стать причиной проблем с развитием и общением ребенка в будущем. Прежде чем паниковать, что ваш ребенок не говорит определенным образом, и принимать меры, важно узнать, какие звуки должны произноситься в определенном возрасте:
- До 3-х лет малыш верно произносит звуки – Б-БЬ, М-МЬ, В-ВЬ, П-ПЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, К-КЬ, Г-ГЬ, Х-ХЬ, Ф-ФЬ, Н-НЬ, Й. Возможное смягчение звуков – это считается нормой.
- От 3-х до 4-х лет ребенок учится произносить С-СЬ, З-ЗЬ;
- В возрасте 4-5 лет дошкольник осваивает Ш, Ж, Ч, Щ, Ц.
- Примерно в 5-6 лет ребенок уже умеет правильно говорить Р-РЬ, Л-ЛЬ.
Теперь, когда возрастные нормы известны, можно провести оценку: как ребенок произносит звук, не искажен ли он, не заменен ли более простым звуком. Если звук произносится неправильно, его следует исправить. Необходимо работать с ребенком (родители, логопед), без обучения произношение будет ухудшаться.
Работа логопеда делится на 3 этапа:
- Постановка звука.
- Автоматизация звука.
- Различие звуков.
Не рекомендуется, чтобы родители сами ставили звуки, этим должен заниматься профессионал — логопед. Этим должен заниматься профессиональный логопед.
Если имеются другие нарушения речи, ребенка должен осмотреть невропатолог. Будет назначено индивидуальное и комплексное лечение.
Нормы звучания
Звук Ш в логопедии и русском языке называется свистящим, а свистящие согласные обычно появляются у ребенка в возрасте 3-4 лет. Твердый звук осваивается ребенком в возрасте 2,5-3 лет. В этом возрасте звук С может формироваться по-разному — между зубами или вне зубов. Нормальный звук формируется в возрасте 4-5 лет.
Как правильно его произносить (в связи с положением органов артикуляции):
- Губы как будто немного улыбаются, при этом слегка обнажены верхние и нижние резцы.
- Между зубами имеется небольшая щель в 1-2 миллиметра.
- Кончик языка широко распластан. Располагается в нижней части, и как будто приклеен к нижним передним зубам.
- Края языка немного приподняты и соединяются с верхними боковыми зубами.
- Спинка языка формирует узенькую щель с альвеолами, для того чтобы был проход для воздушной струи.
- Струя воздуха сильная, мощная. При выдохе чувствуется холодный воздух.
- Задняя стенка глотки плотно смыкается с мягким небом, тем самым предотвращая «утечку» воздуха в нос.
- Голосовые складки не образуют голос, следовательно, они разомкнуты.
Важной особенностью является то, что ребенок, который произносит звук С по-своему, не искажая его, считается вариантом нормального звука.
Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно
Организовать логопедические занятия по правильному произношению в домашних условиях очень просто. Самое главное условие — чтобы занятия проходили в форме игры. Ребенку должно быть интересно. Ни в коем случае нельзя заставлять, иначе интерес к занятиям просто пропадет. Информацию следует давать детям дозированно. Лучше начать с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут и постепенно увеличивать частоту и количество упражнений. Как научить ребенка произносить звуки перед зеркалом? Ребенок должен видеть, что происходит у него во рту, как ведут себя губы, и в то же время наблюдать за мамой. Желательно хорошо оборудовать комнату и повесить зеркало, чтобы ребенок мог хорошо видеть свое отражение, когда сидит.
Важно. Всегда хвалите ребенка за каждый успех, даже самый маленький!
Каждое речевое занятие (правильное буквенное произношение) должно начинаться с разминки речевого аппарата, т.е. артикуляционной гимнастики.
Это самые простые и эффективные упражнения:
- «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
- «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
- «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность — на счёт 5
- «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
- «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
- «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
- «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
- «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения — 3-5 секунд
- «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот
Разминка обычно занимает 10 минут и помогает одновременно тренировать мышцы лица и расслаблять их. Иногда методичное повторение таких упражнений в течение месяца устраняет многие проблемы ребенка с произношением и навсегда избавляет от первичных дефектов речи. После таких упражнений стоит начать вырабатывать тот или иной звук.
