Согласно официальной статистике, в России ежегодно из дома пропадает более 50 000 детей. Средний возраст тех, кто «пропадает», составляет 10-13 лет. Дети убегают или становятся непослушными по разным причинам.
Ребенок кричит и не слушается: психолог рассказала, как общаться с непоседами
Профессиональный психолог и психотерапевт с эмоциональной направленностью. Ведет мастерминд-группы, личную психотерапию и психотерапию пар. В частной практике с 2015 года, опыт работы в психологии более 10 лет.
Идеальный мир, где растут и играют только послушные и спокойные дети, — мечта каждого родителя. Но в реальности мы сталкиваемся с детскими эмоциями, моментами непослушания, криками и истериками. И это не всегда является признаком плохого поведения родителей. Ольга Перцева, психолог, невролог и автор метода статистического психоанализа, объяснила нам, как реагировать на беспокойное поведение детей.
Здоровые дети не обязаны быть удобными для своих родителей! Это нормально, когда ребенок хочет познавать мир, выражать и проявлять свои чувства, даже негативные.
Старайтесь не кричать на ребенка и не указывать ему, как себя вести в моменты гнева, обиды и истерик. Ребенок не прислушается к вашим советам и не воспримет эту информацию. Сначала успокойтесь. Затем сделайте глубокий вдох и поймите, что такое поведение нормально. Затем предложите ребенку свою помощь. За многие годы работы с детьми и взрослыми я встречала много тревожных и обеспокоенных родителей. Это было их главной проблемой, потому что важно работать над собой и над воспитанием детей. Поэтому успокойтесь и постарайтесь отвлечь своего ребенка. Это поможет вам привести его в стабильное эмоциональное состояние. Подождите, пока «взрывные» чувства утихнут. Затем постарайтесь найти и понять причины такого поведения. Особенно если оно повторяется регулярно.
У каких родителей непослушные дети?
- Доминирующие и запрещающие. У таких родителей нередко растут смышленые и даже хитрые дети. Им приходится часто выкручиваться и придумывать, как обойти ограничения мамы и папы. И не быть наказанными.
- Запрещающие контакт с миром для избежания опасности. Этот тип родителей лишает ребенка способности управлять опасностью и учиться работать с ней. Примеры подобных ситуаций хорошо описаны в книге Гивера Тулли «50 опасных вещей, которые вы должны разрешить своему ребенку».
- Безразличные или замкнутые. Социальность таких родителей страдает, поэтому их дети чаще других имеют симптомы алекситимии . Они не знают, чего хотят, и не могут объяснить это остальным.
Алекситимия — это неспособность адекватно понимать собственные чувства и правильно воспринимать чувства других людей.
Стоит отметить, что характер ребенка не всегда зависит от личности родителей. Однако на практике такое взаимодействие между характеристиками взрослого и ребенка встречается довольно часто.
Главные факторы плохого поведения
Психологи выделяют следующие основные причины непослушания и плача у детей.
- Перемены в жизни ребенка. Возможно, у вас родился второй малыш, случился переезд или сменилась воспитательница в детском саду. Обратите внимание на события, которые могли стать причиной непослушания вашего ребенка.
- Трудности у родителей. Дети быстро «считывают» настроение взрослых и «заражаются» им. Замечали, что ребенок плохо себя ведет, когда вам самим тяжело? В подобных ситуациях не вините себя и малыша. Попробуйте решить проблему или попросите помощи, если она необходима.
- Манипуляция . Уже в 2-3 года дети заранее понимают, как вы отреагируете на их поступки. Поэтому если один раз во время истерики вы предложили ребенку успокоиться с помощью планшета с мультиками или шоколадки, то он будет ожидать таких же действий и в следующий раз. Для малышей все просто: мама уже так делала, значит, сделает это еще раз.
- Ребенку не хватает внимания . Вы устаете на работе, погрязли в рутине… И только крик малыша заставляет вас общаться с ним. Сыну или дочке просто не хватает вас! Постарайтесь найти жизненный баланс и уделять больше внимания ребенку, даже если он ведет себя хорошо и не плачет.
Младенцы проявляют негативные эмоции из-за голода, усталости или недосыпания. Но чем старше становится ребенок, тем более сложными и глубокими становятся причины проблем. Они становятся скорее психологическими, чем физиологическими.
