«Мы зажгли социализм в нашей стране и во всем мире. Кто бы ни препятствовал этой борьбе, мы будем бороться с ним беспощадно. Кто не за нас, тот против нас.
«Весь этот мир — единая общая страна». Краткая история космополитизма от Сократа до либералов XXI века
Стоики видели в космополитизме духовный вызов, а киники понимали его политически — как презрение к государству и единение мудрого человека с природой. А что думали о космополитизме христианские богословы и либеральные философы, и почему Сталин решил бороться с «космополитами» (и вел антисемитскую кампанию под этим лозунгом)? Говорит независимый исследователь и автор телеграм-канала «Арен и книги» Арен Ванян.
Первыми космополитами были древние мыслители, наиболее известный из которых — греческий философ Сократ. Когда его спросили, к какой стране он принадлежит, он ответил: «Ко всему миру, ибо он считает себя жителем и гражданином каждой его части». Свидетельства о таком ответе Сократа оставили Цицерон в «Тускуланских беседах», Плутарх в «Моралиях» и Эпиктет в «Беседах».
Но что означают слова Сократа? Можем ли мы толковать их буквально?
Философы ранней античности жили в городах-государствах, древнегреческих городах-государствах, которые имели ограниченную территорию. Поэтому они искали ответы на вопросы, которые касались проблем города: как создать идеальную модель и как научить горожан жить в городе? А если учесть, что термин космополитизм происходит от древнегреческих слов kosmos (вселенная) и politēs (гражданин), то становится ясно, что гражданин Древней Греции видел вселенную через призму своего города.
Так что Сократ не имел в виду, что он гражданин любого уголка земли, скажем Ассирии или Персии (он и родные Афины покидал всего несколько раз — во время военных кампаний). Но он говорил, что на любом участке земли готов быть идеальным гражданином полиса.
Афинские власти не простили Сократу такого самоуправства и приговорили его к смерти, обвинив в богохульстве и развращении молодежи. Философ попрощался со своими друзьями в тюрьме и выпил стакан яда. Скромно упомянуть мимоходом, что люди с космополитическими взглядами уже 2500 лет назад были неприятностью для правителей и элит.
Во время великих завоеваний Александра Македонского (ок. 336 г. до н.э.) возникла новая держава, простиравшаяся от Египта до побережья Инда и от Черного моря до Персидского залива. Идеальный мир греков больше не ограничивался Афинами, Фивами или Родосом. Мыслители больше не спрашивали о жителе города, но о человеке, родившемся в империи. Наибольший вклад в мышление этого времени внесли философы из городов Кинея и Стоа, а именно киники и стоики.
Эксцентричный киник Диоген Синопский, вслед за Сократом, объявил себя «гражданином мира» и попросил Александра Македонского «не прятать солнце». Космополитизм киников попахивал анархизмом: они не терпели никаких авторитетов и были равнодушны к полису и всем государственным структурам. Слово мир означало не мир людей, а природу в целом. Они презирали человечество, его величие и цивилизацию, даже когда перед ними стоял великий полководец. Космополит в представлении киников был мудрецом-отшельником, как Диоген, а космополит — сообществом избранных людей, рассеянных по всему миру.
Иначе космополитизм объясняли стоики. Их идеальное государство не имело географических границ, а гражданином вселенной мог стать не только избранный. Но для этого требовалось строгое подчинение общему закону, божественному логосу.
Вот как описывает это представитель позднего стоицизма Марк Аврелий в «Размышлениях»:
«Прекрасная вещь революционное насилие»
Можно сказать, что Просвещение принесло космополитизму возраст и освободило его. Этот термин обрел самостоятельную жизнь и сразу же вошел в язык монархии, аристократии, буржуазии и даже пролетариата. Однако его массовое использование не принесло пользы. Уже в 19 веке — веке революций, кризиса либерализма и подъема национализма — космополитизм замедлил свое развитие и начал приобретать уничижительные значения. В XIX веке она потерпела сокрушительное поражение, став диалектической единицей тоталитарной пропаганды.
Парадоксально, но космополитизм больше всего пострадал от коммунистов. Маркс и Энгельс рассматривали его как идеологическое продолжение буржуазного капитализма и винили в этом экономическую глобализацию.
«Буржуазия, эксплуатируя мировой рынок, сделала производство и потребление всех стран космополитическим», — писали они в «Коммунистическом манифесте».