Как правильно проводить логопедические занятия с ребенком? Советы и рекомендации родителям
Как научить ребенка произносить звук с, включая букву с? Любой родитель может проводить несложные логопедические занятия со своим ребенком. Однако успех занятий во многом зависит от того, насколько правильно они выполняются.
Если у ребенка нет сложных нарушений речи и он может артикулировать большинство звуков, то достаточно упражнений с родителями дома, чтобы привести произношение в норму. В этом случае правильное произношение достигается за счет автоматизации произношения.
Упражнения для развития произносительных навыков полезны не только детям с проблемами речи, но и здоровым детям, так как оптимально развивают артикуляционный аппарат, делают его более подвижным и гибким.
Если у ребенка более серьезные проблемы с произношением и большое количество грамматических ошибок, решать проблему самостоятельно все равно довольно опасно. Чем раньше родители обратятся за помощью к логопеду для решения проблемы, тем больше пользы получит ребенок. Тем легче будет научить его правильно произносить звуки и говорить.
Как строится работа над звукопроизношением?
- Для начала необходимо выяснить, какие именно органы речи участвуют в произношении звуков, вызывающих проблемы у ребёнка. Над ними нужно будет работать в первую очередь при помощи артикуляционной гимнастики на ту или иную букву.
- Этап непосредственной постановки звука.
- Этап усиления звука и его разучивание в специальных логопедических стихах, текстах, песенках и т.д.
Подумайте более тщательно о том, как научить ребенка легко и бегло произносить букву с.
Артикуляционная гимнастика и ее особенности
Трудности с произношением буквы «с» обычно связаны с недостаточной гибкостью артикуляционного аппарата. Исправить это можно с помощью специально организованных упражнений. Как лучше всего поступить в этом случае?
- Строгая последовательность упражнений и регулярность – вот главные принципы, обеспечивающие эффективность упражнений для органов речи. Лучше всего использовать уже готовые комплексы упражнений, учащих выговаривать те или иные звуки. Они подобраны с учетом возрастных и других особенностей ребёнка
- Для того, чтобы ребенок охотнее участвовал в проведении занятия, его лучше всего учить его говорить в игровой форме, дополняя интересными для него загадками на нужную букву, песенками, потешками и прибаутками
- Не стоит перегружать ребенка упражнениями. За одно занятие лучше сделать не более 2-3, но с многократными повторениями – так легче научить ребенка новому.
- Вводить новые упражнения на букву «с» можно только после того, как ребенок уже как следует усвоил все предыдущие и справляется с ними без особых усилий
- Для того чтобы ребенок имел возможность видеть и правильно понимать технику предложенных ему упражнений и выговаривать звуки, для занятий лучше всего использовать зеркало
- При выполнении упражнений важно следить за симметрией лица ребёнка, точностью и плавностью движений, правильным темпом. Без этого эффективность упражнений будет сведена к минимуму.
Полезный совет: прежде чем приступить к артикуляционной гимнастике, сделайте несколько упражнений для «разогрева» органов речи: простая улыбка, вытягивание губ в кривую или кольцо и поднятие языка хорошо подготовят их к упражнениям и улучшат результаты вашего ученика.
После этого можно приступать к собственно артикуляционной гимнастике (в данном случае мы рассмотрим комплекс Фомичевой М.В.). Учить ребенка правильному произношению следует именно такими упражнениями.
«Загнать мяч в ворота»
Упражнение учит ребенка направлять воздушный поток и произносить свистящие звуки. На стол ставятся импровизированные «ворота» из кубиков. Задача ребенка — надуть вату («шарик») в ворота, вытянув губы вперед и направляя на них поток воздуха. Важно, чтобы ребенок не надувал щеки и чтобы действие выполнялось одним движением.
«Непослушный язычок»
Это упражнение расслабляет язык и в то же время создает направленную струю воздуха. Ребенок кладет язык на нижнюю губу, держит рот слегка приоткрытым и произносит «пять-пять-пять». Важно, чтобы губа, на которой лежит язык, не загибалась, а поток воздуха был как можно более равномерным и беспрерывным.
