Грудное молоко — лучшая пища для младенца, особенно в первые шесть месяцев жизни. Оно остается важным источником энергии и питательных веществ после шестого месяца жизни, и ВОЗ рекомендует кормить грудью до двухлетнего возраста.
10 способов помочь малышу сказать первое слово
Дети учатся говорить в разное время, но в среднем дети произносят свои первые слова в возрасте около 12 месяцев. До этого вы можете ожидать много лепета и различных звуков, так как малыши упражняются в произнесении звуков. Однако некоторые родители не понимают, что они играют важную роль в развитии первых слов своего ребенка.
Чем больше ваш ребенок будет знакомиться с языком и разговорами, тем лучше он будет подготовлен к тому, чтобы научиться говорить. Ниже приведены 10 способов поощрения малыша к произнесению первых слов. Эти действия не гарантируют, что ваш ребенок начнет говорить раньше или лучше, чем другие дети, но они могут дать ему прочный фундамент в общении, который определенно принесет ему пользу в будущем. Что необходимо сделать?
Опасности общественных мест: как оставаться активным и не заражаться?
Лайфхаки личной защиты от вирусов и бактерий в общественных местах и многолюдных местах.
Чаще разговаривайте с ребёнком
Чем больше вы разговариваете со своим ребенком, тем больше он будет хотеть произнести свои первые слова. Для детей вполне естественно подражать старшим. Подобно тому, как ребенок видит движения взрослого и тем самым побуждает его ползать и делать первые шаги, он также захочет говорить настоящими словами. Чаще разговаривайте со своим ребенком, даже если вам кажется, что он не повторит или не поймет ваших слов.
Простой способ чаще разговаривать с ребенком — комментировать то, что вы делаете. Например, когда вы одеваете ребенка, вы должны объяснить ему все действия:
- Сейчас мы наденем кофточку. Левую ручку сюда, правую вот сюда.
- Теперь пора надевать носки. На эту ножку, а теперь на вторую.
Это поможет вашему ребенку ассоциировать определенные слова с различными предметами, а также побудит его подражать вам. Используйте простой, соответствующий возрасту язык, чтобы усилить воздействие.
Задавайте ребёнку вопросы
Не стесняйтесь задавать вопросы своему малышу еще до того, как он произнесет свои первые слова. Это еще один способ увеличить объем разговора, который вы ведете с ними, тем самым поощряя их коммуникативные навыки. Например, после того, как ваш ребенок съел свой полдник, спросите его, нравится ли ему это. Напомните им, что они могут покачать головой вверх-вниз, чтобы сказать «да», и покачать головой вперед-назад, чтобы сказать «нет».
Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
Малыш учится общаться с внешним миром с самого рождения. Давайте рассмотрим, как происходит раннее развитие языка в первые три года жизни ребенка.
Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет
- 0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал;
- 2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями;
- 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него;
- 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат;
- 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»;
- 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет»;
- 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками;
Редко родители знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Чтобы избежать этого, необходимо посещать детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.
- 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам;
- 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.
Кто быстрее начинает говорить: мальчики или девочки
Конечно, каждый ребенок уникален и развивается в своем собственном темпе. На практике небольшая задержка в развитии языка может быть только е
По статистике, мальчики начинают развивать язык позже, чем девочки. Одной из причин этого является физиология. Мозг девочек созревает быстрее. Это влияет на развитие словарного запаса: К двум годам девочки обычно имеют вдвое больший словарный запас, чем мальчики того же возраста. Они также более эмоциональны по своей природе и любят делиться всеми своими переживаниями, в то время как мальчики более сдержанны и говорят только о «делах».
Кроме того, многочисленные исследования показали, что чем активнее ребенок, тем лучше у него развивается язык. Логично, что более активные малыши демонстрируют более развитые вербальные навыки раньше, чем более медлительные дети.
- «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети;
- «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.
Игры, в которые вы играете с ребенком, способствуют развитию речи. Поощряйте малыша больше двигаться, и он с удовольствием включится в игру.
Что же мы, родители, можем сделать с самого рождения ребенка, чтобы он заговорил естественным образом?
Стоит помнить, что сенсорный канал восприятия внешней среды (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) является самым важным для детей первых лет жизни. Итак, ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше сенсорного опыта и всевозможных стимулов. Давайте поговорим об этом.