В то же время, по их мнению, есть плохие космополиты (буржуазия) и хорошие (пролетариат); они часто писали о последних, подчеркивая их межгосударственный характер. А в конце Манифеста они процитировали один из самых известных космополитических лозунгов в истории:
«Пролетарии всех стран, объединяйтесь!».
Любопытно, что хотя Маркс, Энгельс и их более поздние ученики, даже ранние большевики, критиковали космополитизм, они часто были его убежденными сторонниками — по крайней мере, в своих странствиях по миру и в своей ненависти к элитам. Так, журналист и революционер Феликс Кон жил в Варшаве, Сибири, Галиции, Швейцарии и Петербурге, революционерка и активистка Елена Стасова — в Петербурге, Швейцарии, Финляндии, Тбилиси, Баку, Берлине и Москве, а Владимир Ленин — в Самаре, Казани, Брюсселе, Лондоне, Женеве, Париже, Кракове, Цюрихе и Москве.
Но прежде чем мы рассмотрим трагическую судьбу космополитизма в двадцатом веке, давайте ненадолго обратимся к прошлому — к людям и событиям Французской революции.
Жан-Поль Марат, один из самых важных идеологов и лидеров этой партии, имел известное прозвище — «Друг народа». Задавшись этим вопросом, он предложил новый термин в другом памфлете в 1792 году: «Первых представителей народа следует считать сторонниками контрреволюционеров и самыми смертельными врагами народа». Революция нуждалась, как сказал бы современный интеллектуал, в четко идентифицируемом Другом, противостояние с которым напоминало бы не ссору, а справедливую войну. Враг народа был идеальным кандидатом.
Отметим, что радикальный призыв Марата убивать врагов народа нашел отклик в сердцах революционеров. Осенью того же года трагический
Вернемся теперь к изменениям в космополитизме в двадцатом веке. Вряд ли она претерпела глубокие философские изменения в этом столетии. Вместо этого он стал инструментом пропаганды тоталитарных режимов. Советский Союз, например, часто ссылался в своей идеологии на враждебный буржуазный космополитизм, описанный Марксом, и противопоставлял ему хороший пролетарский интернационализм.
В ленинско-сталинской традиции интернационализм стал идеологическим клише. Под этим клише советские власти подразумевали проект, действие которого было направлено в противоположную интернационализму сторону — на имперскую интеграцию советских народов вокруг доминирующей русской национальности.
«Последыши буржуазного эстетства»
В годы Великой Отечественной войны интернационализм был выброшен на мусорную кучу истории и заменен советским патриотизмом, который неявно отождествлялся с русским патриотизмом.
Следствием этой замены стал антисемитизм, охвативший Советский Союз во время и после войны. В номенклатуре была такая поговорка:
«Чтобы не прослыть антисемитом, нужно назвать еврея космополитом».
В повседневной жизни господствовал миф, что евреи не воевали на фронте, а прятались в эвакуации и «воевали в Ташкенте» (хотя в армии во время войны было около 600 тысяч евреев). 5 сентября 1945 года, когда война уже закончилась, в Киеве произошел погром: было избито до 100 евреев, 36 из них были тяжело ранены и госпитализированы, 5 из них умерли в тот же день.
Антисемитизм проник даже в культурные учреждения. 24 августа 1942 года известная актриса Фаина Раневская была отстранена от съемок фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» из-за «семитских черт». 13 мая 1943 года кинооператор Яков Гринберг написал лично Сталину об антиеврейских чистках в художественном отделе Мосгорисполкома и в художественном отделе облисполкома. 18 сентября 1944 года в Союзе советских композиторов произошел антисемитский инцидент.
Холодная война, начавшаяся в конце 1940-х годов, разрыв дипломатических отношений с Израилем и то, что Израиль стал союзником США, дополнили картину. «Каждый еврейский националист, — заявил Сталин на заседании правительства, — является агентом американской разведки». Еврейские националисты считают, что их нацию спасли Соединенные Штаты (там можно стать богатым и буржуазным и т.д.). Они считают, что чем-то обязаны американцам. В 1948-1949 годах возникла новая идеологическая парадигма, в которой марксистская негативная интерпретация космополитизма
Согласно Большой советской энциклопедии, космополитами являются мухи-дрозофилы, тараканы, растения — некоторые злаки, крапива, каудена, млекопитающие — серые крысы, которые встречаются в большинстве обитаемых районов Земли. Так что, предположительно, люди, называющие себя космополитами, также являются чем-то не очень приятным….. В любом случае, советская пропаганда запечатлела эту концепцию в сознании советских людей на десятилетия.
