Преподаватели также говорят, что сольфеджио развивает музыкальный слух и помогает понять, как устроена музыка. Без него вы не сможете распознавать мелодии на слух, сочинять музыку или даже читать ее.
Дополнительное музыкальное образование детей в ДМШ и кружках
Дополнительное музыкальное образование дети могут получить в кружках и отделениях домов творчества, дворцов культуры, специализированных студиях и частных досуговых центрах, но основными учреждениями, занимающимися подготовкой будущих профессионалов и просто художественно-эстетическим развитием подрастающего поколения, являются детские музыкальные школы и школы искусств (ДМШ). Эти учреждения могут функционировать как самостоятельные единицы или быть частью университетов, например, консерватории и институты культуры.
Система дополнительного музыкального образования имеет две основные задачи:
- выявление одаренных детей, подготовка их к дальнейшему профессиональному образованию;
- обучение детей, не планирующих в будущем профессионально заниматься вокалом или исполнительством, пению или игре на различных инструментах, развитие их компетенции и общей музыкальной культуры.
В соответствии с этими двумя задачами дополнительные программы делят музыкальное образование на предпрофессиональное и общее.
Предпрофессиональное
Дополнительные предпрофессиональные программы служат для подготовки будущих творческих и педагогических профессионалов в области искусства и преподаются в детских музыкальных школах и детских школах искусств. Обучение основано на принципе непрерывности и преемственности (это своего рода довузовская подготовка для тех, кто хочет поступить в консерваторию) и состоит из взаимосвязанных, последовательных этапов профессионального развития личности.
Все программы дополнительного предпрофессионального музыкального образования детских музыкальных школ и детских школ искусств разработаны с учетом ФГТ (Федеральных государственных требований), утвержденных Министерством культуры Российской Федерации. Вы можете учиться только на дневном отделении, на бюджетной основе или на платной основе. Количество бесплатных мест зависит от квот приема, выделяемых муниципальными органами культуры.
Профили
- «Фортепиано»;
- «Хоровое пение»;
- «Музыкальный фольклор»;
- «Инструменты эстрадного оркестра»;
- «Струнные инструменты» — виолончель, скрипка, арфа, альт, контрабас и др.;
- «Народные инструменты» — баян, гитара, аккордеон, домра, балалайка, гусли, национальные инструменты народов России;
- «Духовые и ударные инструменты» — труба, фагот, кларнет, флейта, валторна, гобой, саксофон, туба, тромбон, ударные инструменты;
Курсы в рамках программ профессиональной подготовки должны преподаваться специалистами, имеющими среднее или высшее образование в соответствующей области.
Школы декоративно-прикладного искусства не имеют аккредитации (им нужна только лицензия на ведение дополнительной образовательной деятельности), поэтому дети, освоившие предпрофессиональные программы, получают не дипломы государственного образца, а сертификаты, выданные музыкальными школами.
Общеразвивающее (любительское)
Работа по общеразвивающим программам направлена на эстетическое воспитание детей, которые не хотят сделать музыку своей профессией. ФГТ на данный вид программ не распространяются — школы, центры искусств, клубы и студии разрабатывают их самостоятельно, учитывая возрастные группы и пожелания желающих получить дополнительное общеразвивающее музыкальное образование по различным профилям. Рекомендации Министерства культуры
Программы
1. на основе типовых учебных планов руководитель образовательного учреждения составляет учебные планы, рассчитывая количество учебных часов и процентное соотношение. Расчет производится на основе бюджета, выделенного на учебный год.
- «Фортепиано»;
- «Клавишный синтезатор»;
- «Академическое пение»;
- «Струнные инструменты»;
- «Орган»;
- «Народное сольное пение»;
- «Духовые и ударные инструменты»;
- «Народные инструменты»;
- «Эстрадное сольное пение»;
- «Электромузыкальные инструменты»;
- «Ритмика»;
- «Музыкальная грамота»;
- «Раннее эстетическое развитие» и др.
