Большинство ученых считают, что стокгольмский синдром — это не психопатология, а нормальное состояние человека. Это своего рода реакция на аномальные условия, которые постепенно травмируют психику. Этот синдром не включен ни в одну международную классификацию болезней.
Что такое стокгольмский синдром?
Стокгольмский синдром — это психологическая реакция, связанная с печально известными ситуациями с заложниками. У человека со стокгольмским синдромом возникают положительные ассоциации со своими похитителями или насильниками.
Эксперты не знают, как именно возникает эта реакция, но полагают, что она может служить механизмом преодоления для людей, переживших травму.
У человека может развиться стокгольмский синдром, когда он испытывает серьезную угрозу своему физическому или психологическому благополучию.
Если жертва подверглась физическому насилию со стороны похитителя, она может испытывать чувство благодарности, когда похититель обращается с ней гуманно или не причиняет ей физического вреда. Человек также пытается успокоить обидчика, чтобы обеспечить свою безопасность. Это может быть еще одним признаком стокгольмского синдрома. У подавляющего большинства людей, переживших насилие, не развивается стокгольмский синдром. Эксперты в области психического здоровья не признают стокгольмский синдром официальным психическим расстройством, и он не включен в пятое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5).
Происхождение термина «стокгольмский синдром»
Криминолог и психиатр Нильс Бежерот впервые ввел термин «стокгольмский синдром», чтобы объяснить последствия ограбления банка в Стокгольме, Швеция, в 1973 году. 23 августа 1973 года Ян-Эрик Ольссон совершил ограбление банка Normalmstorg. Во время ограбления Олссон взял в заложники четырех сотрудников банка. Бывший сокамерник Олссона, Кларк Олофссон, позже участвовал в ограблении. Они остались в банке вместе с четырьмя заложниками. Ситуация переросла в шестидневное противостояние с полицией.
После освобождения заложников власти обнаружили, что они установили сильную эмоциональную связь со своими похитителями.
Заложники сообщили, что Ольссон и Олоффсон относились к ним по-доброму и не причиняли им физического вреда. Они защищали своих похитителей и отказывались давать показания против них.
Стокгольмский синдром — причины
Многим исследователям, психологам и криминологам неясны причины возникновения стокгольмского синдрома. Некоторые продолжают спорить о том, существует ли он вообще. Однако эксперты считают, что стокгольмский синдром может развиться, когда:
- похититель гуманно обращается со своими жертвами
- пленники и похитители имеют значительное взаимодействие, что дает возможность сблизиться друг с другом
- пленники считают, что сотрудники правоохранительных органов недостаточно хорошо выполняют свою работу
Этиология
Причина патологии остается невыясненной. Жертва и преступник сближаются и начинают понимать друг друга в течение длительного периода времени. Заложнику становятся известны принципы и жизненные цели похитителя, он испытывает к нему сочувствие и симпатию. Он готов долго слушать жалобы на несправедливое начало, рассказы о несчастьях и бедах.
Жертва понимает мотивы похитителя, принимает его убеждения и идеи и, опасаясь за свою жизнь, начинает помогать похитителю. В таких случаях действия сотрудников полиции кажутся не менее опасными, чем действия похитителей. Патология развивается только при условии добросовестного отношения к плену. В противном случае у жертвы развивается ненависть к агрессору и страх за свою жизнь.
Условия, необходимые для развития патологии:
- Присутствие двух сторон – агрессора и жертвы,
- Их общение в полной изоляции от посторонних лиц,
- Лояльное отношение террориста к пленному,
- Понимание действий агрессора и оправдывание их,
- Разобщение большой группы заложников,
- Замещение презрения у жертвы одобрением и симпатией,
- Совместное достижение цели в условиях опасности и риска смерти.
Факторы, влияющие на развитие синдрома:
- Подавление эмоций у заложников путем завязывания глаз, затыкания рта кляпом или частой смены охранников.
- Отсутствие жестокости, запугиваний, принуждения способствует появлению теплых чувств.
- Языковой барьер — отсутствие вербального общения затрудняет процесс формирования взаимной симпатии.
- Психологическая грамотность сторон повышает шансы выжить.
- Коммуникабельность заложника, его открытость для общения, контактность позволяют изменить поведение захватчика.
- Различные религиозные направления и культурные ценности сторон по-разному могут влиять на развитие синдрома — угнетать или стимулировать соответствующие изменения в поведении жертвы, оправдывая беспощадность и безжалостность агрессора.
- Синдром развивается спустя 3-4 дня с момента активных действий преступника. За это время жертва узнает агрессора, начинает понимать причины насилия и оправдать выходки тирана.