Редкие вспышки или неправильная система воспитания
Ваш ребенок в возрасте 2-3 лет часто кричит, бросает вещи в разные стороны, падает на пол и топает ногами? Не ругайте ребенка слишком быстро. Он находится в кризисе, основной причиной которого может быть несоответствие между желаниями и возможностями. Ребенок считает, что он может все, но в силу своего физического и умственного развития он просто не может сделать многие вещи.
Второй основной причиной «непослушания» является реакция ребенка на отвержение со стороны родителей. Эмоциональное поведение не редкость даже у избалованных детей. В этом случае стоит поработать над эффективностью всей системы воспитания.
Обычно достаточно 1-2 бесед с ребенком о его поведении, чтобы он понял, как правильно себя вести. Если вы столкнулись с внезапной эмоциональной вспышкой, попробуйте применить технику отвлечения внимания, например:
- переключение внимания;
- приглушение эмоций с помощью слов;
- утешение прикосновениями (объятиями).
Пример ситуации
Вы находитесь в магазине. Ребенок хочет купить игрушку, а вы отказываетесь. Вы покупаете игрушку, которую хотите, и вас просят купить ее. Однако продолжать ради ребенка не стоит. Иначе подобные ситуации будут повторяться снова и снова, так как ребенок быстро «смекнет», что вы готовы на все, чтобы не опозориться перед другими людьми.
Что делать в этом случае? Вам:
- предложить ребенку сфотографироваться вместе с желанной игрушкой;
- отвлечь малыша, обратив его внимание на кошку, птичку, самолет, любой интересный предмет;
- присесть рядом с ребенком и обнять его;
- попытаться развеселить и др.
Принимайте ребенка таким, какой он есть
Если вы не принимаете его, то что вы можете сказать обществу? Кому это нужно, кроме вас? Может быть, еще паре-тройке учителей, которые принимают вашего ребенка и любят его, несмотря на все синдромы в мире.
Не стоит ожидать, что «гиперактивность» полностью регрессирует или «рассеется», когда ваш ребенок вырастет. Вы можете только наблюдать, как вашему ребенку плохо, и ничего с этим не делать, если вы не позаботитесь о нем. Я вижу таких детей в классах, и у меня разрывается сердце от жалости к ним и невозможности что-либо изменить.
Не приказывайте
Ругать таких детей организованно абсолютно бессмысленно. В лучшем случае их отвергают, в худшем — они становятся грубыми и агрессивными. Если я учитель, я должен предвидеть, что что-то произойдет, что они уже на грани безумия. Это не всегда срабатывает, но вы должны научиться контролировать себя.
Обращайте внимание на любые положительные изменения в его поведении. Эти дети больше других нуждаются в похвале. Когда «вспышка» исчезает, эти дети чувствуют раскаяние, стыд и смущение за свое поведение. Примите их раскаяние! Обратите на них внимание и поправьте их. Но не хвалите их слишком эмоционально, потому что в сознании детей укоренится мысль, что для того, чтобы тебя так похвалили, нужно совершить еще одну ошибку, а затем извиниться и измениться. Любая эмоция, которую вы даете ребенку таким образом, приводит к чрезмерной эмоциональности, понимаете? Отсюда правило номер пять.
Контролируйте свои эмоции
Чтобы не дать гиперактивному ребенку «взрыв», вы должны контролировать свои эмоции. Это самое трудное, поверьте мне. Особенно в классе — когда на вас смотрят еще 25 пар глаз.
Когда вы разговариваете со своим ребенком, смотрите ему прямо в глаза. Обратите внимание, что я писала не с гиперактивным ребенком. Каждый ребенок! Каждый ребенок должен смотреть вам в глаза, когда вы с ним разговариваете. Дети умеют читать по глазам — в отличие от нас, взрослых. Если у вас в глазах любовь, ребенок это поймет и будет слушать вас.
Что делать, если ребенок не слушается взрослых: отвечает психолог
Взрослые часто сталкиваются с тем, что дети их не слушаются — игнорируют просьбы или делают что-то назло. Все эти ситуации могут быть утомительными, особенно если конфликт происходит вне дома или если родители торопятся. Наталья Дербенева, практикующий психолог и соучредитель Школы младенцев в Хамовниках, в беседе с обозревателем «Газеты.Ru» рассказала о том, почему дети не слушаются взрослых и как родители могут с этим бороться.
