Но мало кто знает, что чувствовали выжившие пассажиры «Титаника» после трагедии. Приземлились ли они в Нью-Йорке, полные жажды жизни и желания сделать что-то значимое? Или они провели остаток своих дней с чувством вины? Воспользовались ли они своим опытом или постарались забыть его?
История создания «Титаника»
Пароход «Титаник», имевший восемь палуб, строился в течение трех лет на верфи Harland & Wolfe в Белфасте. Он совершил свое первое плавание 31 мая 1911 года. «Титаник» был вторым кораблем класса «Олимпик», но некоторые недостатки конструкции были устранены, что делало его отличным от своего брата-близнеца.
Проектом занимался ирландский судостроитель Томас Эндрюс. Строительство «Титаника» обошлось в 3 миллиона фунтов стерлингов, что в то время было эквивалентно 7,5 миллионам долларов. Судно принадлежало британской судоходной компании White Star Line. Когда «Титаник» был спущен на воду, он был самым большим кораблем в мире.
Размер «Титаника»
Длина судна составляла 260 метров, ширина — 28 метров, а расстояние от ватерлинии до палубы — 19 метров. Его водоизмещение составляло 52 000 тонн, 16 водонепроницаемых отсеков и двойное дно. Его максимальная скорость составляла 23 узла.
Пресса сравнила корабль с тремя блоками домов и оценила его высоту как высоту 11-этажного здания. Корабль мог вместить около трех тысяч пассажиров, включая экипаж из 885 человек.
Устройство «Титаника»
Инвестиции были разделены на три категории. Пассажиры первого класса имели доступ к бассейну, тренажерному залу, сауне, корту для сквоша, электрическому оборудованию (предшественнику солярия) и секции для домашних животных. В них также был ресторан, дорогие и элегантно обставленные столовые и комнаты для курения.
Обслуживание в третьем классе также было довольно хорошим по сравнению с другими трансатлантическими пароходами того времени. Каюты были светлыми и удобными, чистыми и теплыми. В столовой подавали хорошее питание, но выбор был невелик, и там были прогулочные палубы. Пассажиры третьего класса не могли войти в зону, где находились пассажиры первого класса.
Маршрут «Титаника»
Маршрут «Титаника» был довольно сложным. Корабль стартовал из Саутгемптона (Великобритания) и проследовал в Нью-Йорк (США) с остановками в Шербуре (Франция) и Квинстауне (Ирландия). Титаник» отправился в свое первое и последнее плавание в полдень 10 апреля 1912 года. Корабль потерпел крушение в более чем 600 км к юго-востоку от канадского острова Ньюфаундленд.
Пассажиры и груз корабля
На корабле находилась довольно пестрая команда — от нищих иммигрантов из Италии, Швеции и Ирландии, плывших в поисках лучшей жизни в Новом Свете, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм, которые погибли во время кораблекрушения.
Всего на борту судна с золотом и драгоценностями находилось около 10 богатейших людей Европы и США.
На пятый день плавания, 14 апреля 1912 года, несколько судов сообщили о появлении айсбергов вблизи маршрута судна. Однако, поскольку радио работало большую часть дня, они не были замечены радистами. Вечером температура резко упала, достигнув нуля градусов по Цельсию в 22:00.
Хронология событий
Столкновение с айсбергом
В 23:00 Californian отправил сообщение об айсбергах, но телеграфист отключился раньше времени и не получил его; он был занят отправкой личных сообщений пассажирам.
В 11:39 вечера два инспектора увидели айсберг у борта судна и сообщили об этом на мостик по телефону. Офицер Уильям Мердок отдал приказ: «Сильно к левому борту». Но было уже слишком поздно.
В 23:40 «Титаник» столкнулся с айсбергом в подводной части корабля. Шесть из 16 водонепроницаемых отсеков судна были повреждены.
00:00. 15 апреля. После полного осмотра корабля конструктор Томас Эндрюс поднялся на мостик и сообщил, что корабль обречен. Корабль уже достиг значительного наклона носовой части. Капитан приказал пассажирам собраться и подготовить спасательные шлюпки к эвакуации. Был подан сигнал бедствия.
Крушение Титаника
00:25. Сигнал был получен с британского корабля «Карпатия». Расстояние до него составляло 58 морских миль или 93 километра. Корабль изменил курс и отправился на помощь «Титанику». Чтобы достичь максимальной скорости «Карпатии», Ронстон приказал отключить все приборы и отопление корабля.
