Готов ли малыш к посещению детского сада? Этот вопрос задают себе заботливые родители, волнуясь за своего ребенка. Они понимают, что такая перемена в жизни неизбежно скажется на психике ребенка, и стараются сделать все возможное, чтобы облегчить процесс адаптации.
Как адаптировать ребенка к детскому саду?
Всем известно, что первые дни в детском саду — это испытание для ребенка и его родителей. Расставаясь утром с мамой, дети обычно плачут и кричат, а вечером они угрюмы, подавлены или, наоборот, необычайно активны и перевозбуждены. Чтобы как можно скорее миновать эту негативную фазу, займитесь адаптацией ребенка в дошкольном учреждении. Иначе плач каждое утро перед выходом из дома и нежелание идти в детский сад могут затянуться на месяцы.
Развиваем самостоятельность у ребенка
Еще до поступления в детский сад родители должны научить ребенка обращаться с ложкой и вилкой, самостоятельно умываться, раздеваться и одеваться, пользоваться горшком. Ребенок, освоивший эти навыки, будет испытывать гораздо меньше трудностей на этапе адаптации.
Чтобы вашему сыну или дочери было легче самостоятельно раздеваться, покупайте практичную и удобную одежду без лишних застежек. Желательно, чтобы вместо застежек были пуговицы. И желательно, чтобы они были спереди, а не сзади. Таким образом, ребенок сможет справиться с этим процессом самостоятельно и не будет нуждаться в помощи няни. Предпочитайте одежду, которая не оставляет следов. Таким образом, родители избегают ненужной стирки, а дети не боятся испачкаться. Например, футболка и джинсовая юбка на резинке или джинсовый сарафан с пуговицами, застегивающимися спереди, — хороший выбор для маленьких девочек. Мальчик будет чувствовать себя более комфортно в компании с футболкой и брюками на резинке.
Выберите обувь, которую ваш ребенок сможет носить самостоятельно. Они не должны быть слишком тесными, но должны хорошо сидеть, не «шататься», не провисать и застегиваться на ремешки. Для удобства выбирайте модели с застежками-липучками.
Потренируйтесь надевать и снимать ясельную одежду вместе с ребенком дома. Дайте ему поносить одежду некоторое время, чтобы он привык к ней. Иначе она может оказаться неудобной и неловкой в первый же день посещения детского сада.
За один-два месяца до поступления в детский сад вы должны адаптировать свой распорядок дня к детскому саду. Это означает: вставание, прогулка, обед в 12.00, подготовка ко сну, дневной сон и полдник в 15.30. Во время акклиматизации к режиму детского сада вы должны быть особенно внимательны. Не отклоняйтесь от него более чем на полчаса в выходные и праздничные дни.
Замечено, что детям, у которых мама почти все время была дома, труднее привыкнуть к жизни в группе. Поэтому позвольте себе за несколько месяцев до начала посещения ребенком детского сада оставить его дома с другими родственниками или няней. Это своего рода «тренинг расставания» перед детским садом.
Привыкаем постепенно
Первое время, и об этом вам скажут учителя и воспитатели, ваш ребенок не должен находиться в детском саду более трех часов (а еще лучше первые два-три дня — один час, затем три дня — два часа и, наконец, три часа). Этот период может длиться одну-две недели. Постепенно время пребывания в группе увеличивается. По крайней мере до месяца после первого посещения (то есть еще две-три недели) ребенок остается в яслях до сна. После этого ваш ребенок может оставаться в детском саду на целый день.
Приведенная здесь информация является абсолютным минимумом. Некоторым детям может потребоваться больше времени для адаптации к новому образу жизни в силу их индивидуальных особенностей.
В некоторых учреждениях малышам разрешается оставаться с матерью в период адаптации.
«Если у вас есть возможность (например, вы еще не вышли на работу), подходите к акклиматизации ребенка в детском саду спокойно и терпеливо. Это может занять не две недели (так обычно говорят воспитатели), а два месяца. В течение этого времени вы и ваш ребенок будете «погружены» в новый этап жизни. Сходите с ним в детский сад, побудьте некоторое время с ребенком в группе, возьмите на первые дни, если он захочет», — говорит психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии и Открытого психоаналитического общества Татьяна Илларионова.
Отпечаток возраста
Одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка в детском коллективе является правильный возраст. Ребенок может быть принят в дом ребенка как в 2 года, так и в 4 года — все зависит от возможностей семьи. В каждом возрасте есть свои проблемы, к которым нужно быть готовым.
Например, двухлетним детям трудно научиться заботиться о себе (есть, одеваться, ходить на горшок). Кроме того, из-за отсутствия опыта у них практически нет опыта взаимодействия с другими детьми: знакомства, совместных игр, совместного использования игрушек.
В возрасте трех лет дети переживают возрастной кризис, в ходе которого они осознают себя независимой, свободной и значимой личностью. В зависимости от тяжести этого кризиса адаптация к детскому саду также проходит по-разному. Однако неизбежно одна стрессовая ситуация накладывается на другую. Поэтому психологи рекомендуют не отдавать ребенка в детский сад до тех пор, пока кризис не утихнет.