Как помочь развитию речи детей раннего возраста
При введении первого прикорма, например, из серии «Первая ложка Агуши», важно назвать продукты, которые мама предлагает ребенку. Сыр, кефир, сок и фруктовое пюре — это возможность для ребенка выучить названия фруктов и овощей и поговорить о животных. Например, корова, которая дает молоко, говорит «мое» и пасется на лугу.
В начале четвертого месяца малыш начинает оглядываться по сторонам в поисках взрослого, улыбается и начинает энергично двигать руками и ногами (сложная анимация). Ребенок начинает формировать длинные и мелодичные звукосочетания — он произносит а-а, а-гу, а-га.
- Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. — мир так богат для тренировки чувства осязания!
- Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
- Зрение. Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
- Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.
Еще через 2-3 месяца наступает его очередь лепетать. Сначала это одиночные слоги па, ка, на, ма, которые позже превращаются в своеобразные слова па-па-па, ка-ка-ка, на-на-на. Младенцы обычно лепечут, когда они сыты, хотят спать и находятся в хорошем настроении. Это еще не речь, но подготовка к ней, своего рода подготовительное упражнение.
- Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов — сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?
- Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги). Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
- Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!
От гуления к лепету
Хотя малыш еще не умеет говорить, он уже многое понимает — поворачивает голову, когда видит знакомую игрушку, птичку или кошку. Дети в 6-7 месяцев выражают простые просьбы — протягивают руку, играют в обнимашки, и это тоже шаг к развитию языка.
В 6 месяцев малыши способны передвигаться по комнате — сидеть и ползать. Их восприятие улучшается, и они могут имитировать звуки. Это можно усилить, если попросить ребенка повторить слог в самом начале. Эта техника хороша
Вы можете играть в «прятки», накрыв лицо ребенка пеленкой и сказав «прятки». Пассивный словарь ребенка хорошо развивается, когда взрослый показывает ребенку предметы в его окружении. Ребенок должен уметь четко называть их, показывая пальцем. Вскоре ребенок сможет находить их глазами и отвечать на вопрос взрослого «Где часы?», «Где кошка?», «Где машина?».
Из-за индивидуального развития каждого ребенка невозможно точно сказать, когда дети произносят свои первые слова. Они могут появиться в 8-9 месяцев или в 1 год и 2 месяца, что является нормальным сроком. Если это происходит позже, нужно быть внимательным и выяснить причину молчания. По наблюдениям родителей и учителей, девочки обычно начинают говорить раньше, чем мальчики, хотя бывают и исключения. Словарный запас малыша между первым и вторым годом жизни включает от 2 до 20 слов.
Пример словарного запаса годовалого ребенка:
В этом возрасте ребенок начинает произносить слово «мама».
Появление первых слов и фраз
В возрасте полутора лет или чуть позже малыш начинает объединять слова в предложения, при условии, что они состоят из двух слов. Слова в них не согласованы, пример такого предложения: «Дай ку» (дай куклу), «Папы нет» (папы нет дома). Но именно в этом возрасте внимательные мамы замечают, что их ребенок начинает говорить предложениями.
В возрасте 1 года язык еще не является самым важным средством общения для детей. Ваш ребенок должен научиться пользоваться языком. Для этого не обязательно сразу же давать игрушку, которую хочет ваш ребенок. Сначала произнесите название игрушки (можно упростить): «Хочешь ла-ла-ла? Пусть ваш малыш попробует повторить «ля-ля-ля», «би-би». Давая то, что хотят, вы можете подчеркнуть это: «Это ла-ла-ла, на».
- Упрощённые слова (ма-ма, па-па, ля-ля, ки-са, ам-ам);
- Звукоподражания (би-би, ку-ку, пи-пи).
В лексиконе взрослого, общающегося с малышом, должны быть как полные, так и сокращенные слова: «кар-кар», «динь-динь», «тук-тук», «тик-так». Эти полные заменители слов являются временными и нужны только потому, что их легче произносить детям.
Чтобы установить связь между словом и действием, детей следует попросить выполнить действие: дать или взять игрушку, указать на знакомый предмет, потрясти ручкой. Кроме того, все действия, выполняемые с игрушкой, должны быть выражены словесно. Для этого поиграйте с 2-4 знакомыми игрушками и попросите малыша взять, бросить или поймать, например, мяч. Все действия осуществляются под эмоциональным руководством взрослых, которые четко произносят слова-объекты и слова-действия.
