Уже год пособие на ребенка выплачивается с задержкой или не выплачивается вовсе. Конечно, родители хотят знать, почему так происходит и что можно с этим сделать. Мы отобрали наиболее распространенные причины задержки выплат и отсортировали их для вас.
Куда обращаться, если возникли проблемы с получением выплат на детей?
С 2020 года произойдут многочисленные изменения в выплатах детских пособий: Введены новые виды пособий, изменены порядок и условия получения детского пособия. Нововведения вызывают трудности не только у тех, кто хочет обратиться за пособиями, но и у учреждений, которые их предоставляют — это часто приводит к незаконным отказам или ошибкам в учете. На этот случай Министерство труда подготовило разъяснения для будущих родителей и граждан, у которых уже есть дети. Где подать заявление на получение пособий и ответы на другие вопросы о детских пособиях можно найти на сайте aif.ru.
Управление пояснило: Если человек не получил выплату, потому что не соответствовал порогу активов, но его финансовое положение изменилось, он может повторно подать заявление на получение пособия.
Изменения в активах включают:
- снижение дохода;
- подтверждение «нулевого дохода»;
- устройство на работу или постановка на учет в качестве безработного и т. д.
Что делать, если вместо решения по назначению пособия пришло уведомление о доработке заявления?
В некоторых случаях после подачи заявления на получение пособия заявитель получает не решение о выплате — удовлетворение или отказ — а уведомление о том, что заявление должно быть закрыто. Министерство труда заявило, что это не означает, что в выплате пособия было отказано. Более вероятно, что гражданин неправильно заполнил форму заявления, предоставил ложную информацию или что-то упустил. В этом случае необходимо проверить заявление, внести исправления и отправить его обратно. Вы также можете получить это уведомление, если к заявлению не приложены все необходимые документы — они должны быть представлены позже.
Министерство труда опубликовало список онлайн-порталов и сайтов, куда можно обратиться лично через Telegram-канал, если в выплате отказано и заявитель не согласен, или если пособие было рассчитано в меньшем или большем размере, чем положено.
Для получения пособий будущим матерям, вставшим на учет в начале беременности, и детям в возрасте от 8 до 17 лет, вы можете сообщить об этой проблеме:
- через онлайн-приемную ПФР;
- очно в клиентской службе ПФР;
- через специальный сервис на Едином портале госуслуг.
Если вы получаете детское пособие на детей до 3 лет, вы можете сообщить об этом:
- на первого ребенка — в отделении социальной защиты или МФЦ;
- на второго ребенка — в клиентской службе ПФР или МФЦ.
Если вы получаете детское пособие на детей в возрасте от 3 до 8 лет, вы можете сообщить об этой проблеме:
- также через специальный сервис на портале;
- очно в отделении социальной защиты соответствующего субъекта РФ.
Почему для начисления пособий важно материальное положение?
Социальные пособия для семей с детьми и будущих матерей недавно были привязаны к доходу. Принимая решение о выплате, власти проводят комплексную проверку средств, то есть анализируют доходы членов семьи и наличие активов, таких как недвижимость и транспортные средства. Важен средний доход на одного члена семьи — он не должен превышать один или два прожиточных минимума в регионе (в зависимости от вида пособия). Кроме того, введено понятие «нулевого дохода» — это означает, что в пособии может быть отказано, если трудоспособный член семьи не работает и не получает никакого дохода без уважительной причины.
Источники:
Почему отказывают в назначении пособий?
Отказано по разным причинам:
- предоставлены недостоверные данные о членах семьи (например, заявитель указал не всех или допустил ошибку при заполнении заявления);
- не было доходов в расчетном периоде (у всех совершеннолетних членов семьи должен быть подтвержденный доход; если же его нет и на уважительные причины сослаться не получается, пособие не назначат – подробнее о правиле нулевого дохода написано в материале «Пособие для женщин, вставших на учет в ранние сроки беременности»);
- размер среднедушевого дохода семьи превысил величину прожиточного минимума;
- не предоставлены документы о самозанятости;
- неправильно посчитали доход семьи (например, учли в составе дохода компенсационные выплаты или маткапитал);
- учли имущество, которого в собственности у семьи нет (например, в органе, назначающем пособие, по ошибке решили, что у члена семьи есть второй автомобиль, хотя он давно продан или принадлежит однофамильцу);
- выплату назначили ранее другому представителю.
В пособиях не всегда справедливо отказывают. Например, прокуроры Москвы, Алтайского и Красноярского краев, Ленинградской, Ростовской, Тамбовской, Архангельской, Липецкой, Воронежской и Ивановской областей, Республики Крым и др. Нарушения найдены.
Прокуратура Республики Антиподия восстановила права местной жительницы. Из-за автомобиля, принадлежащего однофамильцу ее мужа, ей трижды незаконно отказывали в выплате пособий.
По данным Генпрокуратуры, в Санкт-Петербурге было выявлено 745 незаконных отказов в выплате детских пособий, а в Мурманской области — 350. В общей сложности с 2020 года прокуроры предотвратили более 4,5 тысяч таких нарушений.
