Мотивация учиться в 5-7 классе: как повысить оценки ребёнка. Что делать если плохо учишься.

Содержание

У учащихся начальной школы часто наблюдается несоответствие между их врожденными способностями и успеваемостью. И если вовремя не решить эту проблему, неуспеваемость растет от класса к классу.

Откуда берётся неуспеваемость и почему репетиторы не всегда помогают

«Опять четыре!» — это знают многие родители учеников. Хочется рассердиться и спросить громовым голосом: «Сколько еще?». — но, конечно, это ничего не изменит. Что же нужно сделать? Tutor.ru выяснил, каковы могут быть причины неуспеваемости и как с ними бороться.

Давайте определимся с понятием «неуспеваемость». Это может быть неуспеваемость:

  • общей: у ребёнка плохие отметки почти по всем предметам;
  • частичной: ребёнку не даётся один предмет или направление — например, математика и физика, зато по русскому и литературе всё в порядке;
  • временной: ребёнок получил несколько плохих оценок из-за того, что долго болел, но вскоре наверстал упущенное.

В разном возрасте неуспеваемость имеет свои причины и особенности:

В начальной школе она часто связана с поведением ребенка — беспокойство, неспособность сосредоточиться. В этом возрасте проявляются первые проблемы, связанные с характером, социализацией, психологической адаптацией и мышлением. Иногда дети преодолевают эти проблемы, но некоторым требуется помощь.

В средней школе факторы, провоцирующие неудачи, становятся более выраженными — отсутствие мотивации, тревожность, низкая самооценка и другие психологические проблемы, иногда усугубляемые болезнями и нервным истощением. Ребенок не всегда осознает, что с ним происходит, и не знает, как справиться с проблемами самостоятельно или попросить помощи у взрослых.

В средней школе причины общей или частичной неуспеваемости обычно уже ясны, но затем вступают проблемы подросткового возраста: гормональная перестройка организма, эмоциональные трудности — подавленность, страхи.

Почему дети плохо учатся

Причины плохой успеваемости можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, откуда берутся проблемы. Часто причины бывают комплексными, и тогда решить проблему без помощи специалистов еще сложнее. Ниже перечислены наиболее важные возможные причины:

Практические: ребенок не справляется с трудным расписанием или большим количеством дел по дому, слишком мало спит, почти не отдыхает, слишком много развлекается, недостаточно физически активен.

Семейные: родители слишком заняты, нет положительного примера для подражания, родители-одиночки, пьющие родители, ребенок обделен вниманием или перетренирован. Пример: дочь Кати Катя учится в третьем классе и отказывается ходить в школу и делать домашние задания, у нее бывают истерики. Недавно у Кати родилась сестра, и все время, которое родители проводят с маленькой девочкой, занимает она. Таким образом она пытается привлечь их внимание.

Медицинские: частые простуды и прогулы, хронические заболевания, скрытые проблемы нервной системы.

Коммуникативные: неумение строить отношения со сверстниками и учителями, отстаивание своих границ и мнений, чрезмерная застенчивость, трудности с выражением мыслей и чувств, повышенная активность или пассивность.

Психологические: давление родителей, чрезмерная сосредоточенность на учебе и оценках, тревожность, отсутствие мотивации по разным причинам, депрессия. Пример: «Трехлетний ученик Вася боится гнева родителей за то, что завалил оценку и опозорился перед классом, но это повторяется снова и снова. На первый взгляд, мальчик прилежно учится, но поскольку все его мысли сосредоточены на страхе, у него ничего не получается.

Как борются с неуспеваемостью в школе

Сегодня главная роль средней школы — давать знания, а борьба с плохими оценками во многом легла на плечи родителей. Классы часто переполнены, и учителя не могут индивидуально подходить к каждому ученику. Мария, учительница одной из московских школ, говорит, что:

«Провалы и неудачи невыгодны учителям, они не повышают общий уровень класса, а тянут его назад. Соответственно, это сказывается на зарплате. Я знаю случаи, когда учителя даже бросали таких учеников. Помочь им нужно и желательно, но, к сожалению, у нас нет на это ни времени, ни сил. Лучшее, что мы можем сделать, — это проинформировать родителей о проблеме.