Как стимулировать произношение слов в 1 год
Когда у ребенка спонтанно развивается язык
Младенец общается со взрослыми с помощью плача. Так он может сообщить матери о своих потребностях. В конце первого месяца жизни ребенок начинает прислушиваться к окружающим его звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Ребенок произносит гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-а, и-и, у-у, а-у.
Существует «комплекс оживления», который выражается в том, что ребенок начинает гулить при виде лица матери: а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбается и активно двигает руками и ногами. В этом возрасте звуки, которые издает ваш ребенок, эмоционально окрашены. Мама ребенка обычно понимает, что означает каждый звук: Я рад тебя видеть, я хочу есть, пора менять подгузник, мне скучно.
Ребенок активно ищет контакта со взрослыми, глядя на них, гуляя и улыбаясь. Гуление — это способность ребенка произносить различные звуки и звукосочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок учит согласные «г», «к», «х», а позже «б», «п».
Появляется первый лепет. Оно отличается от гудения повторением слогов. Когда у ребенка хорошее настроение, он может долгое время издавать звуки «ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Пассивный словарный запас вашего ребенка развивается, и он начинает понимать язык взрослых. Если вы спросите ребенка, где папа. Он поворачивает голову в ее сторону и смотрит на нее.
- Не форсировать речевое развитие частыми упражнениями, не соответствующими возрасту малыша – высок риск появления речевого негативизма, заикания и нервных тиков, так как возможности мозга ребёнка не безграничны.
- Не сюсюкать, подделывая свою речь под детскую, часто употребляя уменьшительно-ласкательные суффиксы – хуже этого может быть только полное игнорирование общения.
- Деликатно исправляйте допущенные малышом речевые ошибки, никогда не поднимайте его на смех, а покажите пример правильного произношения данного речевого высказывания.
- Оберегайте малыша от общения с людьми с дефектами речи (картавость, заикание), особенно с неграмотно говорящими взрослыми (положи — «ложь», ртов — «ротов», красивая кошка — «красивыя кошка»), это настолько «заражает» и «заполоняет» детскую речь, что искореняются такие подражания с большим трудом.
- Читая детские произведения, смотря вместе с малышом мультфильмы, всегда поясняйте незнакомые слова, поступки героев, обращайте его внимание на яркие обороты речи.
В 6 месяцев ваш ребенок уже должен уметь говорить. Слова, которые он лепечет, похожи на настоящие слова, но это всего лишь имитация звуков: Мамочка-мамочка, Ба-ба-ба. Осознанные слова появляются позже в речи ребенка.
Когда малыш начинает говорить первые слова: агу, мама. В каком возрасте у ребенка появляются первые фразы
Ребенок откликается на свое имя и учится менять громкость и тембр своего голоса. Он любит комбинировать звуки, чередуя высокие и низкие ноты. Он болтает иногда громко, иногда тихо.
Пассивная лексика активно формируется, а активная начинает формироваться. Кроха понимает предложения, обращенные к нему: Возьмите котенка, отдайте щенка. Он пытается имитировать звуки. Что говорит собака? «Гав, гав» и кошачье «мяу, мяу».
Как развивается речь
Ребенок усваивает новые звуки и может хорошо жестикулировать: Он кивает головой в знак согласия и машет рукой, когда ему что-то не нужно. Он указывает пальцем на интересующий его предмет. Он хорошо произносит слоги: «ля-ля-ля», «та-та-та-та», произносит до 10 односложных фонетических имитаций: «лала», «ко-ко-ко», «баба», «гав».
В тот момент, когда ребенок начинает говорить мама и другие простые слова: папа, баба, дедушка. К концу первого года жизни ребенок обычно имеет активный словарный запас, состоящий примерно из 10 слов. Он хорошо понимает, когда вы обращаетесь к нему, и может указывать на части тела и лица, знакомые предметы и животных на картинках.
Его активный словарный запас составляет до 15 слов. Его пассивный словарный запас
Однако нарушения речи могут наблюдаться уже на ранней стадии развития. Родители должны обращать внимание на следующие признаки нарушения:
Если у ребенка подозревается речевое расстройство, родителям важно выявить его на ранней стадии и начать лечение.
