Я знаю только то, что я ничего не знаю». Я знаю что ничего не знаю?

Вы должны понимать, что даже в этой долине нельзя стоять на месте. Объем ваших знаний продолжает расти. Но сознательное не-знание (K2) также увеличивается. Вы чувствуете, что остаетесь в этой долине. Однако продолжайте свой рост. И тогда К1 начнет догонять К2, и вы подниметесь по склону просветления.

Диалоги Сократа

Сократ не оставил никаких письменных работ. Он учил в форме диалогов со своими учениками. Последний записал и сохранил по памяти сократовское учение.

По сей день существуют разногласия по поводу авторства этих слов; некоторые считают, что их написал Демокрит. Но, согласно Платону, именно Сократ дал миру эту формулу.

«Я знаю, что я ничего не знаю», — сказал Сократ. Но люди воображают, что они что-то знают, а оказывается, что они ничего не знают. Получается, что, несмотря на свое невежество, я знаю больше, чем кто-либо другой.

Падать легче, чем подниматься.

Мать Каллисто однажды насмешливо сказала Сократу, что если бы она захотела, то могла бы привлечь к себе всех его друзей и учеников. Но Сократ и его друзья не смогли этого сделать. После этого философ заметил: «Конечно. Вам проще, потому что вы звоните вниз, а я звоню вверх.

К Сократу обратился один из его учеников:

— Я решила выйти замуж. Что вы можете посоветовать?

— Остерегайтесь уподобляться рыбе, которая, попав в сеть, стремится вырваться, а попав на волю, стремится попасть в сеть. Что бы вы ни сделали, вы будете сожалеть об этом позже.

Три сита

Однажды к Сократу пришел человек и сказал ему:

— Знаете ли вы, что говорит о вас ваш друг?

Сократ ответил:

— Прежде чем сообщить мне эту новость, пропустите ее через три сита. Первый — это сито истины. Вы уверены, что то, что вы хотите мне сказать, правда?

— Ну, я слышал это от других.

— Видите ли, вы не уверены. Второе сито — это сито доброты. Сделает ли это сообщение меня счастливым, заставит ли оно меня чувствовать себя хорошо?

— И, наконец, третье сито — сито доброты. Будет ли это сообщение полезным для меня?

— Видите ли, вы хотите сообщить мне новость, которая не является ни правдивой, ни хорошей, и, кроме того, она бесполезна. Тогда зачем это рассказывать?

Смерть Сократа. Давид.

О чем говорил Сократ

Традиционно считается, что эти слова воспроизведены Сократом в «Апологии Сократа» Платона (427-347 гг. до н.э.), однако платоновский Сократ говорил похожие слова, но с совершенно другим смыслом.

В «Апологии Сократа», когда оракул храма Аполлона в Дельфах называет Сократа мудрейшим из греков, тот удивляется, потому что думал, что ничего не знает. Но потом, когда он вступал в разговор с людьми, уверяя их, что много знает, и задавая им самые важные и, на первый взгляд, простые вопросы (что такое добродетель, что такое красота), он понял, что, в отличие от других, если он не знает, то не думает, что знает:

. Когда я посмотрел на этого человека более внимательно, мне не нужно было называть его по имени (. ), мне показалось, что этот человек кажется мудрым только многим другим и особенно себе, но что он мудр на самом деле, это не так; и я пытался доказать ему, что он считает мудрым только себя, но что на самом деле он не мудр. Это заставило его и многих из присутствующих возненавидеть меня. Когда я уходил оттуда, я думал про себя, что я мудрее этого человека, потому что он и я, возможно, не знаем ничего абсолютно, но он, который ничего не знает, думает, что знает что-то, в то время как я, который ничего не знает, не думаю, что знаю что-то. Я думаю, что буду мудрее его, потому что я чего-то не знаю и не воображаю, что знаю это.

Еще одна цитата:

Но разве это не постыдное невежество — думать, что ты знаешь то, чего не знаешь? Что касается меня, мужчины, то я считаю, что отличаюсь от большинства людей только в одном отношении: если я кажусь лучше других, то только потому, что недостаточно знаю об Аиде и считаю, что это не так. Но я знаю, что нарушать закон и ослушаться того, кто лучше меня, будь то бог или человек, — это неправильно и постыдно.

Цицерон впервые вкладывает в уста Сократа слова «Я знаю, что я ничего не знаю». В «Учении академиков» многие философы разделяют подобные взгляды, но именно Сократ считается родоначальником этого термина:

Почти во всех своих речах, которые очень тщательно записывались его учениками, Сократ вел свои аргументы так, что ничего не утверждал, а только противоречил другим, говоря, что он ничего не знает, кроме этого самого незнания, и что он превосходит других, потому что они думают, что знают то, чего не знают, тогда как он знал только то, что ничего не знает, и поэтому, как он думает, Аполлон назвал его мудрейшим из всех людей, потому что вся мудрость состоит только в одном: не надо думать, что знаешь то, чего не знаешь. И хотя он говорил это постоянно и твердо придерживался этого мнения, все его речи всегда сводились к восхвалению добродетели и пробуждению в людях стремления к ней, как мы можем понять из произведений Сократа и особенно Платона» — Цицерон, Учение академиков, XI, 16.