2. руководитель учреждения определяет количество групп для изучения групповых предметов. Расчет производится на основе количества студентов в учебном заведении или на факультете, которые должны изучать данный предмет. Учитывается количество часов на данный предмет в учебном плане — оно не должно быть больше, чем количество часов, предусмотренное учебным планом. 3. руководство учебного заведения может освободить учащегося от посещения предмета по выбору без снижения платы за обучение.
ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
4. не выходя за рамки учебного плана, директор учебного заведения может: — перераспределять количество часов между предметами, исходя из региональных особенностей и профессиональной ориентации учащихся; — уменьшать или увеличивать количество часов на изучение того или иного предмета, учитывая особенности учебного заведения
Общие положения
— увеличить количество часов (как для учителей, так и для руководителей) для совместных репетиций групп учеников при подготовке к конкурсам и концертам.
5. учебно-воспитательный процесс государственных музыкальных школ строится на основе программ Государственного методического центра, разработанных и утвержденных для образовательных учреждений культуры и искусства. 6. учебное заведение имеет право разрабатывать собственные учебные планы на основе утвержденных программ с учетом региональной специфики и особенностей работы. В этом случае местные органы культуры должны утвердить учебные программы.
7. учащиеся, окончившие 8 класс восьмилетней учебной программы, и учащиеся, окончившие 6 класс шестилетней учебной программы, считаются освоившими всю учебную программу основного художественного образования.
8. учреждение может зачислить учащихся в подготовительный класс 0 (в пределах выделенных средств).
9. недельная нагрузка преподавателя и руководителя составляет 18 часов, что эквивалентно одной зарплате.
Уроки в инструментальных классах Школы музыки включают фортепиано, струнные инструменты, струнные инструменты, народную музыку, духовые инструменты и перкуссию. Посмотрите типичные учебные планы для этих инструментальных классов.
Продолжительность обучения может составлять от 8 до 6 лет. Ниже приведена таблица с указанием предметов и количества уроков.
Продолжительность обучения — 8 лет
Типовой учебный план музыкальной школы
для инструментальных классов
Продолжительность обучения — 6 лет
Предметы, которые студенты могут изучать по собственному выбору:
Индивидуальные курсы: изучение другого музыкального инструмента, чтение нот, постановка голоса,
1. учебный план предусматривает, что в подготовительном классе вместо сольфеджирования изучается музыкальное образование или слушание музыки. 2. при определении количества ученических групп руководитель учреждения учитывает материально-техническую базу и ее возможности — оборудование, репетиционные залы. При составлении групп учеников учитывается возраст учеников или уровень их музыкального образования. Это могут быть группы учеников младшего или старшего возраста, группы учеников разного возраста и уровня образования или группы учеников определенных классов. 3.
На основе стандартного учебного плана планируется количество уроков по каждому коллективному музыкальному предмету: Хор, оркестр, ансамбль (большой состав). Ученики могут участвовать в одной или нескольких массовых группах.
4. количество учащихся в группах по сольфеджио и музыкальной литературе составляет в среднем 8 человек, в группах по оркестру и большим ансамблям — в среднем 6 человек, в группах по хору — 10 человек. В школах с небольшими группами (до 100 учащихся), маленькими музыкальными отделениями и более отдаленными филиалами, классы сольфеджио, музыкальной литературы, больших ансамблей и оркестра имеют в среднем пять учащихся, оркестр — восемь учащихся, ансамбли — от двух учащихся. Студенты могут проходить курсы теории музыки на других факультетах в течение того же срока обучения. 5. студентам, изучающим оркестровый инструмент, рекомендуется брать уроки игры на другом музыкальном инструменте. А студентам Бандуры рекомендуется выбрать факультатив 6 «Вокальная подготовка». Сводные репетиционные часы (обучение и сопровождение — если требуется музыкальное сопровождение) — 4 часа в месяц — также предусмотрено факультативное обучение (если требуется музыкальное сопровождение) в размере 100% для ансамблей, основ дирижирования, ритмики, музыкального фольклора, дирижирования музыкальными спектаклями для каждой массовой группы студентов.
