Если вы хотите подробно проследить взаимоотношения между плебеями и патрициями и узнать, чем они закончились, рекомендую прочитать книгу «Как развивалась борьба между плебеями и патрициями в Древнем Риме».
Кто такие патриции плебеи Древнего Рима представители двух классов
Деление на социальные классы влияло на жизнь людей в древних государствах. Особенно ярко это проявилось в древнеримском обществе, которое исторически было иерархическим. Жители Древнего Рима делились на классы в зависимости от их богатства и происхождения. Некоторые люди принадлежали к классам с законными правами, но были и рабы, которые не могли предъявлять претензий. Кто были патриции и плебеи, к какому классу они принадлежали и как складывались их отношения?
Мы можем понять, кем были патриции и плебеи, углубившись в историю и выяснив, откуда взялись названия этих классов. Патриции и плебеи были двумя разными классами, классификация которых зависела от их происхождения.
Первоначально все потомки основателей Рима были патрициями. Они составляли самую большую часть римского народа и принадлежали к родовой общине. Патриции считались высшим сословием, поэтому им давали плодородные земли и рабов для сражений. Им разрешалось жить в роскошных домах и они имели право быть избранными в сенат, главный орган управления Рима. Патриции были правящим классом, состоявшим из представителей аристократии. Они оставались на этом высоком посту более двухсот лет. Постепенно вместе с плебеями они образовали аристократию, то есть правящий класс рабовладельцев.
В отличие от патрициев, плебеи были людьми, которые стали римлянами после завоевания территорий своих городов-государств. Плебеи составляли большую часть населения Древнего Рима. Они участвовали во внутренних войнах и вторжениях, выступая на стороне Римской империи, но ничего не получая взамен. Плебеи оставались народом, который должен был заниматься торговлей, коммерцией и войной. Однако после поражения последнего римского царя плебеи объединились и покинули государство. Тем самым они лишили защиты и Рим, и патрициев. Чтобы сохранить мир в стране, патриции были вынуждены пойти на уступки. Так, плебеям было разрешено избирать трибуна, то есть государственного деятеля. Трибун мог обходить сенат, уравновешивать права плебеев, а также разрешать браки между патрициями и плебеями.
Происхождение патриций и плебеев
Патриции были потомками знатных семей Древнего Рима. Они составляли высший социальный класс и обладали привилегиями по отношению к плебеям. Все богатства, включая деньги, землю, должности и командование армиями и судами, передавались по наследству, что давало неоспоримые права на богатство и власть. Патриции явно превосходили плебеев, которые считались людьми «второго сорта». Они не считались коренными римлянами, не имели родословной и не принадлежали ни к одному из аристократических классов. Плебеи происходили из разных областей, завоеванных римлянами, и принадлежали к разным этническим группам. Плебеи считались простыми людьми, которым многое было запрещено. Однако их заставляли сражаться в битвах и заниматься ремеслами. Через некоторое время патриции и богатые члены плебейского общества основали аристократию. Слияние этих двух классов привело к принятию закона о равных народных собраниях для патрициев и плебеев. После этого очевидные ранее различия между классами были упразднены.
Кто такие патриции и плебеи в современном понимании, очень легко истолковать. Патриции — это коренные жители Древнего Рима, исторически населявшие его территории. Они составляли так называемую патрицианскую общину. Плебеи были подчиненными членами различных этнических групп, жителями Рима без гражданских прав. В отличие от плебеев, патриции обладали политическими, экономическими и социальными правами, которые позволяли им жить полноценной жизнью.
Первоначально все завоеванные народы образовывали племена на основе родственных связей, в основе которых лежала этническая принадлежность (этруски, латины и сабины). Позже, по мере роста населения Рима, люди перестали объединяться в племена. Это означало, что члены этих династий не относились к старейшим, поэтому им было запрещено пользоваться землей и участвовать в общественной деятельности.
Чем патриции отличались от плебеев
Основное различие между патрициями и плебеями заключается в их происхождении. Патриции были гражданами Древнего Рима, которые вели свою родословную от первых сенаторов. Согласно легенде Плутарха, Ромул, основатель Рима, выбрал сто граждан, отличавшихся умом, мудростью и добротой, и назначил их своими советниками. Совет назывался сенатом, а сами сенаторы — патрициями, то есть отцами народа. Таким образом Ромул подчеркивал, что патриции должны думать и заботиться об уровне жизни жителей Рима.