Мотивация учиться и ее особенности у ребят в 5-7 классе

В возрасте от 9 до 13 лет основной характеристикой мотивации является переход от внешней мотивации к внутренней. Если в начальной школе ребенок может стремиться к хорошим оценкам и похвале, то с 9 лет этого уже достаточно. Впервые ребенок задает себе вопросы: зачем мне учиться и почему я должен получать хорошие оценки?

Михаил Истомин, клинический психолог, наставник и тренер программ развития подростков Maximum Education.

С этого возраста ребенок должен найти свою внутреннюю мотивацию, и родители должны ему в этом помочь. Они могут выделить личный интерес ребенка. Например, если ребенок увлеченно рисует, не обращая внимания на внешние факторы, такие как вознаграждение или похвала, он делает это по внутренней потребности. Именно такую мотивацию к обучению стоит развивать.

Но не стоит забывать о школьных предметах: Все равно придется сдавать GCSE и ЕГЭ по ним. Основы знаний, необходимых для сдачи выпускных экзаменов, закладываются только в средней школе — поэтому так важно не упустить момент, когда дети перестают понимать материал. Запишитесь на онлайн-курсы по основным предметам средней школы, чтобы вовремя ликвидировать пробелы в знаниях вашего ребенка и вновь привить ему мотивацию к учебе.

Что влияет на мотивацию учиться, когда ребенок оказывается в средней школе?

Смена условий обучения является стрессом для бывших учеников начальной школы. В средней школе существуют и другие факторы, влияющие на мотивацию.

1. Социализация

С переходом в среднюю школу меняются условия обучения, требования становятся сложнее, меняются учителя. В это время каждый ученик ищет некий престиж среди сверстников, который поможет ему принять себя.

2. Отношения с родителями и учителями

Родители и учителя по-прежнему важны для детей. Например, если у ребенка проблемы с учителем биологии, он вряд ли получит пятерку по этому предмету. Если дети не видят в своих родителях поддержки, их оценки не улучшатся.

3. Интересы и способности

Детям в 5-7 классах часто бывает скучно: Они просто не хотят учиться, потому что другие вещи кажутся им более важными. Например, проводить время с друзьями или рисовать. Поэтому важно учитывать увлечения детей и поддерживать их — это повысит их мотивацию к учебе.

4. Саморегуляция и рабочая память ребёнка

Школьное исследование Московского государственного университета имени Ломоносова «Мозг, когнитивные системы и интеллект» показало: Чем настойчивее ребенок, тем больше он заинтересован в учебе и тем меньше он избегает домашних заданий и школьной работы. Кроме того, дети, которые лучше запоминают новый материал, чаще получают удовольствие от учебы.

Родительские ошибки в мотивации

Родители часто отговаривают своих детей, сами того не желая.

1. Слишком много наград

Постоянное поощрение детей за хорошую успеваемость — это ловушка. Поначалу это может сработать, но не надолго.

Например, вы пообещали своему ребенку давать ему 100 рублей за каждую пятерку в школе. Сначала он обрадуется, но потом откажется от этого предложения или скажет, что его пятерка стоит больше. В какой-то момент он привыкнет к такой внешней мотивации, а значит, она больше не будет работать.

2. Погоня за оценками

Когда ребенок покинет начальную школу, он столкнется с более серьезными проблемами, а в конце средней школы ему придется сдавать экзамены, поэтому родители иногда думают, что оценки — это показатель знаний.

В школах подчеркивают важность успеваемости. Это практический аспект системы образования, но оценки — это еще не все. Хорошие оценки даже не являются точным предсказателем успеха. Лучшим показателем являются не хорошие оценки или высокий IQ, а скорее эмоциональный интеллект. Как вы думаете, как троечники добиваются успеха?

3. Чрезмерная опека

В возрасте 9 лет дети начинают осознавать себя и свое место в обществе. Ребенок, который принимает решения и берет на себя ответственность за них, осознает, что он контролирует свою жизнь. Таким образом, он узнает, что может быть успешным в школе и за ее пределами.

4. Отсутствие примера

Если ваши дети видят, что вам нравится приобретать новые навыки и знания, то, скорее всего, им самим понравится учиться. Если же нет, то они сами не захотят ничего делать.