Причины, по которым ребенок не слышит взрослых
Наверняка всем родителям знакомо чувство, когда они что-то подробно объясняют ребенку, а он в итоге думает, что разговаривает со стеной. Причин такого непослушания может быть много.
1. возрастные кризисы. Непослушание ребенка может быть вызвано возрастными изменениями психики. Например, дети в возрасте трех лет пытаются быть самостоятельными и могут быть очень упрямыми и спорными. В таком случае родителям важно понять, что это всего лишь этап, который рано или поздно закончится. В это время следует проявить терпение и помочь ребенку преодолеть все трудности взросления.
2. высокие ожидания. Иногда родители ставят перед ребенком задачи, с которыми он не может справиться в силу своего возраста и психоэмоционального развития. Не стоит ожидать от ребенка дошкольного возраста, что он будет выполнять сложные инструкции. Более того, он может просто не понимать сложных заданий и поэтому игнорировать их.
3. угрозы: Дети сопротивляются всем запретам и стараются сделать все наоборот, когда слышат их. Если родители часто прибегают к запретам или угрозам наказания, скорее всего, ребенок не будет их слушать. Приговор типа «Собери игрушки, или у тебя больше не будет мультфильма!» в этом случае не возымеет никакого эффекта.
Иногда внимание ребенка может быть поглощено игрой или прогулкой, и тогда просьба взрослого остается неуслышанной.
Расстраиваться по этому поводу точно не стоит: у детей не такой высокий уровень концентрации, как у взрослых, поэтому иногда нужно привлекать их внимание к себе.
В любом случае, важно выяснить причину непослушания вашего ребенка. Это поможет им общаться и ладить друг с другом.
Что делать, чтобы ребенок услышал просьбу
Все дети очень разные, и может быть много причин, по которым они игнорируют просьбы родителей. К сожалению, волшебной формулы для этого не существует. Однако есть несколько советов, которые могут помочь родителям достичь взаимопонимания со своим ребенком.
1. чтобы ребенок слушал вас и понимал, чего вы от него хотите, не стоит уклоняться. Фразы типа «Давай, соберем твои игрушки!» бесполезны. Чтобы быть услышанным, скажите: «Собери свою игрушку».
Это даст ребенку понять, что родители не будут собирать его игрушки и что он должен сделать это сам.
2 Используйте конкретные подсказки. Дети еще не способны распознавать и выполнять сложные задачи. Например, если родитель скажет: «Готовься ко сну», это, скорее всего, будет проигнорировано, потому что ребенку трудно понять и запомнить.
Ребенок с гораздо большей вероятностью отреагирует на простые указания, поэтому лучше сказать: «Надень пижаму и почисти зубы».
3. выбирайте позитивные инструкции. Ребенок обычно не воспринимает из уст родителя ничего, что начинается со слов «не надо» или «хватит».
Если вы хотите, чтобы ребенок вас слушался, замените фразу «Не залезай на кухонный стол» на «Убирайся со стола».
Не повторяйте просьбу более одного раза. Прежде чем говорить, убедитесь, что внимание ребенка сосредоточено на вас: посмотрите ему в глаза, коснитесь его плеча. Если он сосредоточится на вас, он обязательно услышит и поймет инструкцию.
5. объясните ребенку правила общения. Дети не различают хорошее и плохое поведение; любое поведение является нормальным. Поэтому родителям следует поговорить с ребенком и объяснить ему разницу между уважительным и неуважительным поведением, чтобы скорректировать его. Если вы сможете дать понять ребенку, что игнорировать человека, который к нему обращается, неправильно, то в будущем вам будет гораздо легче наладить с ним общение.
Даже если вы будете применять каждый из этих советов, вы не сможете полностью избежать недоразумений с вашим ребенком. Родителям иногда приходится ощущать собственную слабость, когда они пытаются общаться с детьми — такое случается, и взрослые имеют полное право расстраиваться. Однако помните, что не бывает ни идеальных детей, ни идеальных родителей, поэтому не возлагайте слишком больших надежд ни на себя, ни на своего ребенка. Сохраняйте спокойствие и делайте все, что в ваших силах, чтобы достичь взаимопонимания и уважения.
Что делать родителям
После того как вы разобрались с причинами детского настроения, вам нужно знать, что делать, когда ребенок не слушается или не подчиняется. Здесь важно научиться отличать простое непослушание от девиантного поведения, которое требует профессиональной помощи. Мы рассмотрим алгоритм действий в ситуациях, когда поведение ребенка требует вмешательства взрослых, но остается в пределах нормы.