Широкий язычок
Широкий конец языка кладется на нижнюю губу и удерживается в таком положении до 5-10 секунд. Органы артикуляции должны быть максимально расслаблены, а улыбка должна быть как можно менее напряженной.
Совет родителям: Наберитесь терпения и постарайтесь отнестись к этим занятиям как к веселой игре.
Как научить ребёнка произносить «л» и «ль»?
Сложнее со звуками l и ell. Сначала нужно определить, всегда ли эта трудная буква выпадает из слова при произношении. Для этого подготовьте карточки с предметами и животными, в которых эти звуки есть в разных сочетаниях и частях слов: Лев, львенок, волк, школа и т.д.
Когда ребенок произнесет все правильно, проверьте произношение в предложениях — нередко дошкольники нормально произносят эти звуки в словах, но в речи они заменяются другими.
Чтобы научить ребенка произношению звуков «л» и «ль», играйте в игры.
Приглашая и объясняя правила игры, называйте имя со звуком «л».
Начните учить «песенку про самолетик»: скатайте из бумаги два самолетика и сдуйте их вместе. При этом покажите, что кончик языка должен доставать до зубов, и произнесите звук «л».
Поиграйте в пароходик в ванной: положите в воду кораблики, утят или просто пластиковые кубики и попросите ребенка прижать кончик языка к зубам и шипеть, как пароходик. Затем попросите его открывать и закрывать рот, произнося звук «ааа». Должны появиться слоги «ла» и «ал». Напевайте любимую мелодию ребенка со звуком «ла-ла-да». Осталось показать ему, как прятать язык за верхними зубами.
Если ваш малыш путает «л» и «н», объясните ему разницу между «л» и «л». Вы можете устраивать игры на сортировку: Положите фигурки и картинки с изображением этих разных звуков в две разные коробки.
Когда он/она освоит звук «л», переходите к произношению звука «л»: Попросите ребенка широко улыбнуться, поднимая язык. Как правило, с этим проблем не возникает.
Как научить ребёнка произносить звук р?
Звук «р» — самый сложный для произношения детьми, так как требует хорошей артикуляции, тренированного выдоха и сильных мышц языка. В среднем ребенок способен произносить букву «р» в возрасте 5 лет.
Обучение произношению буквы «р» начинается с упражнений для подготовки артикуляционного аппарата — если он не «созрел», ничего не получится. Какие упражнения полезны?
- «Лошадки»: надо цокать языком, как будто это топают лошади.
- «Чистим зубы»: в широкой улыбке надо водить языком по верхнему зубному ряду внутри. Важно: ребёнок не должен двигать нижней челюстью! Так же можно облизывать верхнюю губу.
- «Дразним льва»: надо расслабить язычок, высунуть его изо рта и поболтать вверх-вниз. При этом еще и порычать.
- «Дятел»: часто и быстро произносить «д», постукивая языком по верхним зубам.
Упражнения, подобные этим, помогут вам заставить ребенка дуть с силой и целенаправленно:
- Возьмите кусочек ваты или комок бумаги, положите на ладонь. Ребёнок должен выложить мягкий язычок на нижнюю губу и так сдуть вату.
- Сдувать вату с поднятым вверх кончиком языка.
- Катайте карандаши по столу с помощью выдоха, запускайте самолетики, дуйте на незадувающиеся свечки (они вновь загораются после сильного выдоха).
О других упражнениях для улучшения речевых трудностей читайте в отдельной статье.
Не говорите ребенку, что он должен научиться произносить «р»: это часто приводит к гортанному акценту, который трудно исправить. Скажите ему, что он учится рычать, как тигр!
Подобные игры помогут вашему ребенку подготовиться к произнесению звуков «р» и «рь». Эти звуки произносятся либо спонтанно во время упражнения «дятел», либо вы можете попробовать заставить язык ребенка вибрировать от ручки ложки.
Эти упражнения подготавливают артикуляционный аппарат к произношению звуков «р» и «рь». Если вы регулярно занимаетесь в течение нескольких месяцев и не получаете результатов, обратитесь к логопеду.
В дополнение к логопедическим упражнениям не стоит забывать о мелкой моторике: Игры с крупой, цепочки из бусин, мозаика, лепка и пальчиковые игры — ваши лучшие друзья. Предложения для малышей и детей постарше вы найдете в разделе «Пальчиковые игры от нуля до 7: как делать пальчиковую гимнастику».