Был табуирован даже разговор о холокосте. В 1946 году советские чиновники сорвали выставку «Евреи в Великой Отечественной войне». В конце 1948 года указом Сталина был рассыпан набор «Черной книги» Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана. А до перестройки в советский кинопрокат был выпущен всего один фильм, в котором открыто говорилось о катастрофе мирового еврейства, — « Непокоренные » (1945) Марка Донского. Другой фильм, упоминавший холокост, « Комиссар » Александра Аскольдова, был снят только в 1967 году, но пролежал на полках 20 лет.
Илья Эренбург и Эдуард Багрицкий, Александр Гринь и Леон Фойхтвангер — оказаться в столь достойной компании сочли бы за честь многие современные интеллектуалы. Немногим так повезло. И в какой-то момент выяснилось, что все эти люди — космополиты. И они были бездомными, то есть непонятно, откуда они взялись, кто дал им еду, воду, уход и образование. Но ясно, что это были неблагодарные, недоверчивые люди, которые не любили свою страну и могли стать предателями. Возможно, даже агенты иностранных спецслужб или даже враги условного Уралвагонзавода. Поэтому не дай Бог вам оказаться в одной компании с ними.
И не похоже, что все эти люди особенно много путешествуют по миру. Но Леон Фойхтвангер — обычно аутсайдер, а Эренбург не только путешествовал, но и долгое время жил за границей и дружил со многими сомнительными персонажами из гуманистического лагеря. Возможно, даже шпионы.
Кто такие космополиты
Во всяком случае, редакционная статья в «Известиях» от 10 февраля 1949 года о театральных критиках — безродных космополитах — возможно, намекала на нечто подобное, ибо гласила: «Эта группа театральных критиков, непопулярная по своей сути, стала носителем чуждого, безродного космополитизма, враждебного советскому человеку. Эта непатриотическая и космополитическая критика, особенно нагло проявляющая себя в художественной прессе, разожгла свой огонь против советского театрального искусства, поносит искусство нашей Родины — театр и драматургию.
Поскольку смысл всей статьи был адресован непосредственно товарищу Сталину, и поскольку товарищ Сталин всю жизнь показывал, что не одобряет такого обращения, вся группа театральных критиков, о которой шла речь, и многие другие деятели науки, искусства и литературы, присоединившиеся к ним, должны были провести долгие годы в заключении на просторах ГУЛАГа.
Безродные космополиты
У всех упомянутых в статье театральных критиков, а также других разоблаченных космополитов, помимо профессии, была одна общая черта — маленькая деталь: В пятой графе их советских анкет национальность была указана как «еврей». Поскольку использование слова «еврей» стало неуместным после подписания Молотовым пакта Риббентропа-Молотова, они нашли эквивалентную замену: «космополит». Оно означает «человеческое существо».
Поэтому эти люди не признают никаких ограничений по гражданству. Они чувствуют себя комфортно без оригинальной культуры, в которой родились, обычно говорят на нескольких языках и считают понятие патриотизма вульгарным.
Философы Сократ и Диоген, Иммануил Кант, Стив Харвиц и Ульрих Бек были сторонниками космополитизма. Один из сборников рассказов Сомерсета Моэма называется «Космополиты», а автор Александр Генис выпустил сборник его лучшей прозы о путешествиях: Cosmopolitan. Географическая фантазия». Один из самых популярных международных женских журналов, Cosmopolitan, на русском языке называется «Космополитен».
Космополит — это тот, кто поддерживает идею полного объединения народов мира. Он или она свободны от набора предрассудков и норм, укоренившихся в обществе в отношении культурных ценностей, экономической и политической систем, социального образа жизни общества. Пол, раса и религия не имеют значения. Для космополита эти границы стираются, поскольку все люди являются членами глобального сообщества с единой системой правил и принципов.