5. Внимание на поведение, а не на его причину

Часто родители обращают внимание только на внешние признаки — плохие оценки, отзывы учителей — но не пытаются понять, почему так происходит. А ведь дети в этом возрасте прежде всего хотят, чтобы их слушали, а не критиковали.

Как повысить успеваемость ребенка

Так что же делать, если они плохо учатся?

  1. Повысить успеваемость ребенка можно, устранив причины его неуспеваемости. Если невозможно повлиять на атмосферу в классе или разрешить конфликт с учителем или учениками, необходимо перевести ребенка в другую школу или изменить формат обучения.

Например, в средней школе №1 ОНЛАЙН атмосфера в классе и взаимоотношения в классе способствуют развитию потенциала. Кстати, одаренные, талантливые дети и дети, которые работают в своем собственном темпе, также выигрывают от онлайн-обучения в этой средней школе, поскольку у них есть возможность создать свой собственный учебный маршрут в соответствии с индивидуальным графиком.

  1. Если причина низкой успеваемости кроется в семейных проблемах, родителям стоит заключить перемирие, не конфликтовать при ребенке и помнить, что в этот момент они закладывают модель поведения и влияют на его будущее.
  2. Родителям , нацеленным на высокие результаты, необходимо подумать о том, что ребенок должен учиться не ради оценок, а ради обретения знания и раскрытия собственных способностей и помогать ему в этом.
  3. Для детей, не умеющих учиться и планировать, советы несколько другие. Им необходимо научиться ставить цели, для этого проанализировать предыдущие годы учебы, оценить успеваемость и понять, когда не хватило целеустремленности, чтобы показать лучший результат, в какой момент не было инициативы, и подходить к процессу учебы с учетом этих промахов, поняв и решив, что делать, если не дается учеба.
  4. Поскольку в школьной программе с каждым годом появляются все новые предметы, которые сначала могут показаться ребенку слишком сложными, родителям необходимо на начальном этапе предлагать свою помощь по вечерам или в выходные, чтобы помочь понять их.
  5. Современная программа довольна сложна, и, если высшего образования родителей не хватает для помощи ребенку, не стоит стесняться прибегать к помощи извне, то есть к услугам репетитора.
  6. Если ребенок старается, и его успеваемость заметно повысилась, не оставляйте этот факт без внимания, обязательно похвалите его и проведите время вместе, но так, как нравится ребенку. Для него успехи в учебе должны ассоциироваться с удовольствием.

Мир изменился, и современные технологии нужно не изгонять, а использовать для вовлечения ребенка в процесс обучения. Ищите вместе информацию на образовательных сайтах, используйте языковые платформы для совершенствования английского или французского языка, позвольте ребенку создать мультимедийную презентацию. В ONLINE High School №1 инновационные технологии уже давно успешно внедряются в учебный процесс, например, «умные» ручки, где все, что пишет ученик, отображается на экране Bluetooth, все темы учебной программы представлены с помощью анимированной видеобазы, а для ответов на вопросы при подготовке заданий существует круглосуточный чат. Кстати, вопрос о домашнем задании до сих пор является больной темой для многих родителей и детей.

Стоит ли помогать с домашней работой

Стоит ли помогать с домашней работой

Еще один вопрос, на который необходимо ответить в первую очередь, — это мотивация желания получить помощь в выполнении домашнего задания. Как правило, одни родители хотят контролировать ребенка, другие — оградить его от лишнего стресса. Однако психологи в этом вопросе единодушны. Они считают, что домашнее задание — это ответственность ребенка. Если у него возникают вопросы, он может обратиться за помощью к родителям. Если он регулярно нуждается в помощи и не знает, что делать, когда плохо учится, необходимо выявить и устранить причину (уменьшить нагрузку, сменить школу, нанять учителя).

Родители могут оказать эмоциональную поддержку, например, почитать книгу в той же комнате, пока ребенок делает домашнее задание. Они должны следить за тем, чтобы домашнее задание было выполнено, но контроль качества — это обязанность учителей, а не родителей.