Плебеи не были полноправными гражданами, как патриции. Битва за гору Афон все изменила. После победы и решения плебеев покинуть Рим, патриции изменили права плебеев и ввели должности трибунов и их помощников, аббатов.
В этом заключается главное различие между этими классами.
Плебей — это. (значение слова)
Плебей в современном понимании — это человек из низшего класса, без интеллекта, культуры и вкуса. В русском языке есть эквивалент этого латинского слова — крестьянин.
От этого слова пахнет древностью, крепостным правом и девственницами, но плебс для нас тоже не новое слово.
На заре буржуазного общества человечество обожало деление на касты (что это такое?), иерархии и любое разделение на «наших и не наших». В этом отношении, кстати, мало что изменилось.
Эта любовь лишь слегка припудрена оттенком культуры из серии «Все профессии нужны, все профессии важны, но что ты хочешь, Вася, как сторож. «.
Патриции
Древние римляне тоже делились на касты. Именно Ромул, основатель Рима, положил начало противостоянию простого народа и аристократии.
Он разметил плугом участок и сказал: «Здесь будет основан город», и начал строить. Те, кому разрешили войти на участок, стали римскими гражданами, среди которых Ромул позже выбрал 100 выдающихся старейшин в качестве отцов и назначил их сенаторами.
Этим отцам — отцам-сенаторам — было позволено править Римом, и они стали новой римской аристократией. Их потомки назывались патрициями.
С юных лет они посещали сенат, знали законы, а повзрослев, становились государственными деятелями с правом голоса и правом принятия решений.
Римские патриции были кастой, которая считала своими обычными обязанностями только отправление правосудия, законодательство, военное планирование и служение богам, которых в Риме было много.
Плебс
По мере роста Рима люди стекались в новый город, но никому не позволялось быть патрицием, так как отцы этих новоприбывших не были избранными, мудрыми сенаторами Ромула.
Население, прибывавшее в Рим, занималось сельским хозяйством, ремеслами и торговлей — кто-то должен был одевать и обувать патрициев, которые витали в мыслях о великой империи.
Этот средний класс назывался плебс — толпа, масса людей. Представитель этой толпы — соответственно, плебей, плебейка.
А дальше все было в целом одинаково. Плебеи много работали, платили налоги, шли на войну, когда им приказывали, но у них не было никаких гражданских прав.
Законы, принятые патрициями, не были известны плебеям, и если у них возникали проблемы, они могли отправить их в рабство, и тогда они теряли свои экономические права, работая на своего хозяина за еду. Даже самый патриций не мог стать рабом.
Борьба за свои права
Не все плебеи были бедными и оборванными; некоторые были очень хорошо организованы. Эти «новые римляне» были не очень довольны ситуацией; в какой-то момент они просто заявили, что больше не хотят бороться за власть, которая не дает им положения.
В результате различных потрясений в сенате появились трибуны, которые знали законы, представляли интересы простого народа и даже имели право накладывать вето на законы, невыгодные плебеям.
В 451-450 годах до н.э. народу наконец-то сообщили 12 основных законов, которые были вывешены на бронзовых табличках для всеобщего ознакомления. Они регулировали семейные, уголовные и экономические вопросы и были одинаковы для всех каст, кроме рабов.
Плебей — это еще и неоднозначное оскорбление
Называться плебеем в XXI веке — это оскорбление, особенно в странах бывшего социалистического лагеря, где родовая аристократия и дворянство практически исчезли.
Конечно, если бы подобное сказала Мария Владимировна Романова, глава российского императорского дома, это было бы лишь замечанием, исходящим от прямого потомка русских царей. Но это было бы не так, потому что она была хорошо воспитана.
Сегодняшний плебс — это те же люди, что и 2 500 лет назад.
Да, они массово потребляют хлеб и зрелища, у них не очень высокий уровень общего образования и грамотности, но плебс — это те, на ком держится экономика страны, это рабочий класс, бизнесмены, клерки, крестьяне. Почти все мы такие, если только не происходим из старинной дворянской семьи.
И наконец, стихотворение Генриха Гейне в переводе В. Левика.
Мое лицо! Отныне я плебей! Мне не нужен золотой бастард, в масках клише, Я не хочу, чтоб меня причисляли к родне. Мне нужны простые манеры, простые слова, Там, где слышна жизнь, я ищу их, отбросив гламур гостиной, Остроумие и балаган, столь модные с пышностью.