Приписывается Демокриту

Источники, утверждающие, что предложение «Я знаю, что я ничего не знаю» принадлежит Демокриту, ссылаются на «Досократовские фрагменты» немецкого филолога Германа Дильса (фрагмент 304), которые указывают на авторство Демокрита со ссылкой на «Греко-ватиканский кодекс», который в свою очередь ссылается на авторство Сократа в том же «Учении академиков».

Следующее предложение, которое Демокрит цитирует в «Академиках», гласит:

. Из-за неясности вещей, которая заставила Сократа признать свое невежество и которая привела до Сократа к Демокриту, Анаксагору, Эмпедоклу и почти всем древним, утверждавшим, что ничего нельзя знать или воспринимать, ничего нельзя знать или воспринимать, да и не может быть известно, потому что чувства были слабы, разум бессилен, жизнь коротка, и, как говорил Демокрит, «истина скрыта в бездне», что «все основано на догадках и предании и нет места истине, и, наконец, что все скрыто во тьме» — «Учение академиков». Книга II. Лукул, XII, 44:

Фрагмент 304 Дильса

В 1903 году была опубликована книга «Фрагменты досократиков», содержащая более 400 древних философов вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний. Основным источником послужили труды Псевдо-Плутарха. Тексты были классифицированы по буквам А — факты о жизни и учении философа, В — точная формулировка цитаты, С — произведения, в которых этот автор служит образцом. При жизни Дильса вышло четыре издания; после его смерти, начиная с 5-го издания, которое вышло между 1934 и 1937 годами, редактированием фрагментов занялся его ученик Вальтер Кранц.

Фрагмент B 304 появляется во втором томе сборника Дильса Die Fragmente Der Vorsokratiker: Band 2. Дильс ссылается на «Эллинистический кодекс», который указывает на авторство Демокрита:

304. — 42 Д. Он сказал. (Сказано: Я один знаю, что я ничего не знаю.) Ср. Vaticanum e codice Vaticano Graeco 743 Vienna. Stud. x 232 n. 56 6 Демокрит говорил: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». (На это Демокрит сказал: «Я знаю только то, что видел»). Ср. 57 B 1.

Gnomologium Vaticanum e Codice Vaticano Graeco 743 снова ссылается на Cod. Vat. Gr» 1144 f. 217 (par. 267 p. 232), который указывает на авторство Сократа со ссылкой на «Наставление академиков» Цицерона. Книга II. Лукул (CICERO, Academica. prior II, гл. XXXIX-123, гл. XII-44):

267) Cod. Vat. Gre. 1144 f. 217. Socratis est effatum celeberrimum quod singulis verbis plus minusve variatis referunt Cicero Academ. prior II 23, 74 (cl. 39, 123), poster. I 4, 16 (кл. 12, 44).

«Доктрина академиков». Книга II, Лукулус. XXXIX, 123:

. Сократ, liber Aristo Chius 410, qui nihil istorum sciri Ну, а ты, Эпикур? Скажите, верите ли вы, что Солнце такое маленькое? И я верю, что он не в два раза меньше того, что мы видим. Он высмеивает вас, а вы, в свою очередь, высмеиваете его. Сократ же свободен от такого рода насмешек, свободен от них и Хиос Аристон, который считает, что познать такое невозможно.

О хорошем настроении

Однажды ученик спросил Сократа:

— Объясните мне, почему у вас всегда хорошее настроение?

— Потому что у меня нет ничего, о чем бы я жалел, если бы потерял его.

Падать легче, чем подниматься.

Этера (публичная женщина в Древней Греции) Каллисто однажды насмешливо сказала Сократу, что если она захочет, то сможет привлечь к себе всех его друзей и учеников. Но Сократ и ее друзья не смогли. После этого философ заметил:

— Конечно. Вам проще: вы позвоните вниз, а я позвоню наверх.

197d54d4245a6f52fda281660aee7e03.jpg

Три сита

Однажды к Сократу пришел человек и сказал ему:

— Знаете ли вы, что говорит о вас ваш друг?

Сократ ответил:

— Прежде чем вы сообщите мне это сообщение, пропустите его через три сита. Первый — это сито истины. Вы уверены, что то, что вы хотите мне сказать, правда?

— Ну, я слышал это от других.

— Видите ли, вы не уверены. Второе сито — это сито доброты. Сделает ли это сообщение меня счастливым, заставит ли оно меня чувствовать себя хорошо?

— И, наконец, третье сито — сито доброты. Будет ли это сообщение полезным для меня?

— Видите ли, вы хотите сообщить мне новость, которая не является ни истинной, ни хорошей, и к тому же бесполезной. Тогда почему вы должны рассказывать об этом?

f0307af5e1fbdb81924cabc8623ef387.webp

О дурном характере матерей

Однажды Сократ заметил, что его старший сын сердится на мать, и сказал, что у него трудный характер. Тогда философ спросил:

— Вы понимаете, что когда ваша мама говорит вам что-то, она не желает вам зла. Напротив, она желает вам только лучшего, больше, чем кто-либо другой, и все же вы злитесь на нее? Или вы думаете, что ваша мать хочет причинить вам боль?

— Конечно, нет, — ответил мой сын.

— ‘Хотя она желает тебе добра и старается, чтобы ты выздоровел во время болезни, хотя она усердно молится за тебя богам и соблюдает свои обеты, ты говоришь, что у нее трудный характер? Я думаю, что если вы не можете выносить такую мать, то и вы не сможете.

Оцените статью
womansinfo.ru