Эффективные занятия с логопедом на букву С
Квалифицированный логопед не будет использовать методы, которые заставляют ребенка делать то, что он не хочет делать.
Как проходит занятие по постановке звука С
Методы, которые будет использовать опытный логопед, состоят из веселых игр, близких к петтингу, когда ребенку разрешается покачиваться перед зеркалом вместе со взрослым и произносить различные веселые слоги.
Индивидуальные занятия по автоматизации звука С
Эти занятия следует проводить регулярно до достижения результатов. Обязательные упражнения для формирования правильного звукопроизношения включают в себя подражание звуку насоса, метели или лопнувшего воздушного шарика.
В семье, где взрослые выделяют время на общение с ребенком раз в день, не наспех, а вдумчиво, корректируя звучащее произношение, малыш сам постепенно станет понятным в естественной обстановке. Воспитывающая обстановка в семье, здоровый нрав и правильная оценка способностей — вот залог успешного и психически здорового ребенка.
Буква Р
Неправильное произношение буквы Р — довольно распространенное явление. Если не работать над произношением, эта ошибка может остаться на всю жизнь.
Существует несколько вариантов неправильного произношения буквы Р:
- дети могут не произносить этот звук вообще (корова — коова),
- может быть замена твердой буквы Р на мягкую (рука — рюка),
- иногда букву Р заменяют другими буквами (рука-лука, дука, люка, йюка и т.д.).
Как работать с ребенком, чтобы научить его правильно произносить букву Р?
- Артикуляционные упражнения подготовят мышцы губ и языка к занятиям. Их нужно проводить ежедневно.
- «Варенье». Ребенок должен приоткрыть рот и водить языком вправо и влево по верхней губе. Чтобы заинтересовать малыша, можно намазать рот чем-то сладким.
- «Маляр». Нужно водить языком вперед и назад по нёбу, как это делает маляр своей кистью.
- «Гриб». Ребенку надо открыть рот, улыбнуться и прижать язык полностью к нёбу, удерживая его от 3 до 10 счетов.
- Дыхательные упражнения помогут с нужной интенсивностью направлять струю воздуха, чтобы получился верный звук. Вдох должен быть строго через нос, а выдох — через рот. Повторять упражнение больше 4 раз не надо.
- «Свеча». Нужно задуть горящую свечу. Делать это можно короткой, сильной струей воздуха, можно, наоборот, слабой. Или задувать с близкого расстояния, с каждым разом увеличивая дистанцию.
- «Снежинка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке и расположить язык на нижней губе. Нужно сдуть кусочек бумажки («снежинку») на кончике языка.
- «Буря». Понадобится стакан с водой и трубочка. Ребенку надо выдохнуть в трубочку, опущенную в стакан. Так в воде получится настоящая «буря».
- Вибрация языком — учимся чувствовать и воспроизводить.
Ребенка нужно усадить с собой перед зеркалом. Он должен видеть положение языка и губ взрослого. Это облегчит произношение правильного звука. Стоит попробовать произнести букву Р, рыча как тигр или мурлыча как кошка. Упражнения будут более эффективными, если ребенку будет интересно их выполнять.
Можно учить произношению буквы Р с другими буквами. Например, ребенок может произносить звук З с широким языком в высоком положении. Затем он должен быстро провести языком по клыкам за верхней челюстью. Так получается звук СР.
Можно работать и над другими буквами. Например, научитесь произносить звук Р через проверенные Д, Г, Ш. Постепенно вы сможете избавиться от лишних букв, автоматизировав произношение буквы Р.
Игры с буквой Р
Чтобы закрепить эффект от упражнений, важно отрабатывать навыки снова и снова в течение дня.
- «Волшебный мешочек». Дети достают из мешочка предметы или картинки с изображениями предметов. Надо произнести название предмета, четко выговаривая букву Р.
- Игры с крупами. Они хорошо стимулируют мелкую моторику, а, значит, и речь. Можно изображать предметы, в названии которых есть буква Р. Например, коРРРРона из гРРРРРечки.