Автор статьи: Елена Румянцева
Елена Румянтова, Елена Румянтова, Елена Румянтова, Елена Румянтова, Елена Румянтова. До скорой встречи на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru.
Эта статья относится к модулям:
Комментарии и отзывы (5)
Очень интересно, спасибо.
P.S. Я узнала, кто они и что я.
Часто так называют людей с низким доходом, а вкус и культура и интеллект в этом случае полностью игнорируются.
Кроме того, такие уничижительные выражения обычно употребляют люди, которые сами не очень умны. С древних времен мало что изменилось, сегодня те же плебеи и патриции, только на фоне технического прогресса.
Когда-то у меня была игра, тогда еще на CD, называлась она что-то вроде Civilisation. Там был римский город, который строился и развивался. Низшие классы жили в трущобах, но вся экономика города была основана на них, и нужно было создать более или менее сносные условия для их существования.
Так и в жизни, экономика держится на плебсе. Им создают более-менее сносные условия жизни, но не более, чтобы они не уезжали из страны 🙂 .
При СССР даже потомки дворян становились простолюдинами, а сейчас появилась новая элита, у них нет титулов, но у них много денег, и эта новая элита даже не считает нас плебеями, просто пыль на ногах.
Я не вижу причин стыдиться этого, плебс — это люди, и таких людей большинство, не все же аристократы.
Ваш комментарий или замечания.
Профессии
Профессии плебеев в корне отличались от профессий патрициев. Первые считали достойными профессиями только политику, ведение войны и обработку земли (которой, конечно, занимались клиенты и рабы).
Плебеи обычно владели небольшими участками земли, на которых выращивали собственные культуры или занимались торговлей и ремеслами. Торговля была очень хорошо развита в Древнем Риме, на улицах было большое количество лавок, предлагавших различные товары, большинство из которых также продавались:
- горшки, цветы;
- мебель, зеркала из бронзы;
- обувь и ремни;
- скульптуры, картины;
- ткани и косметику.
Любой человек, выходя из дома, мог купить лепешку или лепешки, предлагаемые многочисленными торговцами, которые бродили по всем улицам города со своими товарами.
Не следует думать, что все патриции были богатыми и рабами, а плебеи — нищими попрошайками. Нет, было большое количество зажиточных, богатых плебеев и такое же большое количество бедных патрициев. Главное различие между этими классами заключалось в том, что патриции держали власть в своих руках, а плебеи не имели права голоса.
Плебея, который был в долгу и не мог его вернуть, продавали в рабство. Многие заканчивали свою жизнь в таком жалком положении, пока не произошла первая в истории забастовка.
Это видео поможет вам понять иерархию в Древнем Риме.
Первая забастовка
Первая зарегистрированная забастовка в истории произошла в 495 году до нашей эры. Плебеи организовали ее в то время, когда Римской империи со всех сторон угрожали враги. Они просто отказались принимать участие в военных действиях.
В результате плебеи получили свои права, а для их защиты была создана новая должность — народные трибуны. Эти народные трибуны разрабатывали законопроекты в пользу плебеев и даже имели право накладывать вето на решения сената.
Сначала народных трибунов было двое, позже их число увеличилось до десяти. Плебеи начали составлять Двенадцать скрижалей закона, которые, конечно, несколько нарушали их права, но, тем не менее, были открыты для всеобщего ознакомления. Они были написаны на бронзовых табличках, которые вывешивались на видном месте, чтобы законы могли обсуждаться и приниматься к сведению наравне с патрициями, что исключало возможность произвола. В табличках также указывался процент, который могли взимать ростовщики; он не мог превышать 8,3% в год.
Вклад в историю
Слово «плебей» было презираемо обществом, поскольку со временем его значение было забыто, и ему придали характеристики низшего класса. Однако нельзя забывать о том вкладе, который эти люди внесли в историю Европы.
Среди плебеев всегда было много достойных представителей, некоторые из которых были скульпторами и художниками. Современные искусствоведы даже называют такое развитие «плебейским искусством». Многие летописцы имели плебейские корни, и благодаря их трудам мы имеем представление о жизни в Древнем Риме.
Самыми известными плебеями, принесшими миру много нового, являются такие великие люди:
- Леонардо Да Винчи — сын простой крестьянки и нотариуса.