Детский протест
Переживая кризис в возрасте 5, 7 или 15 лет, ребенок нуждается в самостоятельности. Но не все родители дают ему такую возможность. Не стоит следовать капризам ребенка. Ребенку или подростку следует позволить принимать собственные решения, а затем нести ответственность за свои действия. Если во время прогулки или в магазине протест переходит в истерику, важно сохранять спокойствие, избавиться от «посторонних», установить физический контакт или уйти.
Неподобающее поведение в обществе
Если ребенок не слушается на улице или в магазине, пинает сиденья автобуса или такси, громко разговаривает и мешает другим, следует объяснить ему простые правила поведения. Это может занять много времени, но самое главное — систематически говорить об общих принципах поведения. Если вы будете постоянно говорить ему, что нельзя бить взрослых в автобусе или не трогать песочницу, рано или поздно он научится себя вести.
Игнорирование родителей
Если ребенок не слушает лекции и указания старших детей, скорее всего, он просто не слушает или «гиперопекает». Иногда такая реакция может быть обусловлена аутизмом, но чаще всего это протестное поведение. Оно особенно характерно для подростков, которые отказываются слушать взрослых, демонстрируя свою самостоятельность. В этом случае лучше избегать давления и угроз, а вместо этого принять их независимость и показать свою любовь и поддержку.
Истерики в магазине
Многие малыши устраивают истерики во время шопинга и требуют очередную игрушку или конфету. В этом случае лучше покинуть магазин, чтобы не подвергать их публичному порицанию. Ребенка может отвлечь прогулка, проходящая мимо кошка или проезжающая машина. Со школьниками и подростками лучше договариваться заранее. Если во время истерики родители пообещали что-то купить или добавить недостающую сумму, обещание следует сдержать, но затем провести упреждающую беседу.
Опасное поведение
Система строгих пределов и ограничений необходима для безрассудного поведения, угрожающего здоровью и жизни. Если трехлетний ребенок все время пытается залезть на подоконник или поиграть с розеткой, следует придумать сигнальное слово, например, «Осторожно», «Опасно», «Нельзя», «Стоп». Не рекомендуется использовать слово «нет», которое ваш ребенок и так постоянно слышит. Также следует всегда говорить о том, почему нельзя пользоваться газом, играть со спичками или трогать нож. Родителям следует избегать сильных эмоций. Испуганные дети, например, показывают, что родители боятся за них. Позже они могут намеренно вызвать опасность.
Восстановление доверия и личный пример
Для того чтобы маленький ребенок или подросток начал подчиняться просьбам и требованиям старших и реагировать на них должным образом, необходимо установить с ними эмоциональную связь и доверительные отношения. Вот несколько простых советов для родителей:
- Покажите, что вам можно доверять и обращаться с любыми вопросами, не боясь осуждения или скандала.
- Не бойтесь спрашивать о проблемах, уточнять детали и рассказывать о своем опыте их решения.
- Не повышайте голос в повседневной обстановке. Если вам нужно сказать что-то важное и срочное, используйте зрительный и физический контакт. Так у малыша будет меньше оснований для отказа.
- Не забывайте хвалить и благодарить. Слова поддержки и одобрение родителей стимулируют гораздо больше, чем материальное поощрение.
- Сохраняйте авторитет. Приятельские отношения приводят к тому, что малыши и подростки перестают чувствовать защиту со стороны родителей. Чтобы восполнить пробел, они ищут наставника на стороне.
Вранье как симптом
Непослушание может также принимать форму лжи. Дети дошкольного возраста лгут, во-первых, потому что не хотят потерять отношения с важным взрослым. Во-вторых, потому что их взгляд на мир каким-то образом магический: когда ребенок говорит, что чашка разбилась сама собой, он верит, что «изменил реальность» и теперь все произошло именно так, как он сказал.
Читайте также:
Как не надо реагировать на непослушание?
Точка зрения, что «родители виноваты в непослушании детей», неверна, потому что, как уже говорилось, не все зависит от родителей. У всех разные дети, и все по-разному говорят об их потребностях, а иногда и вовсе не говорят. Однако есть некоторые неправильные поступки, которые часто встречаются среди родителей.