Кстати, современные технологии плохо влияют на родителей. Многие учителя теперь считают своим долгом выписывать родителям пятерки за каждое домашнее задание, которое было выполнено на тройку, и требуют пятерки за уроки, которые контролируют родители. Не ввязывайтесь в это испытание. Ваш ребенок получил ту оценку, которую заслужил, и при вашем активном участии это будет ваша оценка, а не родительская. Учителя также являются важной статистикой, а ваша самостоятельность и ответственность очень пригодятся ребенку позже в жизни. Чем старше ребенок, тем меньше контроля за выполнением домашнего задания с вашей стороны и тем больше самостоятельности с его стороны должно требоваться.

Конечно, родители не должны оставаться в стороне от процесса обучения своих детей, но они должны прибегать к другим способам помощи, не отрывая их от работы. Например, с первого класса учить программированию, какие задачи нужно решать срочно, а на какие есть несколько дней. Снимите у детей страх неудачи, объяснив им, что не бывает хороших или плохих оценок, а недостаточная подготовка или неправильное понимание предмета — это проблемы, которые нужно решать.

Задача родителей — научить ребенка ставить цели и двигаться к ним, сталкиваться с проблемами и приобретать жизненный опыт, а не держать его в железных тисках контроля и чрезмерной опеки.

Быть объективным

И в семейном, и в традиционном образовании важно помнить, что любое отставание — это состояние, ведь иногда бывает, что одаренный ученик «застревает» на простом уроке и проходит сложный урок в три раза быстрее, чем должен. В любом случае необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, ведь все мы разные и оценки не всегда являются показателем реальных знаний.

В 2019 году Московский международный салон образования, который пройдет с 10 по 13 апреля на 75-м стенде ВДНХ, станет возможностью для широкого диалога о роли и ценностях, успехах и проблемах семейного образования в России. На сайте вы можете ознакомиться с бизнес-планом ММСЭ 2019, выбрать интересующие вас темы и составить индивидуальную программу посещения Салона.

Почему ребенок плохо учится? Тотальный регресс

В подростковом возрасте дети с хронической неуспеваемостью часто совершают переход от плохого ученика к безнадежному неудачнику. Это сигнализирует о возникновении нового психологического синдрома — тотального регресса. Среди особенностей психологического профиля центральную роль начинает играть депрессивное настроение. Активность характеризуется отказом от любой демонстрации активности, от общения как со взрослыми, так и со сверстниками. В ответ на это социальное окружение также дистанцируется от молодого человека, что углубляет депрессию и усиливает представление о своей недостойности.

Алексею П. 17 лет. Он единственный ребенок в семье и живет с родителями. Алексей уже год не учится и не работает. Почти все свое время он проводит дома, слушая «тяжелый рок». Раньше он много читал, но давно перестал. У него нет друзей, и он почти не общается с родителями. Однако он часто просит их купить ему более новый магнитофон, более модную одежду и т.д. (Родители недоумевают по поводу покупки одежды — зачем она ему нужна, если он никуда не собирается). Родители затрудняются точно определить момент, когда возникло его беспокойство. По их словам, он «всегда был плохим учеником, но хорошим и послушным мальчиком». В подростковом возрасте он начал прогуливать школу, что привело к первым действительно серьезным семейным конфликтам. Сначала родители боялись, что он попал в «плохую компанию», но вскоре поняли, что он не был ни «плохим», ни хорошим (хотя у него было несколько друзей). Алексея грозились отчислить за прогулы, но год назад он, не дожидаясь отчисления, сам прекратил учебу.

Во время психологического обследования у Алексея были обнаружены тяжелые депрессивные тенденции. Молодой человек считает, что жизнь бессмысленна и не имеет планов на будущее. Он очень эгоцентричен, не способен изменить свою точку зрения и понять ситуацию других людей (особенно собственных родителей). Его самооценка низкая. Алексей очень невысокого мнения о своих перспективах.

Тотальный рефлюкс — один из самых серьезных психологических синдромов подросткового и юношеского возраста. Он характеризуется не только застоем в развитии, но и утратой прежних достижений (отсюда и название). Это видно из приведенного примера: если раньше Алексей проявлял большой интерес к чтению, то теперь этот интерес утрачен; утрачены и контакты со сверстниками.

Тотальный регресс — это невротический и психопатический психологический синдром, невротический эффект которого еще более выражен, чем у хронической неуспешности. Часто он развивается на фоне уже имеющегося невроза. Отступление в болезнь, которое иногда приводит к уменьшению основного психологического синдрома при хронической недостаточности, не имеет аналогичной функции при тотальном регрессе. Скорее, это может привести к ухудшению состояния и дальнейшему ограничению активности подростка. Этот синдром также связан с серьезными нарушениями в развитии личности.