В возрасте четырех лет ребенок способен сам о себе позаботиться, завести друзей и играть с другими детьми. Однако на него могут влиять его привычки, связанные с пребыванием дома с матерью, собственным распорядком дня и следованием собственным правилам. Чем старше становится ребенок, тем сложнее отказаться от этих привычек.
Поэтому лучше всего отдавать ребенка в детский сад в возрасте от 3 до 4 лет.
Постарайтесь не совмещать посещение детского сада с другими стрессовыми ситуациями (развод родителей, переезд, смерть близкого человека или рождение младенца).
Сколько продлится адаптация?
Пожалуй, этот вопрос волнует родителей больше всего. Он зависит от многих факторов:
- возраста малыша;
- наличия параллельной стрессовой ситуации;
- наличия у родителей других детей;
- степени опеки над ребенком;
- уровня его зависимости от мамы;
- неуверенности, тревожности малыша;
- крепости иммунитета;
- устойчивости нервной системы;
- степени открытости, общительности крохи, и др.
В зависимости от этих факторов адаптация может быть более или менее сложной.
- Легкая. Проходит в среднем за 3 – 4 недели, без особых скандалов или истерик (но и не без них). Малыш быстро находит друзей среди одногруппников, учится доверять воспитателю. Он с радостью рассказывает обо всем, что с ним произошло за день, ему интересно идти к новым друзьям снова. Его речь довольно быстро развивается.
- Средняя (самая распространенная). Может затянуться на 2, а иногда и более, месяца. Ребенок долго воспринимает садик как наказание, не хочет туда идти, просыпается с плохим настроением, капризничает. Может говорить, что в садике вроде как нормально, но идти туда ему не хочется. Связано это, прежде всего, с ломкой устоев: дома он сам устанавливал правила игры и нормы поведения, а тут приходится считаться с другими и подчиняться.
- Тяжелая (встречается довольно редко). Обычно она свойственна деткам с задержкой развития, проблемной психикой. Но иногда может проявляться и у обычных детей, которые росли избалованными, не знали отказов и оказались совершенно неготовыми к новым условиям жизни. Также «в зоне риска» – дети из неблагополучных семей. Приучить такого ребенка к детскому саду чрезвычайно сложно (а иногда и невозможно). Если ребенок систематически не слушается воспитателя, грубит ему, игнорирует режим дня садика и принятые здесь правила поведения, на это стоит обратить пристальное внимание. Такой малыш во время общего занятия может демонстративно делать что-то свое и злиться, реагируя на замечания; он агрессивно и враждебно настроен по отношению к другим детям: бьет их, толкает, отбирает игрушки. В таком случае ребенок с мамой должен посетить детского психолога. Если специалист сделает вывод о возможности пребывания ребенка в саду, то время коррекционной работы с психологом ребенку лучше пересидеть дома. Если адаптация невозможна, малыша отправят в специальный коррекционный детсад.
В целом психологи говорят, что в большинстве случаев может потребоваться до трех месяцев, чтобы ребенок полностью привык к детской комнате после исчезновения негативных явлений. Все это время он нуждается в любви, понимании и поддержке матери. Чтобы сделать процесс привыкания менее болезненным, матери следует заранее подготовить ребенка к этому важному событию.
Заблаговременная подготовка
Итак, как и когда следует начинать готовить ребенка к детскому саду? Подготовка должна начинаться не позднее 3 (лучше 6) месяцев. Она включает в себя несколько аспектов.
- Прежде всего, навыки самообслуживания. Ребенка постепенно нужно приучать пользоваться горшком, краном, зубной щеткой, посудой, одеваться, засыпать без укачивания. Приобретите удобную одежду на кнопках и обувь на липучках, которые малыш сможет надевать и снимать сам, пусть научится пользоваться ими. Научите его заранее предупреждать о том, что ему надо в туалет.
- Социализация. Чаще гуляйте с малышом на детских площадках, чтобы у него была возможность знакомиться и контактировать с другими детьми, учиться совместным играм. Наблюдайте, как он ведет себя с малознакомыми малышами. Если начнутся сложности, у вас еще есть время что-то исправить. Возможно, придется прибегнуть к помощи детского психолога.
- Отлучение от мамы. Начинайте учить кроху тому, что мама может находиться с ним не всегда, но это не значит, что она его бросает. Оставляйте его на какое-то время на попечение бабушки, тети, подруги, чтобы он привыкал обходиться без вашего присутствия. Придумайте специальный ритуал прощания – нежное слово, поцелуй, объятия, можно помахать ручкой, проводить маму в окне.
- Режим дня. Выясните, по какому режиму работает ваш садик, и постепенно приучайте свое чадо спать, играть и кушать в такое же время.