1. Давать излишнюю свободу
Распространенной ошибкой является позиция «ребенок большой, пусть сам решает» или «нельзя вмешиваться в свободу личности ребенка». Родители с такой позицией, например, спрашивают ребенка: «Ты будешь брать игрушки? Ребенок обычно думает: «Конечно, нет, почему я должен это делать?». Ребенок смущается: «Почему родители меня об этом спрашивают?». Это приводит к страхам и, как следствие, к непослушанию.
Детям нужны правила, твердые устои. Они хотят доверять своим родителям, им нужно знать, что слово родителей непоколебимо. Для них важна предсказуемость. С психологической точки зрения, о свободной личности можно говорить только в подростковом возрасте, когда у ребенка появляется способность к размышлению, ответственность и т.д.. Все это развивается только постепенно и позже.
2. Наказывать
Еще одна ошибка — наказание. Когда мы прибегаем к этому средству, чтобы заставить ребенка слушаться? Когда больше ничего не остается делать. Таким образом, родители буквально показывают свою слабость. Поэтому наказания следует избегать, пытаясь решить проблему более конструктивным способом.
Не реагируйте эмоционально на непослушание: не кричите в порыве праведного гнева, не размахивайте угрожающе руками и т.д. Не наказывайте импульсивно, когда сердитесь. Ребенка не следует изолировать или игнорировать, так как это только усиливает страх и недоверие. Вообще, изоляция и молчание — это проявление психологического насилия, которое травмирует ребенка на всю жизнь.
3. Кивать на «психику»
Третья ошибка — немедленно списать непослушание ребенка на «психологические проблемы» и тащить его к психологам и психиатрам. Даже если ребенок здоров, обеспокоенные родители не удовлетворены мнением одного врача и идут к следующему, пока наконец не получат «хорошее» назначение. Или сам врач, руководствуясь не столько медицинскими, сколько экономическими соображениями, находит что-то, что нужно лечить. И это должно стоить дорого.
Конечно, трудное поведение может быть выражением проблем и трудностей ребенка, например, гиперактивности. Здесь важно избегать обеих крайностей.
Первая — когда ребенок в целом нормален, но родители стараются держать его в строгих рамках, а любое отклонение от родительских ожиданий рассматривается как психологическая проблема.
Вторая крайность — когда ребенок действительно нуждается в медицинской помощи, а родители не идут к врачу и тратят время на попытки помочь ребенку. Который, кстати, тоже страдает от трудного поведения родителей.
Как правильно нужно действовать, реагируя на непослушание?
1. Дать внимание
Когда ребенку что-то нужно, например, игрушка, важна не покупка, как мы уже отмечали, а внимание. Они могут предложить что-то взамен: сделать что-то своими руками, провести время вместе. Кроме того, истерика — это еще и попытка привлечь внимание, которая обычно безоговорочно окупается.
Если ребенок капризничает, потому что устал, нужно вести себя так, как будто ему меньше шести лет: посмотреть ему в глаза, взять на руки, дать глотнуть из трубочки, предложить «подышать и успокоиться». Ребенок не может сделать это сам, он еще мал. Когда он устал, наша задача — изменить его, успокоить, вывести из ситуации, когда его нервная система перевозбуждена.
2. Спокойно объяснить
Как же мы можем объяснить ему, почему он должен делать это так, а не иначе?
Прежде всего, важно, чтобы вы наладили отношения с ребенком, чтобы вы были с ним на одном уровне. В конце концов, он не услышит, как мама кричит из кухни: «Убери игрушки сейчас же!». Вы можете предложить ему фантастический выбор: «Ты возьмешь игрушки в эту машину или в ту?».
Во-вторых, правил должно быть немного, и они должны быть логичными и понятными. Например: ты должен всегда останавливаться и смотреть по сторонам, прежде чем переходить дорогу, иначе тебя собьет машина и ты поранишься.
Если мы действительно говорим о наказании, то единственное эффективное наказание — это столкнуть ребенка с последствиями его поведения. Если он во время истерики сломал игрушку, не ждите, что он тут же получит новую. Если, несмотря на запрет, он забежал в лужу и промочил ноги — позвольте ему некоторое время побегать с мокрыми ногами (конечно, только если вы понимаете, что в данном случае это безвредно для его здоровья).
Не нужно прямо противоречить ребенку, используя клише и стереотипы, но следует наладить с ним контакт и найти решение, например, поиграть в игру, которую любят шестилетние дети.