- Христофор Колумб — дитя ткача.
Патриции и плебеи
Патриции и плебеи представляли собой два основных социальных класса в Древнем Риме. Первые происходили от основателей города, а вторые приобрели статус граждан Римской республики после завоевания своих государств или городов на Апеннинском полуострове.
Патриции
Термин происходит от латинского корня «pater», означающего отец. Первоначально римскими патрициями были все местные жители, принадлежавшие к племенной общине и составлявшие «римский народ». По мере роста города возникла патрицианская аристократия, владевшая землей. Их предки входили в царский сенат.
К концу шестого века до нашей эры патриции стали правящим классом Рима, который превратился в республику. Они имели особое право на пользование общественными землями. Они сохраняли этот статус более 200 лет, а в начале III века до н.э. слились с плебеями и образовали аристократию — правящий класс рабовладельцев.
Значение термина изменилось в раннеимперский период, то есть в первом веке нашей эры, когда появился новый класс патрициев, которые составили привилегированную часть сенаторского сословия. Одной из причин появления новых патрициев было исчезновение старых патрицианских семей. Их состояние пополнили те, кого император возвел в этот статус за собственные заслуги.
К патрицианским семьям относились, например.
В начале существования Римской республики только патриции могли занимать основные политические должности, включая диктатора, консула, верховного жреца и цензора.
Термин «патриций» также использовался в Средние века для обозначения представителей власти в некоторых европейских городах — имперских и вольных. Они были членами городского совета, могли избираться сенаторами и осуществляли судебную, административную и экономическую власть.
Плебеи
Термин «плебеи» происходит от латинского слова «plere», означающего «наполнять». Так в Древнем Риме называли людей, не имевших политических прав и тем самым отличавшихся от патрициев.
Первоначально представители завоеванных народов объединялись в племена, которые формировались по общим признакам и состояли из трех этнических групп:
В связи с увеличением притока населения в Рим, они перестали входить в состав племен, что означало, что их представители больше не входили в состав древних династий. Им запрещалось пользоваться землей, принадлежащей общинам, и участвовать в религиозных церемониях.
Основными занятиями плебеев в этот период (с VI по III век до н.э.) были ремесла и мелкая торговля. Некоторым из них удалось разбогатеть, но они все еще были ослаблены патрициями.
Постепенно плебеи стали требовать для себя больше прав. Сначала они получили возможность избираться в плебейские трибуны, которые имели право накладывать вето на решения патрицианского правителя. В середине пятого века до нашей эры плебеям удалось водрузить на центральной площади Рима 12 бронзовых табличек с законами. Собрания плебеев назывались «плебс». В двадцатом веке этот термин стал использоваться как одно из обозначений плебисцита.
В Средние века плебеи были городской беднотой.
Закон, запрещавший браки между плебеями и патрициями, просуществовал около года и был отменен в 445 году до нашей эры.
Патриции, плебеи и прочие клиенты
Плебеев обычно считали простыми людьми, противопоставляя их высшему классу — патрициям. Это не совсем верно.
В римском обществе было много социальных классов. На самом дне находились рабы, которые не имели никаких прав. Раб мог получить свободу разными способами, например, заработать деньги и быть купленным своим хозяином или быть освобожденным владельцем в обмен на услуги или другие блага.
На вершине общества находились патриции. Когда Ромул основал Рим, он начертил план города и поселил в нем первых римских граждан. О том, как это было сделано, вы можете прочитать в статье «Кто и когда основал Рим». Затем Ромул выбрал себе советников, которые были старше его по возрасту, отличались добрым нравом и пользовались всеобщим уважением. Первый римский «сенат» состоял из 100 членов. (Термин «сенатор» происходит от слова senex — старый, зрелый).
Первые сенаторы назывались «отцами», т.е. патрициями. Потомки патрициев назывались патрициями, сыновьями сенаторов. Детей патрициев с детства приучали к руководству государством. Так, древние летописцы пишут: «Одним из доказательств скромности и уважения к старшим считался обычай сопровождать юношей в сенат вместе с их родственниками, стоять у дверей и затем снова отправлять их домой. А император Август разрешил взрослым сыновьям сенаторов посещать курию сената, чтобы подготовить их к государственной службе.