- Повторить слог наоборот. Ар-ра, ур-ру и т.д.
- Закончить фразу. Потребуются картинки с подсказками. Например, ро-ро-ро — перо.
- Короткие песенки или стихотворения. Например:
Буква Ш
Чтобы правильно произносить букву S, речевой механизм должен быть хорошо натренирован.
При правильном произношении буквы SH язык строго симметричен. Губы всегда округлены, а зубы расположены как можно ближе друг к другу. В середине широкого языка находится теплая струя воздуха, которую легко ощутить во рту ладонью. Голосовые связки открыты.
Детям часто бывает трудно сделать это языком и губами. Поэтому существуют разные способы произношения буквы Ш.
Внимание. Ни один из приведенных ниже способов произношения не является правильным. Все они нуждаются в коррекции.
- межзубное произношение (звук в этом случае шепелявый, а язык просунут между зубами),
- произнесение «в нос»,
- способ, при котором язык упирается в зубы, и звук становится похожим на Т,
- при нарушении прикуса звук похож на Ф,
- звук, напоминающий С.
Вы можете научиться произносить букву Ш дома. Для этого необходимо ежедневно выполнять дыхательные упражнения и тренировать мышцы языка и губ.
Также следует выполнять игровые упражнения для закрепления полученных навыков.
Артикуляционную гимнастику следует выполнять ежедневно в начале урока. Важно растягивать не только язык, но и губы.
- Упражнения для языка:
- «Спрячь конфетку». Ребенок должен удерживать широкий язык на нижней губе. На его край взрослый кладет маленький кусочек зефира или пастилы. Малышу нужно спрятать кусок сладости, зажав его языком за верхними зубами и прилепив на нёбо. Упражнение выполняется в медленном темпе. Рот не должен открываться шире 2 см.
- «Футбол». Нужно улыбнуться и положить широкий язык на нижнюю губу. Перед этим надо подготовить кусочек ваты. Ребенок должен дуть на вату, произнося звук Ф. Нужно докатить ее до противоположного конца стола. Важно следить, чтобы звук произносился как Ф, а не Х — это повлияет на ширину струи воздуха. Щеки не должны надуваться.
- «Гармошка». Надо улыбнуться, приклеить язык к нёбу, и, не отпуская языка, открывать и закрывать рот. Стоит представить. что это мех гармошки. С каждым разом нужно открывать рот все шире, и дольше удерживать язык в положении у нёба (от 3 до 10 счетов). Стороны языка не должны провисать. Рот и губы всегда неподвижны.
- Упражнения для губ:
- «Трубочка». Ребенок должен вытянуть губы трубочкой и беззвучно произносить букву У.
- «Зайчик». Надо улыбнуться, открыв верхние и нижние зубы. По очереди поднимается верхняя и нижняя губы. Важно следить, чтобы зубы были сомкнуты, а губы возвращались в исходное положение.
Игры с буквой Ш
- Закончить фразу (или повторить ее). Стоит заранее подготовить картинки в помощь. Например:
Шу-шу-шу — Маша ест лапшу. Шу-шу-шу — Маша ест кашу, дети. Шу-шу-шу — Паша хорошо пишет.
- Игра «Измени слово». Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук «ш». На первых порах может потребоваться помощь взрослого. Но скоро ребенок сможет изменять слова по образцу самостоятельно.
Горох — горох — горох, орех — орех, воробей — воробей, хлеб — хлеб и т.д.
- Шипеть, как змея, как спущенный воздушный шарик и т.д.
- Песни, потешки, стихотворения.
Буква Ш — шипеть, иногда — шуршать, часто — шуршать, изредка — шуршать.
Буква Ж
Произношение буквы Г легко выучить, если ваш ребенок уже умеет произносить букву Ш. Это связано с тем, что движения языка и губ при произношении почти одинаковы. Только при произнесении буквы Г активно задействуются голосовые связки.
Даже ребенок может легко заметить эту разницу. Пусть он положит руку на шею взрослого, который произносит поочередно буквы S и G. При произнесении буквы S он будет держаться неподвижно.