01:30. Капитан «Титаника» приказал эвакуировать женщин с детьми первыми, а мужчин — последними, но офицер правого борта Мердок также разрешил мужчинам подняться на борт, если перед ними не было пассажиров с детьми.
02:15. Корабль внезапно сильно задрал нос и накренился вперед, сильная волна ударила в палубу и смахнула некоторых пассажиров за борт.
02:20. В течение пяти минут корабль погружался и тонул.
04:00. Карпатия достигает места крушения. На борту находились 712 пассажиров и членов экипажа. Им удалось выжить.
Фото: © Global Look Press/imago stock&people via www.imago/www.imago-images.de
По разным данным, в результате катастрофы погибло от 1 400 до 1 517 человек. По официальным данным, 60% пассажиров первого класса, 44% пассажиров второго класса и 25% пассажиров третьего класса спаслись.
Погибшие и выжившие на «Титанике»
На сегодняшний день не осталось в живых ни одного свидетеля катастрофы. Последняя выжившая, Миллвина Дин, которой на тот момент было всего девять недель, умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет. Ее прах был развеян в море с причала в гавани Саутгемптона. Именно здесь в 1912 году началось уникальное плавание «Титаника».
Чтобы узнать, сколько человек было на борту «Титаника», сначала нужно определить количество пассажиров.
История строительства
В конце весны 1911 года «Титаник» был наконец спущен на воду. Но это не означает, что строительство было завершено. Также была произведена установка оборудования в машинном отделении и отделка.
В феврале 1912 года корабль был достроен и в апреле введен в эксплуатацию.
На момент постройки «Титаник» был самым большим кораблем из когда-либо построенных. Его длина составляла 259,8 метра, высота 18,4 метра, ширина более 28 метров, глубина 10,54 метра, водоизмещение 52 310 тонн, вес 46 330 тонн, мощность и скорость 55 000 лошадиных сил. Развиваемая скорость в 24 узла достигалась за счет трех гребных винтов, двух четырехцилиндровых двигателей и паровой турбины. Такой размер и наличие пятнадцати переборок создавали иллюзию непотопляемости.
Теперь давайте узнаем, сколько человек одновременно мог вместить «Титаник». Согласно техническим условиям, на судне могут разместиться 2 556 пассажиров и 908 членов экипажа. В общей сложности 3 464 человека. В то же время на «Титанике» было только 20 спасательных шлюпок, в которых могли разместиться 1 178 пассажиров. Это произошло потому, что изначально предполагалось, что в случае крупной катастрофы менее половины людей, находящихся на борту океанского лайнера, смогут спастись. Но, вероятно, никто даже не задумывался о том, что такая катастрофа может произойти на «непотопляемом корабле».
Технические характеристики «Титаника»
Но, конечно, потенциал корабля все равно не дает точного ответа на вопрос, сколько людей было на «Титанике» в момент катастрофы. Об этом мы поговорим ниже.
Титаник» совершил свой первый и, как оказалось, последний рейс через Атлантику, направляясь по маршруту Саутгемптон (Великобритания) — Нью-Йорк (США). Отправление было назначено на 10 апреля 1912 года.
Капитаном стал Эдвард Джон Смит, один из самых опытных моряков того времени. Он имел двадцатипятилетний опыт руководящей работы.
Отплытие
После погрузки пассажиров в полдень назначенного дня «Титаник» отправился в свое последнее плавание.
Большинство пассажиров, находившихся на верхней палубе, сначала не почувствовали угрозы. Стюарды, разносившие напитки в ресторане, заметили только легкое постукивание ложек и вилок по столам. Некоторые из пассажиров почувствовали легкий толчок и треск, но он быстро исчез. Некоторые думали, что лопасть винта просто упала с лодки.
На нижних палубах первые эффекты были более заметны: пассажиры слышали здесь неприятный скрип и грохот.
Дальнейшая хронология трагедии
Ровно в полночь на мостик поднялся Томас Эндрюс, человек, спроектировавший «Титаник». Он должен был оценить характер и серьезность ущерба. Сообщив о случившемся и осмотрев корабль, Эндрюс сказал всем присутствующим, что «Титаник» непременно затонет.