Еще один интересный тип гражданина — это клиент. Взамен патрон был обязан обрабатывать землю патрона, защищать его во время войны, идти с ним на войну и избирать «вождя». Патроны представляли своих клиентов в суде. В то время только патриции знали закон и могли толковать его по своему усмотрению. Они также были теми, кто писал законы. Без патрона клиент не мог сказать ни слова в суде.
В этой иерархии плебс находился где-то между рабами и клиентами. У них не было защитников, им не на кого было положиться и некому было их защитить. Они сами не знали законов. Они не имели права выставлять свою кандидатуру на выборах, потому что патриции не подпускали их к власти. Плебеи облагались большими налогами и платили подати. Патриции были освобождены от этой обязанности. Плебеи были обязаны участвовать в войнах для защиты Рима. Но вся добыча делилась между патрициями.
Вначале плебеи были мелкими землевладельцами, которые работали на себя, иногда с одним или двумя рабами. Со временем плебеи стали заниматься торговлей и ремеслами.
Патрициям домусы и сапоги, плебеям — сандалии с многоэтажками
Патриции жили в таких домах.
Патриции и их клиенты жили в городе, который Ромул основал на холме.
Плебеи жили на огороженной территории у подножия холма.
Патриции жили в виллах с мраморными колоннами, бассейнами, стенами, украшенными фресками, полами с мозаичной плиткой и тонкими алебастровыми плитами в окнах.
А плебеи жили в «жилищах», напоминающих наши многоквартирные дома. Иногда они снимали комнаты над лавкой мясника или в других неудобных местах. Чтобы помыться, они набирали воду из колодцев или посещали общественные бани. На окнах были деревянные ставни.
Плебеи жили в высоких домах.
Дома плебеев строились из худших материалов и самым убогим способом. В результате они часто рушились или загорались, если хозяин не следил за огнем.
Император Цезарь Август учредил первую в истории пожарную команду для тушения таких пожаров.
Есть свидетельства того, что плебеи и рабы носили сандалии, а патриции — калиги и кальцеи (разновидность сапог и башмаков, на надевание которых иногда уходило до 10 минут). Император Калигула получил свое прозвище потому, что в детстве он бегал по лагерю своего отца в сапогах.
Мужская одежда патрициев и плебеев состояла из туники — рубашки длиной до колен, подвязанной поясом.
Поверх туники патриции носили тогу — большую круглую ткань диаметром около шести метров, которая закрывала тело до самых ступней. Носить тогу было трудно, поэтому приходилось прибегать к помощи рабов. Одежда взрослого гражданского человека была простой и желтоватой.
Рубашку носили и те, и другие, но тогу носили только патриции.
цвет натуральной шерстяной ткани.
Те, кто хотел баллотироваться на должность судьи, отбеливали свою одежду, вероятно, чтобы быть более заметными в толпе. Этот цвет назывался candido, отсюда и слово «кандидат». Те, кто уже занимал должность магистрата, носили тогу с пурпурными полосами.
Одеяния триумфаторов были пурпурными с золотой каймой.
Профессии патрициев и плебеев отличались как небо и земля.
Патриции знали только войну, политику и работу на ферме (конечно, они не обрабатывали свою землю, а брали на себя труд клиентов и рабов).
Плебеи либо работали на своих участках, либо занимались сельским хозяйством, торговлей или ремеслами. В Древнем Риме было много магазинов и лавок, где продавали керамику, мебель, бронзовые зеркала, обувь, ремни, ювелирные изделия, скульптуры, картины, текстиль, цветы, освежители воздуха и косметику. На улице прохожий мог купить сладость или пирожное, предлагаемые многочисленными торговцами, которые бродили по улицам со своими товарами. Или он мог зайти в магазин одежды и заказать платье у плебейского портного, а затем отправиться к сапожнику, чтобы купить сандалии или туфли.
Плебеи и рабы носили сандалии, патриции — сапоги.
Не следует думать, что все патриции были богатыми, а все плебеи — бедными: Было много обедневших патрициев и богатых плебеев. Главное отличие заключалось в том, что патриции занимались управлением государством, а плебеи не имели права голоса. А если плебей был в долгах и не мог вернуть долг, его продавали в рабство. Многие проводили остаток жизни в цепях, запертые в подземельях. И вот однажды это случилось.