Обратите внимание на правильное произношение буквы G. Губы должны быть округлыми, а зубы близко друг к другу. Широкий кончик языка приближен к альвеолам (углублениям в кости верхней челюсти), кончики языка прижаты к боковым зубам, а спинка языка приподнята и отодвинута назад. Теплый поток воздуха проходит через центр языка. Голосовые складки растягиваются и дают голос.
Артикуляционные и дыхательные упражнения для буквы S подходят для обучения. Они также развивают и подготавливают губы, язык и дыхание к произношению буквы G.
Игры с буквой Ж
- Жужжать как жук, пчела или муха.
- «Пчелы собирают мед». Участники воображают себя пчелками и жужжат, кружась и перемещаясь по комнате. По сигналу нужно как можно быстрее «улететь» в «домик».
- «Мухи в паутине». Игра подойдет для компании детей. Часть из них изображает паутину, образуя круг. Другая часть детей — «мухи», они вбегают и выбегают из круга, жужжа при этом. По сигналу дети-»паутинки» берутся за руки, а те «мухи», что не успели выбраться из круга, тоже становятся в паутину. Игра длится до тех пор, пока все «мухи» не пойманы.
- «Кому это нужно?» Взрослый показывает ребенку сюжетные картинки, на которых не хватает предметов. Затем нужно достать предметную картинку и спросить, что на ней изображено (предметы, в названии которых встречается буква Ж). Например, картинка, на которой нарисованы ножницы. Ребенок произносит название вслух и решает, какой сюжетной картинке не хватает ножниц. Например, они нужны бабушке, чтобы шить.
Скороговорки с буквой Ж
- Женя и Вика жуют ежевику.
- В живом уголке жили ежи да ужи.
- Жарко жабе в теплой луже. Жаба ждет дождя и тужит.
- Что на ужин у ежей? Кожура от желудей.
- У ужа — ужата, у ежа — ежата.
- У крошки Матрешки пропали сережки. Сережки Сережка нашел на дорожке.
- Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
- На крыше у Шуры жил журавль Жура. Жил журавль Жура на крыше у Шуры.
Автоматизация “С”
Следующий этап после алфавита — этап автоматизации звуков. Что подразумевается под этим? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.
Для этого этапа также существует отдельный алгоритм. Звуки отрабатываются по отдельности, затем в слогах, словах, фразах и предложениях.
Картотека заданий для детей по автоматизации “С”
Выполните работу по картинке:
Назовите каждое слово. Обратите внимание, что звук «Ш» может быть в начале, в середине или в конце слова.
А теперь звук «Ш» в предложениях и фразах:
Поиграем? Улитка приглашает вас в свой домик. Для этого вам нужно назвать все предметы, в которых есть буква «Ш»:
Помогите бабушке Яге пойти в ее избушку. Она заблудилась 🙂
Повторяйте песенки со звуком «Ш». Знаете ли вы, что означают эти строчки? Научись четко произносить звуки.
Подумайте и отгадайте загадки на звук «С»:
А теперь самое трудное: слоги со звуком «С»:
Повторите строчку. Знаете ли вы, что она означает? Обещать и не выполнить! Найдите в словах букву «С»:
Читайте также: почему ребенок еще не говорит в 2 года и что можно сделать.
Этап дифференциации “С”
На этом этапе мы учимся отличать звук «с» от коротких звуков «с», звуков «з», «т» и мягкого звука «с».
Для этого мы слушаем эти звуки парами, распознаем разницу в артикуляции и тренируемся произносить слоги, слова и предложения с этими звуками.
Речевой материал по дифференциации “С” и “Ш”
Положите руку в рот: у «с» холодный выдох, у «ш» — теплый. «Ш» шипит, как ветер, а «с» — как змея. Вам интересно?
Повторяйте слоги и слова с этими звуками и старайтесь произносить их четко:
Тебе понравился стишок про медведя?
Выполните работу по картинке:
Нужно немного потрудиться, но у тебя получится 🙂 🙂 🙂 🙂 🙂 🙂 🙂 🙂 🙂 🙂 🙂 🙂 🙂.
Речевой материал по дифференциации “С” и “З”
Звуки «Ш» и «Ж» только по-разному артикулируются в голосе. «С» — приглушенный, «З» — звонкий. Повторите их и убедитесь в этом сами.