3. Контролировать себя
Умение родителей контролировать себя очень важно. Если они чувствуют что-то, что не могут контролировать, им нужно просто сказать, что они чувствуют: «Я очень зол», и отложить разговор на потом. Это как кислородные маски в самолете: главное, чтобы родители были стабильны и в безопасности, чтобы они могли помочь своему ребенку.
4. Хвалить за хорошее поведение
Важно поддерживать хорошие отношения с ребенком, например, хвалить его за хорошее поведение. Это практически говорит ему напрямую: «Делай так». Это похоже на обучение, но в некоторых ситуациях без обучения не обойтись — потому что мозг ребенка еще недостаточно развит.
Почему ребёнок не слушается
Есть много причин, по которым ребенок может не хотеть подчиняться вашим желаниям и требованиям. Возможно, он просто не понимает, чего от него хотят. Существует большая разница между ребенком, который решает не следовать инструкциям или действует вразрез с вашими ожиданиями, и ребенком, который не способен следовать инструкциям.
Сознательное решение ослушаться родителя часто основано на выгоде — ребенок рассматривает непослушание как возможность покрасоваться перед друзьями, повеселиться или выйти из неприятной ситуации. Он может не понимать, почему от него ожидают послушания, не видеть неприятных последствий непослушания или, наоборот, ожидать дискомфорта при послушании родителям. Дети постарше также могут стать подозрительными, если им кажется, что родителям или другим авторитетным лицам не хватает мудрости и уважения.
Непослушание — это совсем другое. Ребенок может не понимать, чего от него ждут. Он может быть не в состоянии контролировать свои чувства или управлять своим поведением. Скорее всего, у таких детей есть внутренний дискомфорт или конфликт, который заставляет их совершать «странные» поступки.
Как только вы как родитель или учитель поймете, является ли поведение ребенка сознательным выбором или непреднамеренным действием, вы должны оценить его поведение. Постарайтесь быть объективными и всегда ищите истинные причины непослушания.
Некоторые возможные причины: Непослушание — одна из возможных причин поведения:
- давление со стороны сверстников;
- употребление психоактивных веществ;
- проблемы с настроением (например, тревога, депрессия);
- восприимчивость (например, умственная отсталость);
- травма (например, серьёзная потеря, издевательства);
- проблемы с самоконтролем (например, подавление гнева, враждебности);
- паранойя (например, недоверие);
- антисоциальные черты личности (например, ложь, чёрствость).
В зависимости от степени тяжести для решения любой из этих проблем может потребоваться профессиональная помощь. Если вы очень обеспокоены, лучше всего проконсультироваться с профессионалом. Помните, однако, что не только серьезные отклонения и психологические проблемы, но и бессистемное непослушание характерны для детей всех возрастов, поскольку они проверяют границы вседозволенности и независимости.
В дополнение к уже упомянутым советам, сгруппированным по возрастам, существуют некоторые общие методы, которые могут помочь родителям справиться с непослушным ребенком.
Советы для родителей
Эксперты выделяют два метода построения отношений с непослушным ребенком. Первый метод называется «установить контакт, прежде чем просить», и работает он следующим образом.
Установление контакта перед просьбой или требованием
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок что-то сделал, сначала спокойно понаблюдайте за тем, что он делает в этот момент. Оцените интерес и энтузиазм ребенка.
Прокомментируйте или задайте вопрос о том, что делает ребенок, чтобы показать заинтересованность. «Я вижу, ты делаешь…» или «Расскажи мне, что ты делаешь такого интересного?».
Спросите, можно ли вам присоединиться. Позвольте ребенку взять на себя инициативу в совместной деятельности.
Дождитесь окончания занятия или спросите ребенка, не хочет ли он заняться чем-то другим.
Выбор дает детям чувство контроля. Таким образом, вы показываете ребенку, что вам интересны его мнения и увлечения.
В результате вы с гораздо большей вероятностью будете заниматься с ребенком, не прерывая его и не ослушиваясь, чем если бы вы дали прямую команду.
Правило пяти минут
Еще один эффективный метод — техника 5-минутного предупреждения.
Дети всех возрастов, особенно маленькие, сопротивляются монотонным занятиям. Если вы скажете ребенку, что нужно сделать что-то за пять минут, он откликнется на просьбу перейти от одного вида деятельности к другому. Попросите его сделать это не прямо сейчас…. но через пять минут.