Если после обследования у специалиста не будет обнаружено никаких серьезных отклонений, родители должны просто убедиться, что у ребенка есть нормальные условия для активного развития языка.
Что может помочь:
Ваш ребенок уже произносит свои первые слова? Поделитесь этим в комментариях!
Большинство мальчиков и девочек любят слушать, как читает их мама.
Их можно проводить не только тогда, когда ребенок уже должен заговорить, но и гораздо раньше. К ним относятся:
Сложность занятий адаптирована к возрасту ребенка, исходя из его текущей зоны и с учетом зоны ближайшего развития.
Отклонение от установленных стандартов на шесть месяцев считается приемлемым. Это может быть показателем индивидуального развития ребенка и не требует специального вмешательства. Кроме того, мальчики могут начать говорить еще позже.
Такая особенность может быть обусловлена вот чем:
Почему ребенок долго не говорит
Если в возрасте 12 месяцев ребенок активен, общителен и здоров, способен слушать, понимать и осмысливать устную речь и выполнять просьбы родителей, то нет причин для беспокойства.
- Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
- Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия.
- Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
- Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
- Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
- Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.
Когда следует беспокоиться
В каком возрасте ваш ребенок начнет говорить, во многом зависит от атмосферы в семье.
Когда ребенок готов говорить, но еще не произносит слова, мамы и папы могут провести собственную работу по наблюдению. На что обратить внимание:
- Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
- Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
- Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
- Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
- Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
- Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
- Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
- Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
- Если в 2 года ребенок не разговаривает и не может выполнить двусложную инструкцию.
Как помочь ребенку начать говорить
На основании этих наблюдений можно сделать выводы о готовности ребенка к языковому общению и о том, какие навыки необходимо развивать.
- Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
- Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
- Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.
Душевное спокойствие, позитивный настрой, атмосфера любви и понимания необходимы в семье. Если ребенок молчит, пока его одноклассники читают первый стих, это не является признаком задержки. Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, и нет необходимости форсировать этот вопрос.
Однако если задержка в развитии речи превышает норму более чем на шесть месяцев, рекомендуется повторно обследовать ребенка и проконсультироваться со специалистом, чтобы исключить возможные проблемы и нарушения развития.
- Упражнения и игры на развитие речи
- Развитие мелкой моторики
- Артикуляционная гимнастика
- Чтение и запоминание стишков и детских песенок
- Общий и логопедический массаж
Занятия для развития речи
- чтение книг, стихов, потешек ребенку. С их помощью расширяется кругозор, пополняется пассивный словарный запас, демонстрируется правильное произношение. Ритмичность стихотворных текстов, звуковые созвучия положительно влияют на становление речи;
- игры на развитие мелкой моторики. Перебирание круп, пальчиковые бассейны, шнуровки, пуговицы, сенсорные дорожки;
- развитие крупной моторики;
- пальчиковые игры;
- игровые упражнения, направленные на развитие неречевого слуха. Сюда можно отнести распознавание содержимого разных коробочек по характерному звуку, отгадывание музыкальных инструментов по их звучанию, дифференциацию шумов, издаваемых разными предметами.
Во сколько лет ребенок заговорит, если уже есть небольшая задержка
- генетическим фактором — если один из родителей малыша поздно начал разговаривать;
- особенностями перинатального периода — тяжелая беременность, осложненный анамнез матери, преждевременные роды. В этом случае некоторые отделы нервной системы могут формироваться с задержкой. Но важно исключить наличие серьезных врожденных патологий;
- снижением остроты слуха ребенка — обратитесь к врачу для проверки данного параметра;
- недостаточным общением и отсутствием мотивации.
Советы родителям
- развитие общей моторики. В норме у него должно быть сформировано умение быстро ходить, бегать, подниматься по лестнице, прыгать на одной и двух ногах;
- развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Обратить внимание на умение переливать воду из стакана в стакан, откручивать пробки, рисовать прямую линию по образцу;
- понимание обращенной к нему речи. Насколько хорошо и точно выполняет просьбы, каков пассивный словарный запас;
- развитие фонематического восприятия и слуховых функций. Хорошо ли слышит шепотную речь, узнает ли контрастность одновременного звучания двух музыкальных игрушек, легко ли определяет локализацию звуков с закрытыми глазами.