Теперь повторите слоги и слова:
Замените одну букву на другую и понаблюдайте за тем, что происходит:
Повторяйте слоги без запинок.
Речевой материал по дифференциации “С” и “Ц”
Звуки «Ш» и «Ж» очень похожи, разница лишь в том, что «Ш» — долгий, а «Ж» — короткий:
Повторяйте слоги и слова:
И «С», и «Ц» встречаются в этих словосочетаниях:
Важный штрих в работе над звуком
Чтобы внести последние штрихи в звучание, вам еще нужно кое-что очень важное — умение контролировать правильное произношение при спонтанной речи.
Когда рядом нет родителей или учителей, которые могли бы дать вам совет и поправить. Когда вы хотите расслабиться и не можете нормально думать. Когда вы находитесь среди своих сверстников и забываете все об игре.
Вам нужна мотивация! Поддержите своего сына или дочь в их стремлении научиться красиво говорить. Не жалейте времени и сил.
Сегодня ваш ребенок будет работать над произношением и учиться шипеть, как комар. Завтра он будет делать открытия и покорять новые вершины. Он добьется успеха, потому что верит в себя и чувствует вашу поддержку.
Откуда у детей задержка речевого развития
Нарушение речи (или НРР) у ребенка — это более позднее, чем обычно, овладение разговорным языком.
- в 11-14 месяцев ребенок должен начать говорить первые простые слова «мама», «папа», «баба», «дядя».
- к 2 годам словарный запас малыша должен увеличиться до 100-200 слов.
Существует множество причин возникновения IBD, и иногда бывает трудно определить, что именно способствовало задержке развития речи в конкретном случае. Негативные факторы, способствующие задержке речи, носят как инструментальный, так и социальный характер.
Органические факторы
Органические факторы — это в основном перинатальные повреждения центральной нервной системы, которые могут возникнуть во время беременности или в первые месяцы жизни ребенка. Причины повреждения следующие:
- Внутриутробная гипоксия — состояние, при котором ребенок испытывает кислородное голодание в животе у мамы. Недостаток кислорода вызывает повреждение всех систем и органов, включая головной мозг.
- Внутриутробные инфекции — это могут быть вирусные (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, вирусный гепатит, ВИЧ), бактериальные (сифилис, кишечная палочка), паразитарные и грибковые (токсоплазмоз, хламидиоз, микоплазмоз) инфекции.
- Родовые травмы — травмы головы, лицевого нерва или плечевого сплетения. Риск родовой травмы увеличивается при использовании в родах сложных манипуляций — вакуумной экстракции и наложения щипцов.
- Недоношенность и переношенность .
Также может быть вызвана задержка в развитии речи:
- заболевания, перенесенные в раннем возрасте — менингоэнцефалит или энцефалопатия различного происхождения;
- нарушение слуха;
- наследственные факторы (если в детстве нарушением устной речи страдали один или нескольких ближайших родственников ребенка).
Социальные факторы
Совершенно здоровый ребенок может не начать говорить, потому что с ним никто не разговаривает. Родители считают, что ребенок еще слишком мал, чтобы понимать язык, и поэтому не стоит с ним общаться.
- Переизбыток мультиков и гаджетов .
Вместо здорового общения с родителями современные дети проводят много времени у экрана телевизора или телефона. Это отрывает их от реальности, они видят последовательность изображений и слышат шквал бессмысленного шума. Это препятствует развитию языковой функции, поскольку без адекватной языковой среды развитие языка практически невозможно.
Ребенку буквально не дают сказать ни слова: родители распознают все его желания и потребности по жестам и взглядам и спешат их удовлетворить.
Освойте профессию логопеда с самого начала и немедленно приступайте к практике!
Что будет? Основы терапевтической работы со взрослыми и детьми, множество практических упражнений и обратная связь от экспертов.
И каков будет результат? Востребованная специальность и признанный диплом.
Доступно в рассрочку.
Как врачи распознают и классифицируют ЗРР
Проблемы с языком можно выявить в самом раннем возрасте. Если ребенок не говорит двенадцать простых слов к одному году, это признак IBD.