Рекомендации родителям при хронической неуспешности у ребенка

Самое главное, что должны сделать взрослые при таком «диагнозе», — это дать ребенку почувствовать, что он может внести свой вклад. Для этого они должны руководствоваться несколькими простыми правилами при оценке его работы. Самое главное — никогда не сравнивать его довольно посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, примерами взрослых, достижениями более успешных сверстников). Ребенка нужно сравнивать только с самим собой и хвалить только за одно и только за одно: улучшение собственных результатов. Если во вчерашнем тесте он правильно понял только один пример из десяти, а в сегодняшнем — два, то это должно рассматриваться как настоящий успех, который взрослые должны оценить без снисхождения и иронии. Если сегодняшняя оценка ниже вчерашней, достаточно выразить твердую уверенность в том, что завтра оценка будет выше.

Важно найти ту область, в которой ребенок может достичь и реализовать себя. Эта область должна высоко цениться в его глазах. В какой бы области он ни преуспел: в спорте, в домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании — это должно быть предметом живого и пристального интереса родителей. Ребенка никогда не следует упрекать за неудачи в учебе. Наоборот, следует подчеркнуть, что если он научится хорошо делать что-то одно, то постепенно научится и всему остальному.

Иногда у взрослых складывается впечатление, что ребенок ни на что не способен. Однако в действительности это почти никогда не так. Может быть, он хорошо бегает? Тогда ему стоит записаться в спортивный клуб (вместо того, чтобы говорить, что у него нет на это времени, потому что он не может вовремя сделать домашнее задание). Он умеет обращаться с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в кружок по изготовлению моделей. Хронически неуспевающего ребенка нужно не только больше хвалить и меньше ругать (что очевидно), но и хвалить, когда он что-то делает (а не когда он пассивно сидит, не мешая другим).

Родителям и учителям необходимо излечиться от нетерпения: Ждать академических успехов придется долго, потому что снижение тревожности не может произойти за неделю. И тогда «хвост» накопленных пробелов в знаниях будет еще долго тянуться. Школа должна оставаться местом мягкой оценки в течение очень длительного периода времени, что снижает тревожность (и что само по себе улучшает результаты). Будьте готовы к тому, что школьная работа останется вне сферы детской самооценки, поэтому болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. Прежде всего, необходимо снизить ценность школьных оценок (но не знаний!). В особо тяжелых случаях необходимо обесценить ряд других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза на невыполненное домашнее задание). Благодаря этим мерам школьный стресс постепенно снижается, и по мере того, как ребенок продолжает работать на уроках, накапливаются определенные достижения.

Важно, чтобы родители не беспокоились об академической неуспеваемости своего ребенка. Важно, чтобы родители искренне интересовались школьной жизнью своего ребенка, но чтобы их внимание было направлено на взаимоотношения в классе, подготовку к праздникам, классные задания, поездки и экскурсии, но не на область неудач — оценки. Область, в которой ребенок добивается успеха, держится на высоте и вновь обретает утраченную уверенность в себе, должна подчеркиваться как чрезвычайно важная, высоко ценимая и представляющая большой интерес для ребенка. Такой пересмотр традиционных школьных ценностей помогает предотвратить самое серьезное последствие хронической неуспеваемости — резко негативное отношение ребенка к учебе, которое может превратить хронически неуспевающего ребенка в абсолютного хулигана в подростковом возрасте. Другим распространенным последствием хронической неуспеваемости является полный регресс, который приводит к глубокой пассивности и безразличию. В целом, чем больше родители и учителя вмешиваются в школьную жизнь, тем хуже для академических успехов ребенка.

Рекомендации родителям при тотальном регрессе у ребенка

С этим психологическим синдромом мало что можно сделать «домашними средствами». Очень желательно, чтобы вы направили своего ребенка на психотерапию. В большинстве случаев этот синдром нарушает семейные отношения настолько, что требуется семейная психотерапия. Если у ребенка наблюдаются тяжелые депрессивные симптомы, необходима консультация психиатра.