Первая в мире забастовка
Плебеи пришли к соглашению в то время, когда Риму с трех сторон угрожали враги. Они просто отказались воевать. Тит Ливий пишет о том, как это произошло:
«Плебеи видели, что они борются за свободу и римскую власть за пределами Рима, в то время как внутри Рима их похищают и высмеивают их же сограждане, что свобода плебеев безопаснее в войне, чем в мире, и безопаснее на вражеской территории, чем в границах Рима. Всеобщее недовольство разгорелось при виде страданий одного человека. На Форум прибежал старик, испещренный шрамами и следами бесчисленных трудов. Его одежда была грязной, лицо — исхудалым и бледным, а полная борода и кудри делали его еще более грубым. Но, несмотря на его уродство, они узнали его; они сказали, что это голова центуриона, и из жалости к нему похвалили его военные подвиги. Он показал шрамы, полученные им в бою. Они спросили его, почему он так уныл, и когда вокруг него собралась большая толпа, он рассказал, что сражался в Сабинской войне, и его поле было уничтожено врагами, и не только его урожай пропал, но и дом сожжен, товары разграблены, а скот угнан, но все равно его обложили налогами, и он стал должником. Долг, увеличенный процентами, лишил его сначала полей отца и деда, затем остального имущества и, наконец, перешел, как заразная болезнь, в его собственную плоть: не только в рабство, куда привел его ростовщик, но и в рабство, в тюрьму. И он показал свою спину, изуродованную побоями. «
Это было в 495 году до н.э. С тех пор плебеи стали открыто выступать против таких порядков, а патриции, чтобы заставить их бороться, обещали улучшить их положение, но, как вы понимаете, их обманули. Тогда они удалились на Святую гору, которая находилась в нескольких милях от Рима, окружили свой лагерь валом, сделали оборонительный ров и сидели там, никого не трогая. Потребовалась хитрость, чтобы увести их оттуда.
Было решено послать к плебеям Менения Агриппу, посредника, — пишет Тит Ливий, — красноречивого человека, который понравился плебеям, потому что сам происходил из них. Когда его ввели в лагерь, он рассказал им притчу. В те времена, когда, как и сейчас, в человеке не было гармонии, а каждая конечность говорила и решала, как ей вздумается, другие конечности были раздражены, потому что все их усилия шли на пользу желудку, а желудок, спокойно сидящий посередине, ничего не делал и пользовался только тем, что получал от других. Тогда конечности сговорились так, что ни рука не могла поднести еду ко рту, ни рот принять дар, ни зубы пережевать его. Тогда в гневе они хотели унизить желудок голодом, но все они и все тело были совершенно измучены. Оказалось, что желудок не был безответственным и что они не только наедались, но и насыщались, ибо съеденная ими пища образовала кровь, а желудок раздал ее по своим жилам поровну всем частям тела. Поэтому, сравнив возмущение плебеев сенаторами с восстанием тела, он изменил настроение народа».
В результате «забастовки» плебеям удалось отстоять свои права против народных трибунов — новой должности в государственной иерархии. Народные трибуны отвечали за принятие законов, удовлетворяющих плебеев, и даже могли накладывать вето на решения сената. Народных трибунов стало два, а позже десять. По инициативе плебеев появились законы 12 табличек, которые, хотя и ущемляли некоторые их интересы, тем не менее, были открыты для всеобщего ознакомления, поскольку были выгравированы на бронзовых табличках и вывешены на видном месте, что давало плебеям возможность обсуждать их и знакомиться с ними наравне с патрициями, исключая тем самым любые злоупотребления с их стороны. Эти законы также устанавливали процентную ставку, которую ростовщики могли взимать за долги, — максимум 8,3% годовых.
Плебеи – кто это такие в Древнем Риме кратко
Термин «плебс» часто встречается в художественной литературе и истории. Он возник в Римской республике и иногда используется в связи со Средними веками.
Роль плебеев в истории Древнего Рима
Сам термин происходит от латинского слова «plere», означающего «наполнять». Дату появления плебеев разные историки датируют по-разному. Например, историк XIX века Джордж Нибур считал, что плебеи появились во время правления царя Анка Марция (между 640 и 616 годами до н.э.) и были иностранцами, поселившимися в Риме.
Класс большинства состоял из следующих этнических групп: латинов, сабиев и этрусков. Патриции отличались от плебеев тем, что представляли собой привилегированную часть общества и в документах именуются «римским народом».