Невролог поставит предварительный диагноз на основании возрастных норм ребенку до трех-четырех лет. Начиная с четырехлетнего возраста неврологический диагноз уточняется. Для постановки диагноза необходимы медицинские тесты и анализ речи и поведения ребенка.
Врачи различают несколько типов задержки развития речи:
- Темповая задержка речевого развития .
Ребенок с задержкой речевого развития с полностью сохранным интеллектом и хорошим пониманием языка окружающих. Такая задержка возникает, когда ребенок слаб, перенес много болезней или находится под влиянием неблагоприятных социальных факторов.
Полное или частичное отсутствие речи. Если ребенок понимает, что ему говорят, использует жесты, но молчит, это моторная речь. Если ребенок не говорит и не понимает, что ему говорят, это сенсорная речь.
- Задержка речевого развития, обусловленная снижением слуха .
До года ребенок может быть неотличим от своих сверстников: он «гулит» и издает звуки. Проблемы появляются к концу первого года жизни: Ребенок становится тихим, лепет и гуление исчезают.
Задержка речи при аутизме отличается от других видов задержки. Проблемы у ребенка с аутизмом связаны с нарушением коммуникации, которое в основном влияет на социальное взаимодействие ребенка. Эти дети не проявляют интереса к общению посредством языка, потому что оно им неинтересно.
Важно как можно раньше выявить проблему и назначить лечение и коррекцию образования специалистами:
- логопеда;
- дефектолога;
- психолога;
- нейропсихолога.
Поэтому родители должны обращаться к врачу при любом подозрении на IBD, а не ждать, пока их ребенок «заговорит».
Как устранить задержку речевого развития
Формируем правильную речевую среду
Если диагноз не обоснован и проблемы носят лишь временный характер, родителям следует позаботиться о создании правильной языковой среды — физического окружения ребенка, которое оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на развитие языка.
Хорошая языковая среда — это рационально организованная и наполненная разнообразными сенсорными стимулами среда, в которой развивается как вербальная, так и невербальная коммуникация.
Это очень важно:
- как можно больше общаться с ребенком, используя разные интонации;
- читать книжки и стихи вслух;
- минимизировать взаимодействие с гаджетами;
- обеспечить физическое развитие ребенка;
- отказаться от гиперопеки и стимулировать ребенка на самостоятельную речевую активность;
- проконсультироваться с логопедами.
Стимулируем речь через игру и повседневную деятельность
Уже в утробе матери ребенок способен слышать и узнавать знакомые голоса и реагировать на мелодии. Вот почему важно как можно раньше разговаривать с ребенком и петь ему колыбельные. Например, пойте детские стишки или рассказывайте малышу детские стишки, когда моете его.
После шестого месяца жизни родители должны играть с ребенком в игры-обнимашки, показывать и объяснять ему части тела и просить его повторять звуки и простые слова.
Примерно в шесть месяцев ребенок учится ползать на четвереньках. Поэтому в это время стоит поощрять двигательную активность и вводить игры на развитие крупной моторики.
Примерно в год, когда ребенок учится ходить, он начинает исследовать окружающий мир. И задача родителей — не мешать ему. Бегать, прыгать и бросать игрушки — совершенно нормально для здорового ребенка.
На втором году жизни ребенок также активно пытается подражать взрослым, поэтому можно привлекать его к повседневным делам, таким как приготовление пищи или уборка; малыш с удовольствием продолжит за взрослым.
Выбираем правильные игрушки для развития речи
Вам не обязательно покупать для своего ребенка дорогие игрушки с завышенной ценой. Лучшими средствами для игр являются
- кубики;
- пирамидки;
- книжки с большими картинками;
- обычные бытовые предметы.
Дети любят маленькие пакетики, алюминиевую фольгу, все, что держала в руках их мама. Для развития мелкой моторики, координации и сенсорного восприятия можно играть с крупой и мукой — трясти ее, трогать пальцами и ладонями или массировать. Тесто помогает расслабиться.
Гораздо важнее не то, во что вы играете с ребенком, а то, что вы играете с ним. Все, что ребенок может делать с мамой и папой, общение и эмоциональный обмен — ключ к здоровому развитию ребенка и его языка.
Материал по теме:
Если вам нравятся материалы на Педковете, подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе событий раньше других.