Томас Эндрюс — конструктор «Титаника
В 00:25 «Карпатия» получила известие о трагедии «Титаника», но почти все были далеко от «Титаника». Они находились в 93 километрах от места крушения. Немедленно капитан «Карпатии» Артур Рострон направил свое судно в этот район. «Карпатия», спеша на помощь людям, развила скорость 17,5 узлов, что стало для нее рекордом. Чтобы это стало возможным, все электрооборудование и отопление на борту были отключены.
Другой корабль находился даже ближе к «Титанику», чем «Карпатия», на расстоянии всего 10 морских миль (эквивалентно 18,5 км). Теоретически, это могло бы помочь. Речь идет о корабле Californian. «Калифорниан» был окружен льдами, поэтому капитан решил остановить судно — оно должно было отчалить только на следующее утро.
В 11.30 вечера радист «Титаника» Филлипс и радист «Калифорниана» Эванс разговаривали друг с другом. В конце разговора Филлипс грубо попросил Эванса не блокировать радиоволны, так как он передавал сигнал на мыс Рейс (мыс Ньюфаундленд). Затем Эванс просто выключил электричество в радиорубке и лег спать. Через десять минут «Титаник» столкнулся с айсбергом. Вскоре после этого «Титаник» подал первый сигнал бедствия, но «Калифорниан» уже не смог его принять.
Кроме того, на «Титанике» отсутствовали красные аварийные сигнальные ракеты. Уверенность в непотопляемости корабля была настолько велика, что никто не потрудился взять с собой красные сигнальные ракеты. Тогда было решено стрелять из обычных белых пушек. Ожидалось, что экипаж соседнего судна предположит, что на «Титанике» возникла проблема. Офицеры «Калифорниана» видели белые ракеты, но решили, что это просто какой-то праздничный салют. Фантастическая серия недоразумений!
Когда «Титаник» был введен в эксплуатацию, его длина составляла 269 метров, а ширина — около 30 метров. Впечатляла и высота корабля: 18,5 метров от ватерлинии до самой высокой точки мостика (если считать от киля до верха первой трубы, то это 53 метра). Осадка судна составляла 10,5 метров, а водоизмещение — 52310 тонн.
«Титаник» в 1912 году в гавани Белфаста (где он был построен).
Корабль приводился в движение несколькими четырехцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. Для этих нужд и для всех видов вспомогательного оборудования пар вырабатывался в 29 котлах. Особенно примечательно, что ни один из тридцати инженеров корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых двигателей до самого конца.
Титаник» приводился в движение тремя гребными винтами. Главный винт имел диаметр 5,2 метра и четыре лопасти. Пропеллеры на концах имели больший диаметр — 7,2 метра, но
Известно, что в экипаже корабля во время трагического плавания было много людей, не прошедших никакой специальной подготовки: стюарды, обжигальщики, портные (люди, в обязанности которых входило подносить уголь к печам и выбрасывать пепел за борт), повара. Обученных моряков было очень мало — всего 39 матросов и семь офицеров, мичманов. Кроме того, некоторые из моряков еще не были знакомы с работой «Титаника», поскольку были приняты на работу всего за несколько дней до отплытия.
Характеристики «Титаника»
Стоит сказать несколько слов о пассажирах. Пассажиры были самыми разными: от иммигрантов без гроша в кармане из Швеции, Италии и Ирландии, искавших лучшей жизни в Новом Свете, до унаследовавших миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба умерли).
Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший пиджак и начал пить виски в холле — Как он провел свои последние часы
Было проведено разделение на три категории, в зависимости от стоимости купленного билета. Для путешественников первого класса были предусмотрены бассейн, фитнес-зал, сауна, корт для сквоша, электрическая ванна (своего рода «предшественник» солярия) и специальная зона для домашних животных. В отеле также есть ресторан, элегантно обставленные столовые и комнаты для курения.
Салон первого класса на «Титанике
Кстати, обслуживание в третьем классе также было достойным, лучше, чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлыми и удобными, не холодными и довольно чистыми. В столовой подавали не очень изысканную, но вполне приемлемую еду, а для ходячих были предусмотрены специальные настилы.
Комнаты и помещения на корабле были строго разделены по классам. А пассажирам третьего класса было запрещено находиться на палубе первого класса.