Такой подход также дает детям чувство контроля. И дает родителям возможность убедить ребенка сделать то, что нужно.
— «Через пять минут ты должен почистить зубы».
— «Я хочу, чтобы ты вышел из дома через пять минут».
Попробуйте. Вы будете приятно удивлены тем, насколько такая, казалось бы, простая техника уменьшает количество истерик, обид и ссор в семье.
Другие советы
Вот еще несколько советов по общению с трудным ребенком. Прежде всего, сохраняйте позитивный настрой, оставайтесь спокойными и относитесь к своему ребенку с уважением. Будьте хорошим примером для подражания
- Контролируйте свои эмоции. Всегда старайтесь понять, что вы чувствуете и почему. Будьте честны с самими собой. Найдите более глубокую причину, по которой что-то вызывает гнев, разочарование или неодобрение.
- Выражайте свои эмоции и давайте ребёнку возможность делать то же самое. Не бойтесь и не стыдитесь рассказывать другим, как вы себя чувствуете и почему. Старайтесь быть объективными и конкретными.
- Сохраняйте спокойствие, даже когда вы чем-то расстроены. Найдите занятие или хобби, которое поможет расслабиться и восстановить внутренний баланс. Можно пойти на пробежку или прогуляться на улице, послушать музыку и так далее.
- Постарайтесь понять точку зрения вашего ребёнка. Попросите разъяснений, если вам что-то непонятно. Если вы внимательно слушали, проблема уже наполовину решена.
- Объясните свою позицию на языке, который ваш ребёнок может понять. Дайте ему или ей веские причины для ограничений и запретов.
- Не используйте угрозы, давление, запугивание, чтобы принудить ребёнка подчиниться.
- Обсудите вопрос, который вас беспокоит. Будьте конкретными. Дайте ребёнку возможность объясниться. Слушайте внимательно.
- Не фокусируйтесь на проблеме. Сосредоточьтесь на решении. Составьте список по крайней мере из трех возможных вариантов. Попросите друга, члена семьи, учителя или соседа внести свой вклад, если это необходимо. Другая точка зрения обычно помогает продвинуться вперёд.
- Проявите к ребёнку уважение как к ценному члену семьи. Признайте его сильные стороны, навыки и способности. Составьте список и посмотрите, как каждая из этих сильных сторон может быть использована для решения существующей проблемы.
- Дайте ребёнку свободу и возможность самостоятельно принимать решения и переживать последствия.
Как поступить, если ребёнок не слушается
Ребенок, который не слушается или отказывается слушаться родителей, вероятно, имеет на это веские причины. Как родитель, вы должны объективно и честно оценить свое собственное поведение и свои отношения с ребенком. Чем старше ваш ребенок, тем сложнее понять причину его непослушания.
Прислушайтесь к своему ребенку. Ищите отклонения в поведении, которые могут указывать на серьезные проблемы в его жизни. Вам следует узнать, где и с кем проводит время ваш ребенок. Эта информация даст вам дополнительное чувство безопасности, спокойствия и контроля. Хороший вариант — установить приложение «Где мои дети», которое является лучшим способом для родителей отслеживать местонахождение своего ребенка. С помощью этого приложения вы сможете быстро и своевременно помочь своему ребенку.
Если вы обеспокоены тем, что ваш ребенок убегает из дома, общается с плохой компанией, «тусуется» по ночам или находится под влиянием незнакомца, вам следует принять более серьезные меры, чем просто предупреждение и наказание.
Если ваш ребенок приклеен к устройству 24 часа в сутки 7 дней в неделю, помогите ему управлять своим временем в Интернете и контролировать приложения с помощью Kids360.
Kids360 разработан, чтобы помочь родителям контролировать время, проводимое их детьми в развлекательных приложениях и играх. С помощью Kids360 у вас есть возможность анализировать использование приложений ребенком, устанавливать экранное время, планировать приложения (когда и какие приложения может использовать ребенок) и управлять доступом к приложениям. Kids360 может быть установлено на устройство только с согласия юного владельца.
И помните: пока ваш ребенок в безопасности, дайте ему возможность развиваться и экспериментировать. Соблюдайте баланс между добротой и строгостью в воспитании, и вы удивитесь, как много проблем можно решить естественным путем.
Пожалуйста, оцените эту статью