Продолжительность обучения — 6 лет В классе народной музыки предполагается изучение предметов по выбору.
Разъяснение по планам
Студенты изучают дополнительный музыкальный инструмент, сольное пение, чтение нот, постановку голоса, импровизацию, композицию, элементарную теорию музыки, сольфеджио, основные элементы дирижирования, аккомпанемента, ансамбля и т.д.
Народные танцы, музыкальные ритуалы и музыкальный фольклор преподаются на групповых занятиях. Директор учреждения может предусмотреть изучение сольного народного пения как альтернативу изучению музыкального инструмента.
Вопрос об оптимальном возрасте для начала обучения в музыкальной школе очень индивидуален. Некоторые дети проявляют интерес к музыкальным инструментам уже в три года, а другие не знают, чем бы они хотели заниматься даже в семь лет.
КЛАСС НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
Родителям, которые хотят поощрять творческие способности своего ребенка, следует начинать занятия в возрасте трех-четырех лет. В возрасте 4 или 5 лет вы можете отвести ребенка к учителю, который в игровой форме определит, есть ли у него музыкальные способности.
Музыкальные школы устанавливают минимальный возраст для поступления:
Максимальный возраст для приема на дому варьируется в зависимости от типа музыкального инструмента. Например, изучение народных инструментов разрешено до 12 лет, а фортепиано — до 9 лет. Ограничений в отношении сборов не существует. Теоретически, взрослые тоже могут приходить учиться.
С какого возраста берут на обучение?
Обучение в музыкальной школе — это процесс, требующий много времени. В среднем, для получения диплома требуется семь лет. Однако существуют различия в зависимости от возраста, в котором ваш ребенок поступает в музыкальную школу:
Родители часто передают ребенку свое собственное желание играть на том или ином инструменте. Если их ребенок слушает, он может наслаждаться этим некоторое время, но затем полностью потерять интерес. Чтобы избежать этого, важно позволить будущему музыканту самому выбрать инструмент, который ему интересен.
Чтобы облегчить ребенку выбор, покажите ему разные инструменты: Гитара, скрипка, виолончель, арфа, добра. Ребенок выбирает инструмент, который ему нравится. Разнообразные мультипликационные фильмы и программы также могут повлиять на выбор малыша: Детей вдохновляют телевизионные персонажи. Малыши склонны подражать им и могут выразить желание играть на тех же инструментах, что и те, которые они видят на экране.
- 5 лет – на коммерческой основе;
- 6 лет – бюджетное отделение.
До какого возраста принимают детей?
Записывать или нет своего ребенка в музыкальную школу, конечно же, решают родители. Но если ребенок проявляет интерес к музыке, стоит хотя бы дать ему такую возможность. Уроки в такой школе отпечатываются в памяти:
Дети проводят большую часть своего времени в учебном заведении. Поэтому выбор учебного заведения и подготовка к нему требуют много сил и времени. Существует множество нюансов, которые необходимо учитывать, и все мелочи, о которых нужно подумать заранее. Из нашего материала вы узнаете, в каком возрасте учеников принимают в первый класс, в чем особенности средних и старших школ и чем они отличаются от обычных школ.
- Если ребенок поступил до 9-летнего возраста, ему предстоит учиться в течение восьми лет.
- Если на момент поступления ребенку было от 10 до 12 лет, то учеба займет 5 лет.
Каждая музыкальная школа может устанавливать свои временные рамки для обучения.
Как найти «свой» инструмент?
Если вы разумно подойдете к вопросу поступления вашего ребенка в школу и не будете настаивать на выборе инструмента, у вас есть все шансы вырастить будущего музыканта или человека с хорошим вкусом и любовью к музыке. Дети, посещавшие такую школу, обладают лучшей памятью, аналитическими и творческими способностями и проявляют больше ответственности во многих сферах жизни.