Таким образом, он имеет большую свободу действий: возможность свободно передвигаться по всему миру и выбирать любую часть планеты в качестве места жительства; говорить со всеми на общем языке и понимать каждого гражданина без препятствий; иметь общую культуру и традиции, которые не противоречат его собственным взглядам и убеждениям. Он отказывается от обязательств перед своей нацией в пользу общего мирового порядка; он становится человеком мира.
Космополит – это человек мира
Наиболее важными ценностями для космополита являются свобода и равенство всех людей, живущих на планете, и существование мира и гармонии во всем мире.
Такие космополитические качества, как лояльность, толерантность, отсутствие шовинизма, предполагают неагрессивную пропаганду этой идеологии. Настоящий космополит не будет никому навязывать свои идеи, потому что это противоречит принципу идеологии — свободе личности выбирать собственную систему культурных ценностей и принципов жизни.
В чем суть идеи космополитизма? Космополитизм предполагает мировоззрение и систему культурных ценностей, направленных на всеобщее единство народов мира. Основные идеи можно интерпретировать следующим образом:
- Какая разница между правым и левым политическим движением
- Кто такие копты
- Что такое патриотизм
- Сотрудничество со Вселенной
- Как стать шпионом?
- Как становятся политиками
- Что такое косметикоголизм
- Что значит индифферентные политические взгляды
- Кто такие неприкасаемые
- Что такое полигамность
- Что такое полигамия
- Что такое ультраконсервативные взгляды
- Что такое гуманность
- Почему не любят евреев
- Что такое глобализация
- Самый популярный человек в мире
- Был ли В.И. Ленин немецким шпионом?
- Что такое СНГ
- Что означает свобода в демократии
- Гомосексуализм: болезнь или норма жизни
- Великие философы: Апполоний Тианский
- Какая связь между словами «человек» и «гражданин»
Кто такие космополиты?
Космополитизм подразумевает объединение национальностей на всех уровнях существования, от тех, которые имеют глобальное значение, до национальных моментов.
Космополитизм развивался как противовес идеологическому национализму и патриотизму. Последнее подразумевает уникальность конкретной нации, наличие собственных культурных и социальных ценностей.
Это может показаться странным, но идеи космополитизма поддерживались образованными людьми на протяжении всего времени существования этой идеологии: Ученые, такие как Нильс Бор, Клаус Фукс, Р. Оппенгеймер, Э. Ферми; философы, писатели и поэты, такие как Дэвид Юм, Дени Дидро, Евгений Ланти, Л. Толстой; исторические и политические деятели, такие как Томас Джефферсон; изобретатели и художники. Все те, чей творческий характер склонен к глобализации
Однако интеллигенция, которая видела последствия войны более глобально и не принимала жесткое управление страной в период тоталитаризма, начала пропагандировать идеи мирового сообщества, где не будет противостояния и угнетения, где все люди будут жить счастливо, мирно и гармонично.
Идеи космополитизма
Разумеется, такое отношение не приветствовалось сталинским режимом, и против этой тенденции была развернута широкомасштабная кампания, приведшая к жестким мерам. Против космополитизма, т.е. культурного изоляционизма, была развернута массированная кампания.
- Отсутствие суверенности и независимости отдельных стран. Все государства существуют в рамках общепланетарного и являются его частями. Гражданство как таковое отсутствует.
- Создание единой экономической, политической, социальной системы. Общее мировое хозяйство предполагает равноправное распределение всех мировых ресурсов на благо каждого члена мирового сообщества.
- Отсутствие шовинизма и другой дискриминации любого характера. Ведь именно эти качества и явления служат причинами большинства конфликтов в обществе на разном уровне. Являются причиной войн и геноцидов согласно мировой истории, начиная с древних времён.
- Развитие мировой культуры. Что не подразумевает отказ от существования национальных традиций и достояний, а имеет в виду их глобальное объединение. Все культуры имеют ценность и важность и должны представлять одинаковую ценность для любого человека в мире.
- Свобода передвижения, связанная с отсутствием политических и бюрократических рамок.
- Создание и использование единого языка в общемировой культуре. Использование единой денежной, метрической системы и т. д.
В области литературы критике подверглись некоторые произведения А.Т. Твардовского и А.И. Солженицына. А.А. Ахматова, М.М. Зощенко и другие были обвинены в космополитизме. Журналы «Звезда» и «Ленинград» были запрещены.