Состав экипажа и пассажиров
Пассажиры размещались в каютах, разделенных на три категории. Первый был предназначен для элиты — бизнесменов, аристократов и миллионеров. Билет стоит 3300 долларов (98 000 долларов в 2022 году с учетом инфляции). Второй класс был предназначен для среднего класса. Третий класс был предназначен для бедных иммигрантов, которые едва могли позволить себе 35 долларов (400 000 евро), чтобы купить билет на «Титаник», добраться до Соединенных Штатов и начать новую жизнь.
Экипаж возглавлял Эдвард Смит, который прослужил капитаном судна 25 лет. Смит рассматривал плавание на «Титанике» как кульминацию своей карьеры, которую он планировал завершить после плавания. Капитан отвечал за эвакуацию и оставался на борту до тех пор, пока судно не затонуло. Тело моряка не было найдено спасателями.
Среди пассажиров, не предназначенных для США, были не только простые граждане, но и представители элиты.
Джон Джейкоб Астор IV считался самым богатым человеком в мире с состоянием в пять миллионов долларов.
Исидор Штраус, совладелец сети универмагов Macy’s, и его жена Ида направлялись из Германии в Нью-Йорк. Бизнесмен отказался сесть в спасательную шлюпку, пока моряки не спасут всех женщин и детей на борту. Жена миллионера отказалась покинуть корабль без мужа. Пара посадила свою служанку в лодку, но самих супругов спасти не удалось.
Журналист и писатель Уильям Стед был спиритуалистом и стал предсказателем после того, как затонул «Титаник». В 1886 году, за 26 лет до трагедии, британец написал пьесу, в которой описал похожую историю, произошедшую с почтовым судном. По сюжету, на корабле также не было спасательных шлюпок, поэтому не все смогли спастись. По словам очевидцев, Стид помог женщинам и детям выбраться из тонущего корабля, а затем оставил его читать.
Всего в результате аварии погибло 1 496 человек. Среди выживших 712 имен, в том числе актриса Маргарет Браун, которая после пережитого не потеряла интерес к путешествиям и приключениям: Во время Первой мировой войны женщина помогала раненым солдатам и прожила 20 лет после затопления «Титаника».
Команда и пассажиры – погибшие и выжившие
Чарльз Лайтоллер служил на корабле вторым офицером при капитане. Моряк вернулся на свой пост и уже собирался отдохнуть, когда почувствовал толчок. Офицеры были срочно вызваны на капитанский мостик, где Лайтоллер узнал о судьбе «Непотопляемого». В первую очередь Чарльз спас женщин и детей. Шлюпки выходили в море полупустыми, многие отказывались подниматься на борт, считая «Титаник» безопасным местом.
Лайтоллер бежал, участвовал в расследовании кораблекрушения, воевал в Первой мировой войне и добровольцем участвовал во Второй мировой войне. Он использовал свой 21-местный корабль для эвакуации 130 солдат из Дюнкерка, который был блокирован немцами.
Корабль затонул в Северной Атлантике в 2:20 ночи 15 апреля 1912 года в 600 км от Северной Америки. «Карпатия» пришла на помощь в 4 утра, когда некоторые из пассажиров умерли от переохлаждения.
В первые дни общественность не хотела верить, что корабль, который считался непотопляемым, затерялся в глубинах океана. Миф о неуязвимости корабля был опровергнут судном «Карпатия», на котором выжили 712 из более чем 2 000 пассажиров «Титаника».
Место, где затонул корабль, некоторое время называли «плавучим кладбищем». С середины апреля по июнь экипажи спасательных судов извлекали из воды тела погибших пассажиров.
Когда шок прошел и выжившие и их родственники пришли в себя, возникли вопросы: Почему корабль, который считался непотопляемым, оказался на дне Атлантики? Для поиска ответа были проведены два расследования. Первый был проведен в Великобритании, второй — в США.
Первый был связан с погодными условиями. Весной 1912 года ледяные массы достигли тех широт, где они обычно не встречаются. Капитан не получал никаких сообщений об айсбергах на маршруте, поскольку радисты были заняты передачей сообщений для пассажиров первого класса.
Безлунная ночь и высокая скорость (22 из 23 возможных узлов) также сыграли свою трагическую роль. Времени на принятие решения было мало. Некоторые исследователи придерживались мнения, что для «Титаника» было бы лучше протаранить лед носом. В этом случае корабль останется на поверхности в ожидании помощи.