В любом случае, родителей следует поощрять быть как можно более терпимыми и сострадательными и понимать, что их состояние не является психологически (и, возможно, медицински) нормальным.

Потеря интереса к учебе — это проблема, но не трагедия

Как родители должны относиться к этому? Спокойно и невозмутимо. В конце концов, в этом нет ничего страшного. У ребенка нет страшной болезни, у него нет судимости, он не является жертвой преступников. Изменение отношения к учебе не является чем-то необычным и вполне объяснимым. Вам нужно понять причины этого и воспринимать это как задачу, которую можно решить. В то же время будьте готовы к тому, что такие задачи не могут быть решены быстро. Вашему ребенку нужно дать время, чтобы он с вашей помощью справился с изменением приоритетов.

Далее вам нужно четко определить: Какова ваша конечная цель? Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вновь обрел интерес к учебе, или вы хотите, чтобы он получал отличные оценки по всем предметам (это довольно частое желание наших учеников)?

На мой взгляд, главная задача родителей в начальной школе — сформировать у ребенка отношение к учебе как к осмысленной, полезной работе, работе, которую нужно делать хорошо, даже если она не всегда интересна. Ценность честного, добросовестного труда не должна подвергаться сомнению. Иногда, казалось бы, правильные родительские заявления, такие как «Мне все равно, какие оценки ты получаешь!», могут заставить ребенка почувствовать, что качество его работы не имеет значения. Когда это произойдет, исправить ситуацию будет сложно.

Прекрасно, когда учебная работа сопровождается интересом к предмету — но так бывает не всегда, ребенок всегда интересуется собой. Это замечательно. Давайте использовать этот инструмент. Учеба — это тоже самоанализ. И вы можете обсудить этот вопрос со своим ребенком: Как ты? Каковы твои наклонности и ограничения? Твои дары и способность к саморазвитию? Любопытен ли ты? Продолжайте. Школа дает вам возможность увидеть, почувствовать и признать собственные способности и предпочтения.

| Читайте также:

Почему пропадает интерес к учебе?

Определившись с целью, давайте поговорим о том, почему молодые люди менее мотивированы к учебе. Когда мы знаем эти причины, мы можем понять, что именно происходит с нашим ребенком и как мы должны ему помочь.

Кстати, нельзя сказать, что интерес к учебе пропадает в ста процентах случаев. Такая тенденция есть, но она не является неизбежной.

И иногда мы попадаем в словесную ловушку: не то чтобы интерес к учебе пропадал при переходе из начальной школы в среднюю. Скорее, в начале полового созревания у ребенка появляется много новых интересов. Согласитесь, это разные ситуации: отсутствие интереса или разнообразие интересов. Настоящая проблема заключается в том, что при таком разнообразии интересов у ребенка еще нет внутренних ресурсов и навыков, чтобы правильно распоряжаться временем и правильно расставлять приоритеты. Мы видим, что ребенок успокоился, но последовательность событий такова: Он не может уделять столько же внимания учебе, как раньше, поэтому становится менее успешным, а затем неизбежно падает интерес к занятиям, в которых он не силен.

Другая причина, возможно, не менее важная, — это изменение формы преподавания, изменение способа подачи материала. Раньше, в начальной школе, был один учитель, ребенок привыкал к его голосу, к тому, как он объясняет. Но потом начинается средняя школа, и у каждого предмета свой учитель со своими особенностями и требованиями. И если переход от старшей школы к начальной не продуман, ученику невероятно трудно перенастраивать свою систему понимания на каждом уроке. Что происходит в результате? За психологическим стрессом от неудачи (особенно когда эта неудача становится «видимой» для ученика) следует негативное отношение к учению, своего рода защита, когда причины собственной неудачи интерпретируются как «плохой учитель», «скучные уроки», «это никогда не пригодится мне в жизни».

Более того — и это, пожалуй, типично для нашего времени — ребенка в начальной школе часто не учат спокойно воспринимать трудности в обучении и преодолевать их путем рефлексивной работы. Умный ребенок учится легко (если иногда поверхностно), усваивает многие вещи без усилий, его часто хвалят и постоянно поощряют, и у него возникает опасная иллюзия, что так будет всегда. Но так будет не всегда. В средней школе учебная программа становится сложнее, требования к учителям строже и разнообразнее. Неудачи неизбежны. Если у ребенка вырабатывается привычка делать все без особых усилий, он может нервничать перед лицом физических трудностей, замкнуться в себе, и негативные эмоции проецируются на школьный предмет.

