Игра 4. «Невидимка». Прочитайте вслух, опуская ключевые слова. Ребенок пытается найти недостающее слово, угадывая его по самому содержанию.
Как научить ребенка понимать что он читает
Современная система образования в значительной степени полагается на то, что учащиеся самостоятельно осваивают часть материала. Чтение книг и учебников является важной частью учебной нагрузки. Однако часто бывает так, что ребенок не понимает, что он читает, или не может хорошо запомнить и усвоить текст. В результате на освоение абзаца рассказа или литературного произведения уходит больше времени. В результате оценки ученика могут ухудшиться, и он может потерять мотивацию к учебе. Но что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию и улучшить обучение?
Осмысленное чтение
Навыки чтения необходимы современным людям. От того, насколько хорошо и быстро мы понимаем текст, напрямую зависит наш успех во многих сферах жизни. Грамотность закладывается в детстве, до школы или в первом классе. Начиная с изучения букв и звуков, добавления слов, мы постепенно учимся формировать предложения и быстро завершать их. Учителя и родители замечают, что дети читают с разной скоростью и не могут запомнить все равномерно.
Даже в начальной школе существуют тесты на технику чтения, которые можно использовать для оценки развития этого навыка с течением времени. Но учителя обращают внимание только на скорость воспроизведения, а другие параметры не учитывают. Это создает впечатление, что главное — уметь быстро читать, а запоминание и понимание прочитанного — второстепенно. Однако по мере взросления студентов это мнение кардинально меняется.
Чем старше становится студент, тем больше учебная нагрузка. Если раньше вся информация, которую они должны были прочитать за день, умещалась на нескольких страницах, то сегодня им приходится читать целые параграфы по нескольким темам сразу. Старшеклассникам предоставляется больше информации для самостоятельного изучения, поэтому многие из них тратят по много часов в день на выполнение домашнего задания.
В это время очень важно то, насколько они понимают и запоминают прочитанное. История, обществознание, география, литература — успеваемость по этим и многим другим школьным предметам напрямую зависит от навыков чтения. Если ученик легко усваивает материал учебника после первого прочтения, ему не нужно много времени на подготовку к уроку. Не все обладают этой способностью.
Если ребенку трудно сосредоточиться на книге, он постоянно отвлекается и не может уловить смысл текста. Ему приходится постоянно возвращаться к тому, что он уже прочитал, а это значит, что он должен постоянно возвращаться к книге.
Почему ребенок не понимает смысл прочитанного
Важно помнить, что чтение — это сложный процесс, требующий концентрации внимания. Психика ребенка гибкая и часто отвлекается, переключаясь с одного вида деятельности на другой, поэтому ему трудно уделять много времени занятиям, требующим внимательности. Книги лучше всего вводить постепенно с младенчества, чтобы интерес к ним было легче стимулировать. Если ребенок еще не умеет читать и писать, родители должны читать ему. Таким образом, он развивает свое воображение, кругозор и словарный запас, что является хорошей основой для последующего использования книг.
По мере роста малыша он начнет изучать буквы и пробовать свои первые слова и предложения. На этом этапе важно выбирать истории с небольшим количеством незнакомых и трудных слов, чтобы ребенок мог подбирать слова без помощи взрослых. Важно попросить ребенка пересказать прочитанное, чтобы он мог уделять больше внимания рассказу.
Даже правильное преподавание не является гарантией того, что ваш ребенок заинтересуется литературой. Часто это происходит потому, что у детей не развиты навыки чтения: хорошая концентрация, скорость, запоминание и понимание прочитанного. Во многом причина кроется в особенностях учебной программы — она изменилась за последние несколько десятилетий, и если раньше много времени уделялось изучению основ, то сегодня они преподаются в более сжатой форме. Поэтому, когда ребенок поступает в среднюю школу, он не всегда находится на должном уровне и готов к возросшей нагрузке.
Проблемы с пониманием и запоминанием прочитанного — хороший повод задуматься и принять меры. Развивать навыки чтения у ребенка можно в любом возрасте, но чем раньше вы начнете, тем легче ему будет усваивать новые знания.
Часто встречаются нарушения понимания текста. Около 10% детей школьного возраста имеют специфические нарушения понимания текста. У многих детей с S-RCD первые проблемы с пониманием текста возникают в возрасте 7 или 8 лет, хотя они могут возникнуть и позже, когда от детей ожидают анализа более сложных текстов. У вашего ребенка могут быть проблемы с пониманием текста, если у него наблюдаются следующие признаки: 2
Знаки
Учащиеся, у которых есть проблемы с пониманием прочитанного, могут бороться с этим в течение большей части учебного дня. Любые уроки, которые предполагают чтение, понимание и объяснение письменного материала (например, уроки языка, естественных наук и истории), могут представлять особую проблему для тех, кто испытывает трудности с пониманием текста.
- Проблемы с базовыми навыками чтения, такими как распознавание слов
- Сложность понимания важных идей при чтении отрывков
- Частое разочарование при чтении
- Небольшие проблемы при чтении вслух, но может читать с небольшими отклонениями в тоне
- Проблемы с запоминанием важных деталей прочитанного
Если вы считаете, что у вашего ребенка проблемы с пониманием текста, решите
Выявление проблем с пониманием прочитанного
Подростки и взрослые также могут иметь нарушения чтения и письма, которые не были диагностированы в детстве. Старшеклассникам следует обратиться к школьному консультанту по профориентации, чтобы узнать, где можно пройти диагностику неспособности к обучению. Для взрослых Американская ассоциация по проблемам нарушения обучаемости (LDA) рекомендует обратиться к психологу, в общественный центр психического здоровья или в офис LDA, чтобы найти специалиста, который может провести оценку. 5
Существует несколько возможных факторов, которые могут способствовать возникновению проблем с пониманием текста. Существуют также определенные расстройства, которые повышают риск развития у детей именно этого вида нарушения чтения.
У детей могут быть трудности с пониманием текста, связанные с другими диагнозами, такими как дислексия, СДВГ или аутизм.
Причины и факторы риска
- Расстройство дефицита внимания / гиперактивности (СДВГ) : люди с СДВГ также могут испытывать трудности с пониманием прочитанного, что, вероятно, связано с проблемами с рабочей памятью. 6
- Аутизм : у некоторых детей с аутизмом есть гиперлексия : они рано читают, могут без труда расшифровывать слова, но плохо понимают прочитанное.
- Различия в мозге : учащиеся с определенным дефицитом понимания прочитанного, как правило, имеют меньше серого вещества в областях мозга, которые контролируют обработку речи и исполнительные функции — оба навыка, относящиеся к чтению. 7
- Дислексия : у детей с этой неспособностью к обучению в основном возникают проблемы с декодированием или соединением печатного текста с устным словом. В то время как у некоторых людей с дислексией нет проблем с пониманием, у других возникают проблемы с полным пониманием написанного отрывка из-за их медленного или несвязного темпа чтения.
- Плохие ранние словарные навыки : дети, которые могут грамотно читать, но не могут понять суть написанного отрывка, иногда отстают от своих сверстников в базовых словарных навыках. 1