Плебеи в царский период, т.е. до 509 г. до н.э., занимались в основном ремеслами и торговлей в Риме. Они также могли быть бедными безземельными людьми, но некоторым удавалось разбогатеть, что, однако, не давало им тех же прав, что и патрициям. Постепенно они получили право избирать плебейских трибунов, которые имели право наложить вето на решение патрицианского судьи.
В одной и той же римской семье могли быть как патрицианская, так и плебейская ветви. Около 445 года до н.э. была предпринята попытка ввести закон, запрещающий браки между патрициями и плебеями, но он просуществовал лишь короткий период — около года.
Рис. 2 Плебеи в Древнем Риме.
Плебеи в IV-III веках до н.э.
Римская республика часто вела войны со своими соседями по полуострову. Например, Вторая Самнитская война длилась с 326 по 304 год до н.э. Некоторые плебеи принимали в ней участие и сумели приобрести «благородство», т.е. «nobilitas».
Постепенно интересы плебеев и патрициев сближались, и к 287 году до н.э. они образовали доминирующий римский класс — нобилитет.
В нобилитет принимались только богатые плебеи из высшего класса. Богатые мещане составляли привилегированное сословие конников. Плебеи или плебейские женщины представляли более широкий социальный класс свободных ремесленников, мелких торговцев, крестьян и фермеров.
Рисунок 3: Римские плебеи.
Класс патриций
Слово «патриций» происходит от латинского «pater», что означает «отец» или «отцовский». Патриции были одними из коренных жителей Рима, они были частью родовой общины, а их предки жили с момента основания Рима. Они были высшим социальным классом.
Представители этого социального класса имели общее и неограниченное право владеть и распоряжаться государственными землями. Этот класс состоял из самых знатных римских семей. Первоначально их было 53, но к III веку до н.э. их число сократилось до 18.
Принадлежность к той или иной знатной семье определялась непосредственно при рождении человека. То есть, если оба родителя имели этот статус, ребенок автоматически наследовал его. Существовал и второй способ получить принадлежность к более высокому социальному классу. Он заключался в усыновлении ребенка. Если ребенок был усыновлен родителями из племени, он также считался членом этого класса.
Класс плебеев
Слово «плебей», латинское plere, означает «наполнять». В Древнем Риме плебеи были людьми, принадлежавшими к низшему социальному классу. Как правило, это были переселенцы из завоеванных областей Италии. Стоит отметить, что принадлежность к этой социальной группе не определялась материальным достатком. Среди плебеев было много состоятельных людей.
Первоначально плебеям и патрициям было запрещено жениться друг на друге. Вероятно, это было сделано для того, чтобы дети патрициев были чистокровными представителями того или иного племени.
Разница между двумя слоями
Первоначально между патрициями и плебеями существовала большая разница. Патриции были наделены определенными привилегиями, которых не было у плебеев. Разница между этими двумя социальными классами заключалась в следующем:
- Патриции регулярно занимали высшие должности в сфере управления государством. Они имели право осуществлять управление Римом через сенат.
- Высший социальный слой составляли исключительно богатые люди. В категории плебеев основная часть — бедняки и лишь отдельные личности имели приличное материальное благосостояние.
- Патриции обладали правом управлять общественными землями. Плебеи этой привилегией не наделялись.
В третьем веке до нашей эры два разных социальных класса слились в один. Дело в том, что среди плебеев становилось все больше и больше состоятельных людей. Они были материально обеспечены, пользовались поддержкой масс и больше не хотели мириться со своим подчиненным положением. Борьба за социальное равенство в Древнем Риме продолжалась более 200 лет. Но в конце концов плебеи одержали победу. После объединения они получили те же права, что и члены высшего общества. Сначала это было только документально, так как общество еще не воспринимало плебеев как равных. Со временем между представителями двух социальных классов стали заключаться браки, появились смешанные браки, и таким образом было достигнуто не только юридическое, но и фактическое равенство.
Если сравнить Древний Рим с современными государствами, то можно обнаружить, что деление на социальные классы существует до сих пор. Так, существует условное деление людей на три социальные группы: Нижний класс, Средний класс и Верхний класс.
Разница лишь в том, что в современном обществе социальное деление определяется именно материальным достатком.
В Древнем Риме существовало два социальных класса — патриции и плебеи. Первые были наделены правом управлять государством, а вторые не имели такого права, так как предполагалось, что они происходили с завоеванных территорий в Италии и не принадлежали к старым римским знатным родам.