Некоторые родители не хотят отдавать своих детей в школу для детей и приводят различные аргументы:
Все эти мнения небезосновательны. Татьяна Скоробогатова, преподаватель фортепиано в Ростовском музыкальном училище, признается, что некоторые профессиональные пианисты мечтали «выбросить свой диплом с грохотом на бабушкином немецком пианино», когда наконец-то взяли его в руки.
- художественный вкус;
- музыкальную культуру;
- трудолюбие;
- дисциплину;
- ответственность;
- навыки вокала, актерского мастерства и сценической речи;
- творческую инициативность;
- стремление открывать новое, в жизни в том числе.
Однако педагоги и сторонники музыкального образования указывают на преимущества для молодых п
Отдавать ребёнка в музыкальную школу или нет: за и против
- Слишком большая нагрузка помешает основным занятиям в общеобразовательной школе.
- Высокая плата за обучение и стоимость инструмента не вписываются в семейный бюджет.
- Никто в семье не имеет музыкального образования, поэтому помогать ребёнку заниматься дома некому.
- Отдать ребёнка в музыкальную школу — значит лишить его детства.
- Занятия музыкой развивают память, слух и внимание.
- Юные музыканты более дисциплинированы и трудолюбивы, чем их сверстники.
- Регулярные выступления на отчётных концертах помогают побороть страх перед публикой и скованность.
- Музыканты более открыты, эмоциональны и коммуникабельны.
- Музыка помогает развивать математические способности и легче осваивать иностранные языки. Об этом пишет Д. К. Кирнарская, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных.
Как выбрать музыкальную школу и направление?
- В первую очередь обратите внимание на ближайшую школу: помните, что посещать её ребёнку придётся не один год и ездить через весь город несколько раз в неделю будет утомительно.
- Ознакомьтесь со стоимостью платных образовательных услуг в нескольких школах и остановитесь на оптимальном варианте, который не ударит по карману.
- Почитайте информацию о школе, учителях и отзывы учеников. Престиж школы не так важен, как преподаватели, особенно педагог по специальности.
- Посетите школу и по возможности познакомьтесь с преподавателями. Выясните, можно ли сменить направление и педагога, если что-то пойдёт не так.
- Узнайте, когда в школе проходят отчётные концерты: блестящее выступление учеников расскажет о преподавателях больше, чем директор учебного заведения.
- Посетите несколько открытых уроков по разным направлениям.
- Выбирайте подготовительные занятия и кружки, в которых дети играют на разных инструментах.
- Если ребёнок не посещает подготовительные занятия, стоит начать с нескольких пробных уроков с репетитором.
- Если после зачисления в ДМШ ребёнок поймёт, что выбрал неподходящее направление, не настаивайте на продолжении занятий и поговорите с директором о переводе на другую специальность.
Порядок поступления в музыкальную школу
- Подача заявлений (лично или через сайт «Госуслуги», если школа есть в списке доступных к записи кружков) начинается заранее, в апреле–мае. Некоторые школы ведут предварительную запись по телефону, а заявление предоставляется на прослушивании.
- Прослушивания проходят в июне (информацию о датах конкурсного отбора публикуют на сайте школы в разделе «Для поступающих»). Готовиться к прослушиванию не нужно: ребёнка, скорее всего, попросят спеть любимую песню, хлопками повторить за педагогом ритмический рисунок и голосом повторить сыгранную мелодию. Результаты отбора также публикуются на сайте школы.
- Вместе с заявлением или после успешно пройденного прослушивания родители предоставляют в школу небольшой пакет документов: справка от педиатра, копия свидетельства о рождении ребёнка, 1-2 фотографии и копия паспорта одного из родителей. В редких случаях родителей могут попросить предоставить номер СНИЛС поступающего и свидетельство о регистрации по месту жительства.