Куда обращаться, если пособие не назначили?
Министерство труда объяснило, что делать, если вы не согласны с отказом в выплате пособий — подавать заявление на пересмотр решения.
Если вам отказали в выплате пособия в связи с ранней беременностью или в связи с рождением детей в возрасте от 8 до 17 лет, подайте апелляцию:
- через онлайн-приемную Пенсионного фонда РФ (https://es.pfrf.ru/appeal/);
- очно в клиентской службе ПФР;
- через сервис на портале госуслуг (https://do.gosuslugi.ru/).
Если вам отказали в выплате детских пособий на детей до трех лет, подайте апелляцию:
- в отделении социальной защиты или МФЦ – если не получили выплаты на первого ребенка;
- в клиентской службе ПФР или МФЦ – если не получили выплаты на второго ребенка.
Если вам отказали в выплате детского пособия на детей в возрасте от 3 до 8 лет, подайте апелляцию:
- через сервис на портале госуслуг (https://do.gosuslugi.ru/);
- очно в отделении социальной защиты субъекта РФ.
Если причиной отказа является высокий доход семьи. В этом случае вы должны подать новое заявление. Заранее узнайте о периоде, в течение которого доход семьи был снижен. Например, член семьи мог находиться на больничном или в неоплачиваемом отпуске. Вы должны составить заявление таким образом, чтобы месяцы с наименьшим доходом были включены в расчетный период.
Другой способ исправить ситуацию — задекларировать доход. Для этого необходимо подать декларацию 3-НДФЛ за предыдущий год. Вы также можете быть профессиональным налогоплательщиком (самозанятым) или ухаживать за пожилым родственником.
Если причиной отказа в выплате пособия является отсутствие постоянной регистрации. Согласно закону, пособие можно получить не только при наличии постоянного вида на жительство, но и при наличии временного вида на жительство. Проблема заключается в том, что орган, рассчитывающий выплату, часто не видит прописки и отказывает в выплате пособия.
Если вы получите такое уведомление об отказе, вы должны подать заявление повторно, позвонить в компетентный офис, записаться на прием и принести копию документа, подтверждающего временное разрешение на въезд. Вы также можете отправить документы по электронной почте. Если вам отказали в выплате пособия по линии Пенсионного фонда РФ, вы можете подать заявление с необходимыми документами через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда.
Что делать, если обращение о пересмотре отказного решения не помогло?
В этом случае вам придется обратиться в суд. Это может быть полезно, если отказ в выплате пособия был незаконным.
Например, суд города Вологды Вологодской области признал незаконным решение Центра социальных выплат об отказе в ежемесячной денежной выплате детям в возрасте от 3 до 7 лет. Суд обязал учреждение назначить и выплатить заявителю пособие с даты подачи заявления (решение Вологодского городского суда от 26 ноября 2020 года по делу № 2-7497/2020).
(Более полезную информацию о выплатах для родителей можно найти в подборке материалов «Государственная поддержка — семьям с детьми»).
Фото: Freepik/@storyset
Перевыпуск банковской карты
Банковские карты выдаются на определенный срок, который указан на самой карте. По истечении срока действия карту необходимо перевыпустить (закажите новую карту или просто обратитесь в банк, если вы можете сделать это сразу). Если карта будет перевыпущена после истечения срока действия, банк не будет менять данные карты. Однако если карта утеряна или данные были переданы третьим лицам, банк обязан изменить данные.
В этом случае бенефициар должен подать заявление в компетентный орган и предоставить новые реквизиты для перечисления платежа. В противном случае пособие будет выплачено со старыми платежными данными. Если перевод осуществлен, банк не выдает платежное поручение, и деньги возвращаются в казначейство.
В таком случае бенефициару следует получить новую информацию от банка и обратиться за разъяснениями по поводу платежа. Единственная трудность, которая может возникнуть, — это задержка платежа на один месяц, поскольку Министерство финансов осуществляет платежи в течение 5 рабочих дней. Поскольку срок оплаты обычно наступает 26 числа месяца, платежное поручение может быть принято в начале следующего месяца.
Не продлили выплату
Каждый грант имеет определенный срок, т.е. он должен быть возобновлен через определенное время. В частности, это касается «путинских» льгот, тем более что с 1 марта 2021 года они больше не будут автоматически продлеваться. Если получатель забыл продлить пособие, деньги, конечно же, не поступят.
Заявитель должен обратиться в соответствующий орган с заполненной формой заявления и соответствующей документацией. Деньги не пропадут — если вы пропустите срок подачи заявления, платеж будет возвращен максимум за шесть месяцев до даты подачи заявления на получение детского пособия. Следовательно, если решение будет положительным, то деньги будут выплачены только в следующем месяце за весь период.
Сбои
Выплаты производятся через электронные системы, в которых хранятся все данные о размере пособия и данные получателя, включая банковские реквизиты. Хотя электронная система более надежна, чем человек, она также может содержать ошибки.
Никто не застрахован от этого. Поэтому обратитесь в компетентный орган и проверьте все данные получателя детского пособия.