В большинстве случаев космополиты в СССР, обвиненные в антиидеологической деятельности, лишались работы и осуждались государственным судом; реже их арестовывали. Тем не менее, к 1953 году было арестовано 217 писателей, 108 актеров, 87 художников и 19 музыкантов, большинство из которых были евреями.
Известные космополиты
Известных советских ученых, работавших за рубежом, а именно А.Ф. Иоффе, П.Л. Капицу, Л.И. Мандельштама и Н.Д. Папалекси, обвиняли в космополитизме.
Работы историков Н.Л. Рубинштейна и М.И. Артаманова также подверглись публичной критике и осуждению.
В Советском Союзе космополитов называли «врагами народа». По мнению руководства советской партии, они представляли угрозу для становления сильного советского общества с единым патриотическим духом, поскольку распространяли буржуазные идеи и поклонялись западной цивилизации.
Политическая борьба с космополитизмом начала ослабевать только в 1953 году. Однако их идеи продолжали осуждаться на протяжении всего советского периода, но их последователи уже не подвергались таким гонениям, нападкам и наказаниям.
Космополитизм в современном мире рассматривается как логическая тенденция к глобализации. Эту идею поддерживают многие мировые лидеры в области науки, культуры и искусства. Некоторые являются энтузиастами-сторонниками, которые хотят внести свой вклад в создание идеального общества. А некоторые придерживаются мнения, что самые важные моменты далеки от реализации и практически недостижимы в мировом сообществе.
Об авторе: Здравствуйте, я Каролина Кораблёва. Я живу в Одинцово, в Московской области. Я люблю жизнь и людей. Я стараюсь смотреть на жизнь реалистично и оптимистично. В людях я ценю умение вести себя. Мне нравится психология, особенно разрешение конфликтов. Окончила Российский государственный социальный университет, факультет психологии труда и специальной психологии.
Космополитизм, кажется, для
Люди воспринимают космополитизм как довольно сложную и трудную для понимания идеологию. Нет никакой гарантии, что массы со временем изменят свое мнение.
Какие еще, по вашему мнению, преимущества и недостатки космополитизма? Дайте нам знать, что вы думаете в комментариях.
Теория шести флагов представляет собой сочетание идей всеобщего гражданства и существования людей независимо от государства, в котором они родились. Согласно этой теории, личные и экономические дела человека устроены таким образом, что государство не может их отслеживать или контролировать.
То есть человек может провести часть своей жизни в разных странах по своему усмотрению. Когда человек оказывается в новой стране, он поднимает свой «флаг».
Например, человеку выгодно вести бизнес в Гонконге, поскольку его доход не облагается налогом на этой территории. Оттуда он ведет свой бизнес. На несколько недель в году он хочет поехать в Черногорию, потому что стоимость жизни там доступная. Ничто не может помешать ему сделать это. Однако чаще всего он хочет жить в Малайзии из-за теплого климата и территориальной налоговой системы (налогом облагается только доход, полученный на территории Малайзии). Этому человеку удобнее хранить свои сбережения в Сингапуре, поскольку там стабильные банковские условия.
Плюсы и минусы идеологии мирового гражданства
В то же время теория флага не подразумевает, что человек должен постоянно мигрировать из одной страны в другую. Это образ жизни, который он выбрал.
Теория флага отказывается критиковать страну в терминах «хорошо/плохо». Гражданин должен сам решать, что подходит лично ему.
Чтобы утверждать, что «я — космополит» или «я — космополит», необходимо:
В 1964 году инвестиционный консультант Гарри Шульц описал концепцию «вечного туриста» — космополита, который имеет гражданство в одной стране, платит налоги в другой и ведет бизнес в третьей. Связующим звеном каждой новой страны является флаг. Первоначальная теория Шульца имела три особенности.
Автор William Hill добавил к теории флагов еще три: флаг страны, где вы владеете своими активами, флаг страны, где вы живете, и флаг страны, где обеспечивается информационная безопасность.
Космополитическое гражданство должно отвечать трем требованиям. Прежде всего, паспорт дает вам право путешествовать по миру без виз. Кроме того, страна гражданства имеет минимальные налоговые ставки и допускает множественное гражданство.
Например, право на получение гражданства имеют Мальта, карибское государство Сент-Китс и Невис и Вануату.