Угроза физическому, психологическому выживанию
Восприятие угрозы может быть сформировано прямым, косвенным или свидетельским методом. Преступники могут напрямую угрожать вашей жизни или жизни ваших друзей и близких.
История насилия предполагает, что похититель, преступник, непосредственно выполнит угрозу, если его требования не будут выполнены. Преступник уверяет вас, что только сотрудничество может защитить ваших близких.
Косвенным образом преступник делает тонкие угрозы и напоминает людям, что они дорого заплатили за невыполнение требований в прошлом. Часто высказываются такие предложения, как «Я знаю людей, которые помогают другим исчезнуть».
Неявные угрозы также исходят из историй, рассказанных преступником — как он отомстил тем, кто бросил ему вызов в прошлом. Эти истории мести призваны внушить жертве, что она может отомстить, если сможет.
Патогенез
Причинные механизмы этого психологического состояния очень сложны. Современные психиатры и криминологи безуспешно пытаются определить факторы, которые приводят к развитию таких поведенческих изменений.
Развивается стокгольмский синдром:
- Когда заложники понимают, что похитителям небезразлична их жизнь.
- Когда жертвам дается возможность реализовывать свои желания.
- Когда появляется психофизическая привязанность к агрессору.
- Когда пленные начинают радовать своих похитителей и испытывать от них своего рода зависимость.
Условия, при которых возникает патология:
- Террористические акты с захватом заложников,
- Взятие военных в плен во время боевых действий,
- Лишение свободы в исправительных учреждениях,
- Формирование социально-политических группировок и обособленных религиозных объединений,
- Рреализация некоторых национальных обрядов,
- Похищение людей,
- Вспышки семейного насилия.
Заложники интерпретируют действия террористов в свою пользу из-за отсутствия самозащиты. Единственный способ хоть как-то защитить себя — вызвать у террористов жалость, сострадание и терпимость. Даже после освобождения заложники поддерживают своих похитителей, просят власти помиловать или смягчить им наказание, а также посещают их в тюрьме.
Стокгольмский синдром имеет несколько фаз:
- Развитие позитивных эмоций у жертвы в отношении агрессора,
- Ненависть, злость и агрессия у террористов к представителям власти,
- Развитие положительных чувств у бандитов к пленным.
Ухаживающие побуждают жертву к развитию первых двух стадий патологии во время штурма или переговоров. Это необходимо для третьего этапа, на котором между сторонами возникает взаимная симпатия. Такие процедуры повышают шансы заложников на выживание.
Читайте также: Шизоаффективное расстройство: виды, причины, симптомы и лечение психоза.
Стокгольмский синдром: что это в психологии?
Психологи и психотерапевты говорят о стокгольмском синдроме, когда у человека наблюдаются следующие симптомы и проявления:
- отождествление себя и насильника (захватчика, преступника). Жертва пытается расположить к себе захватчика и заручиться его защитой;
- жертва осознаёт, что спасительные меры, принятые по отношению к ней, могут плохо для неё закончиться. Она понимает опасность для жизни, так как насильник или преступник может её убить;
- жертва хорошо знакома с личностными качествами своего мучителя. Она знает его сильные и слабые места, а иногда считает его позицию авторитетной и правильной, не подвергая её критике;
- пленник (или пленница) проявляет некую отдалённость от ситуации. Со стороны кажется, что он или она эмоционально не вовлечены в происходящее. При ухудшении ситуации жертва может обвинять в этом своих потенциальных спасателей.
Бытовой стокгольмский синдром
Хорошо известно, что многие женщины не пытаются справиться с проявлениями домашнего насилия, даже если оно носит угрожающий характер
Возможно, такое поведение возникает у людей, которых в раннем детстве обделяли вниманием. Нездоровые и болезненные отношения с садистами повышают их самооценку. Иногда жертва будет делать все, чтобы привлечь внимание обидчика, и сочтет недостаточным желание других помочь ей.
Иногда мужья-садисты просят своих жен простить их после регулярных побоев, а эмоционально неустойчивые мужья или сожители прощают их, создавая порочный круг. События вскоре повторяются с завидной регулярностью и, к сожалению, часто приводят не только к серьезным травмам, но и к смерти.
Иногда психологам или психотерапевтам удается действительно помочь этим людям, но многие возвращаются к своим мучителям, несмотря на работу специалистов. Если женщина признает неадекватность своего поведения и эмоционально отпустит его, то у нее есть шанс разорвать порочный круг и вернуться к нормальной жизни.
Популярные статьи в категории: