Чудеса схождения Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Благодатный огонь что это?

Пока патриарх еще находится в скинии, посланники проносят огонь в храм через специальные отверстия, постепенно распространяя огненный круг по всему храму.

Схождение Благодатного огня: как происходит ежегодное чудо

Христиане всего мира ожидают схождения Благодатного огня в Страстную субботу, 30 апреля 2016 года. НТВ рассказывает о том, что это такое, откуда берется огонь и почему этот день так важен для верующих.

Что такое Святой огонь?

Благодатный огонь (иногда называемый Святым светом) — это особый огонь, который сходит на храм Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме во время ежегодной службы в Страстную субботу (суббота перед Пасхой, в этом году 30 апреля).

Как все это началось?

Христиане верят, что первым свидетелем схождения Благодатного огня был апостол Петр, который услышал, что Иисус воскрес, бросился к гробнице, где был похоронен Иисус, и увидел свет. На протяжении более двух тысяч лет Благодатный огонь падает каждый год перед Пасхой.

Первые записи об этом явлении встречаются в трудах церковнослужителей, историков и паломников начиная с четвертого века. Однако есть и более ранние случаи.

Фото: Ассошиэйтед Пресс, Дэн Бэлилти

Интересно, что в средние века его описывали следующим образом: Лампады над гробом Христа зажглись сами собой, и в этот момент никого из священников или прихожан не было в часовне. Патриарх и народ иногда находились даже за пределами церкви.

Кроме того, верующие считают, что появление огня в Страстную субботу является земным доказательством воскресения Иисуса Христа.

Где и когда вспыхивает пожар?

Снисхождение Благодатного огня происходит каждый год в субботу перед Пасхой в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. На месте, где был похоронен Иисус, внутри храма была построена специальная часовня — Кубикулум. Она состоит из двух небольших помещений: Гроба Господня и Ангельского притвора. Согласно Евангелию, именно в этом месте, на камне, отваленном от двери гробницы, сидел ангел, возвестивший мироносицам о воскресении Христа.

А как насчет схождения Святого огня сегодня?

Многочисленные паломники со всего мира собираются в храме Воскресения Христова и вокруг него вечером в Страстную пятницу. 70 000 человек заполняют территорию церкви и прилегающую площадь.

Около 10 часов утра в Страстную субботу священнослужители гасят свечи и лампады во всей церкви Воскресения Христова. В самой погребальной камере, на камне гроба Христа, где должно было произойти так называемое чудо схождения огня, стоит лампада с маслом, но без пламени. Затем полиция убеждается, что в кубикулуме нет источника огня, а владелец ключа запирает вход специальной печатью, называемой стражем.

Фото: Ассошиэйтед Пресс, Дэн Бэлилти

Вскоре после того, как Кубикулум запечатан, греческие патриархальные юноши входят в святилище и громко просят Всевышнего дать Священный огонь народу.

Примерно через полчаса звонит колокол, и священнослужители проходят процессией вокруг всего храма, трижды обходя вокруг Кубикулума.

После процессии Патриарх Иерусалимский снимает с себя

Святой огонь в переводе с греческого означает Святой свет, который появляется над Гробом Господним в разное время, но всегда в Страстную субботу перед Пасхой.

Что такое Благодатный огонь

Свет Божий, исходящий из скинии перед празднованием Пасхи, является для всех христиан символом воскресшего Иисуса Христа.

Первым, кто увидел рукотворный свет, был апостол Петр, когда он подбежал к пустой гробнице. Была ночь, но Петр был поражен ярким свечением, которое он увидел, исходящим от гроба Иисуса Христа.

Территория Храма Гроба Господня представлена целым комплексом архитектурных сооружений, одним из которых является Церковь Гроба Господня:

Храм Гроба Господнего: история и современный стиль

Божья любовь объединила разные церкви на одном основании. Православная церковь Иерусалима совершает богослужения в своих святилищах Голгофа, Скиния и Капуцин. Орден Святого Франциска имеет Францисканскую церковь и Алтарь Гвоздей. Армянская апостольская церковь председательствует в соборе Святой Елены, в Коридоре трех мучеников.

  • Голгофа и место Распятия;
  • Кувуклия;
  • Кафоликон — кафедральный собор, предназначенный для Иерусалимских патриархов;
  • храм Обретения Животворящего Креста, расположенный под землей;
  • собор Святой Елены;
  • монастыри;
  • галереи.

Эфиопская церковь проводит свои службы над гробницей Святого Иосифа и алтарем на западной стороне скинии. Стена, отделяющая церковь от остальной части города, была построена султаном Сулейманом еще до появления православных христиан. Голгофа — скала, место, где страдал и был распят Иисус, в древние времена находилась за пределами городских стен.

Гроб Господень, пещера, где был похоронен Спаситель, находится всего в нескольких метрах от Голгофы. Первоначально было две камеры — вход и собственно погребальная комната, где находилось ложе — аркоселиум, место ритуального захоронения.

В четвертом веке престарелая Елена приказала накрыть обе святыни сводами базилики, которая сейчас называется Церковью Гроба Господня.

Часовня Эдикула, или в другом переводе — Царская палата, «прикрывает» пещеру погребения Иисуса. Нигде в мире больше нет такой часовни; скиния — это уникальное место на земле, хранящее память о Царе царей, Господе господствующих, Который был погребен и воскрес в этом месте.

Как и в древние времена, в Эдикуле есть два зала, в первом из которых находится большая кровать — Аркосоль, а входной зал известен в современном мире как Капелла Ангелов. В боковой камере ангела находится камень, который был раскатан ангелом. С этого камня сидевший на нем ангел обратился к женщинам, которые привели людей к гробнице Учителя.

Церковная история сохранила все сведения о схождении Благодатного огня на протяжении нескольких веков.

История схождения Благодатного огня

В первом тысячелетии Благодатный огонь не сходил в одном месте, за исключением Храма Гроба Господня в Иерусалиме, и то только накануне православной Пасхи и при некоторых других условиях.

  • Иерусалимская церковь по свидетельствам, описанным в Лекционарии, еще в пятом веке начинала свои субботние служения только после того, как появлялся Вечерний Свет.
  • В девятом веке по свидетельству паломника Бернарда Монаха (867г.) появление Святого Света воспринимается, как Божье чудо. По описанию паломника во время утреннего церковного служения, как только по уставу церкви было произнесено «Господи, помилуй» лампады, расположенные над Гробом, зажигались ангелом, без посторонней помощи. Святой Свет передавался Патриархом Феодосием, известного своим благочестием, через епископа всему народу, который разносил Огонь по своим домам.
  • С десятого-двенадцатого века сохранилось намного больше воспоминаний о самовозгорании свечей и лампад над Гробом Господним как раз в то время, когда помещение полностью оставлено людьми, все они стоят вне Храма. Эмир Иерусалимский в десятом веке принимал Благодатный Огонь, который сошел от молнии, стоя вне храма, о чем сообщает митрополит Кесари Арфа.
  • По свидетельству византийского клирика Никиты, посетившем Иерусалим в 947 году Божественное Сияние появилось после продолжительных молитв. Во время службы архиепископ несколько раз заглядывал в Святой Гроб, но не находил там Сияния. После чего он несколько часов стоял с высоко поднятыми руками, по примеру Моисея в молитве Иисусу Христу, и только в шесть часов вечера Божественный Свет стал быть виден через Придел Ангела.
  • Впервые описание иерусалимского чуда на русском языке было сделано игуменом Даниилом в двенадцатом веке. По свидетельству Игумена в то время еще не было крыши над Кувуклией. Все люди, присутствующие на утреннем служении, стояли под открытым небом, откуда внезапно пошел дождь, страшно блистали молнии, освещавшие все вокруг, и сошел Святой Свет, от которого зажглись все лампады сами по себе.
  • В 1420 году иеродиакон Зосим, представитель Сергиевского Посада, писал о своем присутствии при невидимом зажигании светильника с множеством свечей, стоящем в центре Храма.
  • Во время путешествия в Иерусалим в 1708 году иеромонах Ипполит присутствовал при схождении Небесного Света, но был возмущен поведением, по его словам, еретиков урмен. Скорее всего, это были арабы, которые и в настоящее время ведут себя в Храме Господнем очень громко.
  • Министр просвещения Авраам Норов присутствовал в часовне, стоя в Приделе Ангела в ожидании чуда. В 1835 году по его воспоминаниям, в помещении были потушены все свечи, в Придел поступало только слабое освещение через щели извне. Вход в Кувуклию не имел дверей, поэтому министр видел, как армянский архиерей, которому была оказана честь принять чудо, стоял в молитве перед абсолютно чистой поверхностью Гроба. Все застыли в тревожном молчании как внутри, так и снаружи строений. Буквально через несколько минут яркий свет озарил часовню, митрополит вынес пылающий пучок свечей, их 33.
  • Своими впечатлениями поделился Архиепископ Гавриил, который работал в Иерусалиме в 1967-1968 годах при Русской Духовной Миссии. Находясь непосредственно около входа в Приделе Ангела, после выхода Патриарха со свечами Благодатного Огня, русский архиепископ буквально «нырнул» к Гробу и увидел Языки Пламени на мраморе. Синий, небесный огонь буквально разлился по всей поверхности Гроба, Гавриил стал им умываться.