Кстати, это очень заметно, когда ребенок, ранее находившийся на домашнем обучении, переходит в пятый или шестой класс. Он может быть умным и способным, иметь хорошие оценки и хороших, заботливых и понимающих родителей. Но затем он переходит в среднюю школу и полностью теряется. Он привык получать информацию с голоса матери или отца, а тут вдруг много учителей, у каждого свой голос, своя интонация. В результате ребенок заторможен и просто перестает делать то, что у него не получилось с первого раза.

Тактика и стратегия преодоления

Определив потерю интереса к учебе как проблему, инициативные родители, как правило, начинают действовать. И иногда эта деятельность не приводит к положительным результатам.

Самое печальное, когда обсуждение школьных проблем сводится к ругани, наказаниям и бесконечным спорам — тогда это становится невыносимым для всех, и родителей, и детей. Это полный тупик, который только усугубляет негативное отношение ребенка к школе.

2 Следующий пример, упомянутый ранее в нашей дискуссии. Родители говорят ребенку, что их не интересует его образование и что они его любят. Такая позиция очень популярна и на первый взгляд очень человечна. На самом деле это путаница в понятиях. Конечно, родители должны по-прежнему любить своего ребенка и не скрывать от него свою любовь. Но когда они говорят, что им все равно, как он учится, они демонстрируют безразличие к его жизни. Ребенку не безразличны его успехи и неудачи в школе. Это важная часть его жизни. Если вы говорите ребенку, что это не так уж важно, вы даете ему такое же отношение. Стоит ли удивляться, что ребенок перестает работать?

На самом деле нет никакого противоречия в том, чтобы любить своего ребенка и принимать его безоговорочно — и требовать, чтобы он усердно и ответственно работал в школе. Просто потому, что ответственность и трудолюбие — это основные моральные принципы, которые глубоко укоренены в нормальной семье. Ребенок должен чувствовать, что его любят безоговорочно, но он также должен понимать, что от него ждут хорошей работы, насколько это вообще возможно. Даже удовлетворительная оценка должна быть честной и заслуженной.

3. возможно, самая распространенная политика — нанять репетитора по всем предметам, когда ребенок испытывает трудности. В результате ребенок плохо учится с учителем, учитель просто помогает ему с домашним заданием (иногда просто решает все за него). Но такой ребенок смотрит на свою учебу свысока: У меня есть репетитор, я теперь подкован в науке/русском/математике, я ничего не могу сделать в классе! Вместо того чтобы научить ребенка стоять на ногах, мы даем ему костыли. И ситуация становится еще более сложной.

Конечно, бывают случаи, когда без учителя не обойтись. Если ребенок искренне интересуется каким-то предметом и ему нужен уровень выше, чем предусмотрено учебной программой, то для углубленного изучения предмета может потребоваться дополнительная педагогическая поддержка. Другая ситуация — ученик отстает от учебной программы в силу различных обстоятельств и нуждается в специальной помощи, чтобы ликвидировать этот пробел. Однако преподавание не должно заменять работу ученика в классе и дома.

| Подробнее о преимуществах и недостатках репетиторства читайте в этой статье:

4. Очень распространенной реакцией на трудности в обучении является жалоба в школу. Если ребенок потерял интерес к урокам, это значит, что вы плохо преподаете. Вы не знаете, как его увлечь!

Да, такое бывает. Бывает, что учителю не хватает профессиональных навыков, что он не справляется в классе, что у него не сложились отношения с детьми. Но чаще причина кроется не в учителе, а в том, что происходит с ребенком. Учитель не может и не должен быть артистом, не должен постоянно занимать/развлекать детей. И невозможно увлечь весь класс, потому что дети разные, у них разные интересы, и то, что работает для одного, не работает для другого. Есть простой способ определить, в чем проблема — в учителе или нет. Если примерно половина класса имеет хорошие или отличные оценки, значит, с учителем все в порядке. Ваш ребенок также может быть частью этой половины, если он или она будет работать со школой, а не становиться обвинителем.

Оцените статью
womansinfo.ru