Место жительства — это страна, в которой гражданин мира имеет свой официальный домициль или место жительства и в которой он платит налоги. Резидентство для целей налогообложения определяется как
Страны для жизни включают любое место, где космополит чувствует себя комфортно. Это могут быть пляжные и яхтенные курорты, крупные города или уютные европейские деревушки. Вечный турист не привязан к одной стране и сам выбирает, где и как долго жить.
Теория шести флагов
Информационная безопасность. Это юрисдикции с зарегистрированными интернет-ресурсами для деловых или личных космополитических сайтов. Важно, чтобы в выбранной юрисдикции действовали правовые механизмы для защиты конфиденциальности и прав пользователей Интернета.
В 1953 году американский активист Гарри Дэвис основал некоммерческую организацию World Service Authority — Всемирное правительство граждан.
Обеспечение свободного передвижения космополитов по миру — одна из главных задач агентства. Для этого она выдает специальный документ — Паспорт гражданина мира.
Универсальный паспорт похож на обычные паспорта, выдаваемые государствами своим гражданам. Она содержит личную информацию о владельце, такую как имя, дата рождения, номер национального паспорта или удостоверения личности и номер водительского удостоверения.
Любой человек может подать заявление на получение паспорта и стать гражданином мира. Все, что им нужно сделать, — это заполнить онлайн-заявку.
Как стать космополитом
Заявитель также несет ответственность за расходы по изготовлению и доставке паспорта. Обычный срок выдачи паспорта составляет четыре месяца. Ускоренная процедура подачи заявления возможна за отдельную плату.
- Понять, что мир не ограничивается только родным городом человека и его отечеством. В мире могут произойти события, которые окажут непосредственное влияние на всех людей.
- Космополит – это человек, который в курсе мировой ситуации. Если человек стремится к космополитизму, ему нужно интересоваться мировыми новостями, изучать особенности чужих культур, жизни других народов.
- Изучать иностранные языки.
- Проявлять толерантность по отношению к другим народам, нациям, людям.
- Иметь активную гражданскую позицию, бороться против нетерпимости, расизма, религиозного фанатизма.
- Осознавать, что ценна любая человеческая жизнь.
- Уверенно чувствовать себя в любой точке земного шара, быть благодарным и уважительным гостем.
- Отказаться от стереотипов о том или ином народе, выстраивать мнение о человеке на основании его поступков и действий.
- Не относить себя к какой-то определенной нации или народности, смысл в том, чтобы быть человеком мира.
- Быть открытым для всего нового, делиться своими знаниями с другими и перенимать опыт более развитых людей.
Теория шести флагов для тех, кто хочет стать космополитом
Плата за изготовление паспорта
Ускоренная процедура подачи заявления
Доставка паспорта
$75 за паспорт на 3 года
50 $ за 30 рабочих дней
$10-140 международная доставка из США
$100 за паспорт сроком на 5 лет
75 $ за 20 рабочих дней
5-55 Доставка по США
Что такое паспорт гражданина мира и как его получить
$125 за 10-летний паспорт
150 $ в течение 5-10 рабочих дней
$500 за паспорт на 15 лет
Глобальный паспорт позволяет безвизовый въезд только в шесть стран: Буркина-Фасо, Эквадор, Мавританию, Танзанию, Того и Замбию. Для поездок в другие страны требуется виза. 188 стран с момента появления универсального паспорта хотя бы раз выдали его владельцу визу или приняли этот документ на пограничном контроле.
Разрешить свободный въезд по универсальному паспорту
Расходы на получение паспорта гражданина мира
Паспорт также может быть предъявлен в качестве документа, удостоверяющего личность. Однако не все страны принимают его для этой цели. Великобритания и США, например, не признают паспорт в качестве официального документа. В 21 веке универсальный паспорт имеет скорее символическое значение. С его помощью люди подтверждают свою принадлежность к глобальному сообществу космополитов. Среди владельцев паспортов такие известные личности, как Барак Обама, Опра Уинфри, Патрик Стюарт и Эдвард Сноуден. Добиться подлинной свободы передвижения в мире Паспорта каких стран действительно помогают стать космополитом
- от 600 000 € — безвозвратный взнос в социально-экономическое развитие Мальты;
- 10 000 € — благотворительное пожертвование;
- от 16 000 € в год — аренда жилья на острове. Если инвестор хочет купить недвижимость, стоимость объекта должна составлять от 700 000 €.