Серьезных дефектов в конструкции корабля обнаружено не было, покойный Эндрюс был оправдан. По оценке современников, капитан Смит грамотно действовал в чрезвычайной ситуации и разделил судьбу корабля. Под подозрение попали два человека: Джозеф Исмей, директор компании, построившей корабль, и Стэнли Лорд, капитан судна Californian.
Исмея обвинили в давлении на Смита: Он якобы требовал, чтобы он достиг Нью-Йорка в рекордные сроки, не заботясь о безопасности полета. Доказательств не было найдено, поэтому он был оправдан. Но карьера Исмея была разрушена.
Владыку обвинили в бездействии: Оказалось, что «Калифорниан» находился всего в 20 милях от места крушения «Титаника». Радист «Лорда» заснул, когда люди Смита передали по радио сигнал SOS, а капитан «Калифорниана» выпустил сигнальные ракеты в сторону судна, которое находилось как раз между льдами, обозначая его позицию.
Причины трагедии
Официальных обвинений против Лорда не выдвигалось, и дальнейшее расследование не назначалось. Виновник так и не был найден, а вину возложили на кусок льда, темную ночь и ряд трагических обстоятельств.
Без преувеличения можно сказать, что затопление «Титаника» — одна из самых страшных и величайших трагедий 20-го века. Такие события привлекают внимание философов, которые не только опираются на общепринятые теории, но и рассматривают альтернативные гипотезы.
За столетие появилось множество анекдотических версий о том, что произошло в ночь на 15 апреля 1912 года.
Первая теория гласит, что во время плавания в угольном помещении возник пожар. Экипаж ждал, чтобы побороть огонь, но произошел взрыв. Капитан развил максимальную скорость, так как боялся, что «Титаник» взорвется, и не снизил скорость, даже когда его предупредили об айсбергах.
По другой версии, владельцы компании, которой принадлежало судно, якобы вступили в сговор с немцами, чтобы получить страховые выплаты.
По другой версии, торпеда подводной лодки пробила дно корабля. Сюда относятся предположения о том, что на борту «Титаника» и «Британика» находился один и тот же человек, чтобы подорвать доверие к компании «Уайт Стар Лайн» и обвалить фондовый рынок.
Если вы хвастаетесь перед всем миром, что ваш корабль непотопляем, а потом он тонет, вам, вероятно, следует утонуть вместе с ним.
По крайней мере, таково было общественное мнение Дж. Брюса Исмея, председателя совета директоров компании White Star Line. Он оказался на «Титанике» и стал одним из немногих, кому удалось занять место в спасательных шлюпках.
После трагедии Исмей попал под перекрестный огонь критики. Именно он принял решение ограничить количество спасательных шлюпок на борту и проплыть через ледовую зону в ночь столкновения.
Альтернативные версии
Исмей был признан невиновным, но его репутация так и не была восстановлена. В 1913 году он уволился из компании White Star Line и отправился в «добровольное изгнание» в Ирландию.
Там Исмей спокойно жил до 1937 года, когда он умер от инсульта.
Самый известный человек, выживший в Тита
Истории выживших пассажиров «Титаника» заканчиваются Милвином Дином. Ему было всего два месяца, когда затонул «Титаник». Она, ее мать и брат были в числе первых пассажиров, которым удалось спастись с тонущего корабля.
Ее отец, который успел переправить семью на палубу корабля до начала волнения, не выжил.
Дж. Брюс Исмей
Конечно, Дин ничего не помнила о затонувшем «Титанике»; она вела совершенно нормальную жизнь. После этой трагедии ее семья отказалась от планов эмигрировать в Канзас и вернулась в Англию на Адриатику.
Дин стал секретарем и вел спокойную жизнь до 1980-х годов, когда его интерес к «Титанику» внезапно пробудился. Именно тогда Мильвина неожиданно стала знаменитой.
«Пока в 1985 году не были найдены обломки «Титаника», я никому не был интересен».
Миллвина Дин была самой молодой из выживших и последней пассажиркой «Титаника». Она умерла в 2009 году в возрасте 97 лет. Ее прах был развеян в Саутгемптоне, в тех же доках, где причалил «Титаник».
Поэтому мы изучили истории выживших на «Титанике». У вас есть что добавить? Комментарии приветствуются!
Молли Браун
Миллвина Дин