Как совершается подготовка к приёму Благодатного Огня

Самые ранние сообщения о ди

«…. Патриарх наклонился, чтобы подойти к могиле жизни. Вдруг в мертвой тишине я услышал зыбкий, едва уловимый шорох. Это было похоже на тонкий ветерок. И сразу после этого я увидел голубой свет, который заполнил все внутреннее пространство гробницы жизни. О, какое это было незабываемое зрелище! Я видел этот свет, кружащийся вокруг меня, как мощный водоворот или шторм. В этом свете я ясно увидел лицо Патриарха. По его щекам текли крупные слезы….. …голубой свет снова начал двигаться. Затем он внезапно стал белым… Вскоре свет приобрел круглую форму и замер, как нимб, над головой Патриарха. Я видел, как Его Блаженство взял в руки 33 пучка свечей, держал их высоко над собой и молился о нежном свете, медленно простирая руки к небу. Он едва успел поднять их на уровень головы, как вдруг все четыре свертка засветились в его руках, как будто он поднес их близко к горящей печке. В следующее мгновение нимб над его головой исчез. Слезы навернулись на глаза от радости….».

Церемония подготовки к схождению огня начинается почти за двадцать четыре часа до начала православной Пасхи. Храм Гроба Господня, вмещающий 10 000 человек, посещают не только православные христиане, но и другие христиане, мусульмане и туристы-атеисты. Присутствуют также представители еврейской полиции, которые следят не только за порядком, но и за тем, чтобы никто не пронес в храм огонь или пожароопасные предметы.

Затем в центр Гроба Господня помещают горящую масляную лампаду и ставят пучок из 33 свечей — по числу лет жизни Иисуса Христа. Кусочки хлопка кладут по краю кровати, а к краям прикрепляют ленту. Все делается под строгим надзором еврейской полиции и мусульманских представителей.

Благодатный Огонь в храме Гроба Господня, подготовка к схождению

Важно отметить, что явление схождения огня обеспечивается обязательным присутствием в храме трех групп участников:

Православный патриарх в сопровождении армянского патриарха и духовенства завершает торжественную процессию, обходя самые святые места Храма и трижды обходя вокруг Скинии (часовни над Гробом Господним).

Затем патриарх снимает свою мантию, чтобы показать, что у него нет с собой спичек или других легковоспламеняющихся предметов, и входит в Кубикулум.

  1. Патриарха Иерусалимской Православной Церкви или по его благословению один из архиереев Иерусалимского патриархата.
  2. Игумена и монахов лавры преподобного Саввы Освященного.
  3. Местных православных арабов, чаще всего представленных арабской православной молодежью, заявляющих о себе шумным нетрадиционным исполнением молитв на арабском языке.

Как наука объясняет природу священного огня? Это не так! Научно подтвержденных доказательств этого явления не существует. Также не существует научного объяснения всему, что происходит по воле Бога. Мы должны принять факт существования огня как божественной сущности.

Попытки понять суть этого явления

Научное объяснение Благодатного Огня

Благодатный огонь — это миф

  • Огонь в нужный момент получается от эфирных масел, заранее распылённых в атмосферу храма и способных к самовоспламенению.
  • Свечи, которые выдают в лавке храма пропитаны особым составом, который насыщает атмосферу храма, вызывая те самые всполохи и самопроизвольное возгорание свечей.
  • Самопроизвольным возгоранием обладают некоторые вещества, например, белый фосфор. Концентрированная серная кислота при соединении с марганцем воспламеняется самопроизвольно при этом пламя не обжигает. Не обжигает некоторое время огонь, при горении эфиров. Но лишь первые мгновения.
  • Вот ещё один рецепт получения самовоспламенения:
  • Феномен огня можно объяснить, как результат взаимодействия потоков заряженных частиц, проходящих через верхние слои атмосферы, посредством магнитного поля Земли.
  • Быть может, разгадка кроется в геофизике? Земля Иерусалима очень старая, кроме того храм расположен в уникальном месте, на древних тектонических плитах.
  • А может и сами верующие, собравшиеся у Храма Господня, своей энергетикой возбуждения, особым состоянием нервной системы в предвосхищении чуда способны генерировать энергетические потоки, которыми и так не бедны места паломничества.
  • Не признаёт чудесную природу огня и Католическая церковь.
  • Много шума в 2008 году наделало интервью патриарха Иерусалимского ФеофилаIII российским журналистам, в котором он приблизил явление схождения Благодатного Огня к обычной церковной церемонии, совершенно не сделав упора на чуде схождения.
Оцените статью
womansinfo.ru