Провинившегося ученика ставили посреди класса и надевали бумажный колпак с ослиными ушами и надписью dunce, Dussel, âne (с английского, немецкого, французского — глупый, глупый, глупый). Однако унизительное оскорбление в виде ослиной шапки в реальности встречалось гораздо реже, чем изображалось в литературе и живописи.
История детских наказаний от Древней Руси до наших дней
Только недавно Патриаршая комиссия по вопросам семьи, материнства и детства призвала отказаться от телесных наказаний детей в воспитательных целях. В прошлом Церковь оправдывала, а иногда и настаивала на таких воспитательных мерах. Но теперь у правительства другой взгляд на воспитание детей: согласно новым поправкам в Уголовный кодекс, за причинение физической боли детям россияне могут попасть в тюрьму на срок до двух лет. Таким образом, власти закрепили последнее изменение в традициях воспитания детей — бить детей больше не разрешается.
Со времен Древней Руси наказывать детей считалось хорошим тоном. Ребенка били и держали в тяжелом состоянии. Методы наказания в России сохранились в народной памяти через пословицы. «I should give you a slap on the back» — выпороть. «Я должен дать тебе такую пощечину, чтобы ты три дня оставался трезвым» — пощечина. «Меня воспитывали с дьяволом, но не с кнутом» — о пробелах в воспитании. «Женщина учит прежде детей, а дети без мужчин» — о времени и месте образования. «Кого ругать, кого любить» — о том, как решить, кого наказывать. «Бог не наказывает дважды за одну провинность» — о количестве наказаний за одну провинность.
Хвалить ребенка считалось опасным: «Похвала в глаза — хуже манипуляции». Хваливший рисковал уличить ребенка, поэтому суеверная мать должна была трижды сплюнуть после восхваления. Этот страх сохранился до наших дней в виде предостерегающей фразы «не переусердствуйте».
С распространением ортодоксальной религии к наказаниям в качестве необходимой меры добавилась религиозная концепция первородного греха человека.
Воспитательные наказания готовили детей не только к земной жизни, но и к небесной. «Кто жаждет розги своей, тот ненавидит сына своего; а кто любит его, тот наказывает его с младенчества его», — гласит притча Соломона в Библии; «Не оставляй юношу безнаказанным; если ты ударишь его розгою, он не умрет».
В самом известном своде правил средневековой Руси, Домострое, были отдельные параграфы и несколько строк, отведенных для наказания детей.
Домострой, XV-XVI век. Перевод В. В. Колесова:
Домострой XV-XVI века в переводе Колесова: «А пошлет кому Бог детей — сыновей или дочерей, то быть наказанию за i
Неизбежность жестких мер по контролю за обучением была даже включена в первое иллюстрированное московское издание. На фронтисписе в начале книги изображен класс, в котором учительница хлещет ученика, пока остальные читают. Издание было напечатано в 1637 году в типографии Василия Бурцева. В связывание могут быть включены такие методы обучения, как постановка на колени на горошине и битье веревкой.
Во второй половине XVIII века наказания все еще были распространены, но стали менее популярны. В 1785 году в «Дворянских письмах» говорилось, что телесные наказания не должны применяться к дворянам. Этот запрет был снят двенадцать лет спустя при Павле I и восстановлен после вступления на престол Александра I.
Когда в конце XVIII века была создана система государственных школ для относительно большого количества людей, вопрос о наказании детей был закреплен в правилах. Так, в «Руководстве для учителей первого и второго классов народных школ» от 1786 года телесные наказания были запрещены. В 1804 году запрет был сохранен новым постановлением и вновь отменен в 1820 году.
Уставное наказание
В этот период происходило воспитание «девственных поколений». Фраза приписывается Александру Пушкину. Представители этих поколений пришли на Сенатскую площадь в декабре 1825 года. Восстание декабристов стало отправной точкой для социальных «ледников» царствования Николая I. В 1828 году уставы гимназий и училищ постановили разрешить телесные наказания учеников первых трех классов. В 1838 году они были расширены и стали охватывать всех учеников гимназии.
Решение о телесных наказаниях принимали уполномоченные учебных заведений.
Существовала так называемая шкала наказаний, которая означала, что за каждый проступок следовало определенное наказание.
При этом могут не учитываться фактические обстоятельства. Частота наказаний варьировалась в зависимости от эмоций и методов, используемых для надзора за классом ученика. Николай Пирогов, известный противник телесных наказаний в 19 веке, приводил данные о том, что от 13 до 27% всех учеников Киевского учебного округа подвергались порке в период с 1857 по 1859 год.
В 1864 году Устав средних и начальных школ отменил телесные наказания. Годом ранее телесные наказания были запрещены для детей-правонарушителей. Как ни странно, либерализация была отвергнута церковным руководством тогда, как и сейчас. Общий устав высших школ не означал, что телесные наказания были отменены во всех школах великой империи.
В ряде случаев родительская ассоциация восставала против образовательных методов учителей, прибывших в города и села, и выступала против бестре
Будущий Александр II, Николай, не выбрал такого строгого учителя — Карл Мердер отличался рационализмом и вниманием к характеру своих учеников. Кроме того, ко двору был приглашен поэт Василий Жуковский. Вместо телесных наказаний были введены ограничения на встречи с родителями (дети жили в отдельной части дворца), на прием пищи (в полдень был только суп) и, например, на право ходить в учебный зал по воскресеньям.
В советской школьной системе запрещалось бить детей. Телесные наказания называли городской отсталостью. Сторонники бесплатного образования, которые еще до революции начали создавать свои предприятия, получили поддержку правительства.
Применение силы было запрещено не только в обычных школах, но и в учреждениях для трудных подростков. В крайних случаях учителя или директора школ могли неформально шлепать непослушных детей. В 1930-е годы либеральная школьная система первых лет советской власти уступила место доктринерской и единообразной системе образования.
Наказания, применяемые в школах, определяли место ребенка в социальной системе. В случае плохого поведения человека могут вывести из пионерских классов позже обычного или вообще исключить из них. В случае плохого поведения родителей могут вызвать в школу. Увеличение социальной нагрузки также было формой наказания. Например, поручение дополнительного задания нерадивому ученику. В отличие от российских школ, советские школы не боялись ставить «4» и отчислять учеников на второй год.
Многое из этого остается актуальным и сегодня. Приспособились к ослабленной дисциплине и техническому прогрессу
Теперь преподаватели стараются привлечь внимание студентов, конфискуя мобильные телефоны, а несерьезные нарушения профессиональной формы одежды почти не замечаются.
В двадцатом веке ситуация в семьях продолжала меняться. В одних семьях детей били часто, в других — нет. Однако насилие не поощрялось властями. Напротив, телесные наказания считались старомодными и вызывали споры.