- Моральная подготовка. Чаще рассказывайте крохе, какой он теперь взрослый – будет ходить в детский сад, как там здорово (много разных игрушек и интересных занятий, добрый воспитатель, увлекательные прогулки и т. д.). Во время прогулок проходите мимо вашего будущего садика, рассказывая крохе, как ему повезло, ведь скоро он будет туда ходить! В присутствии ребенка говорите с родными и друзьями о том, какой важный этап его ждет впереди, как вы этим гордитесь. Можно инсценировать атмосферу детского сада в домашних играх: назначить игрушки на роли воспитателя, деток, вашего ребенка, показать, чем и как они там занимаются, как здорово проводят время, а вечером их обязательно забирают родители. Расскажите, кто такой воспитатель, для чего он нужен. Избегайте при малыше разговоров о возможных трудностях с его адаптацией.
- Здоровье. Укрепляйте иммунитет ребенка. Много гуляйте, проводите закаливание, одевайте по погоде. Организуйте сон при открытой форточке и частое проветривание комнаты. Возможно, педиатр предложит курс поливитаминов.
- Знакомство. Незадолго до начала посещения садика, после всей предварительной работы приведите кроху в его будущий садик для знакомства с жизнью детей. Пусть он увидит, как интересно на прогулке, как здорово иметь много друзей, чем еще детки здесь занимаются; познакомится с воспитателем (которому заранее нужно будет рассказать об особенностях характера вашего чада). Только не приводите ребенка к началу дня, когда туда приходят дети. Иначе он может увидеть слезы и истерики тех, кто еще не привык к детскому коллективу, что станет большим стрессом (если другие плачут – значит, здесь плохо, зачем мама будет водить меня сюда?)
Убедитесь в готовности ребёнка
Психологически ребенок готов к посещению детского сада, когда он прошел через фазу разлуки с матерью, то есть когда он может побыть некоторое время один, не боясь, что с ним что-то случится или что мать не вернется. Чтобы это произошло, в ребенке должны быть заложены и развиты первые зародыши независимости и способности заботиться о себе. В случае хорошего когнитивного развития эта фаза наступает после того, как ребенок преодолел кризис в возрасте трех лет.
По этой причине лучший возраст для начала посещения детского сада — после трех лет. Убедитесь, что к этому времени он освоил простую речь, самообслуживание и уход за собой, умеет общаться со сверстниками и знаком со многими взрослыми, не являющимися близкими родственниками.
Эмоциональная готовность к посещению детского сада возникает тогда, когда ребенок на вопрос, хотел бы он каждый день общаться со сверстниками в группе, не только отвечает «да», но и готов остаться там сначала на несколько часов, а потом и на целый день. Дети, которые хорошо переносят «разлуку» после трех лет, с удовольствием ходят в садик, и период привыкания, конечно, заканчивается сам собой.
Приучайте к детскому саду постепенно
Вы можете помочь ребенку лучше освоиться, познакомив его с группой, воспитателями, правилами и тем, чем он будет там заниматься до начала занятий. Хорошо, если вы сможете организовать экскурсию — пройдитесь по группе, познакомьтесь с воспитателями, объясните, что ваш ребенок скоро пойдет туда, если он этого хочет. Прислушивайтесь к согласию даже маленького ребенка — важно, чтобы этот новый этап жизни не казался ограничением и чтобы ребенок не познакомился с такими словами, как «должен» или «обязан» в возрасте трех лет.
Ребенок в этом возрасте живет образами и чувствами, и то, захочет ли он пойти в детский сад, во многом зависит от того, как родители донесут до него эту информацию.
Малыш и воспитатель
Когда ребенок попадает в детский сад, воспитатель становится временной родительской фигурой. Поэтому важно, чтобы первый воспитатель ребенка обладал положительной структурой личности. Период адаптации пройдет гладко, если воспитатель детского сада будет заботливым, внимательным, понимающим и сочувствующим.
Детский сад может стать «вторым домом», местом, где ваш ребенок будет веселиться и радоваться, если взрослые помогут ему освоиться и будут как можно меньше нагружать психику ребенка. Говорите только положительно о группе детей и воспитателях. Ваш ребенок не должен знать до прихода в группу, что там могут быть проблемы или трудности — иначе он будет тревожиться, потому что не знает, как с ними справиться.
Маленький ребенок нуждается в эмоциональной поддержке, как и взрослый, когда попадает в незнакомую среду или на новый этап жизни. Быть рядом с ребенком в это время означает реагировать на его потребности, желания и, возможно, настроение. Может оказаться, что ребенку трудно адаптироваться, что он не хочет идти в группу и что он плачет. В этом случае не стоит «давить» на него каждый раз, когда он приходит домой, и мучить вопросами «Как прошел день?», «Тебя сегодня кто-нибудь дразнил?» и просить его «потерпеть», потому что ходить в детский сад — это «обязательно». Вместо этого проводите с ним как можно больше времени — целуйте, обнимайте, играйте, рисуйте, гуляйте, чтобы малыш мог «впитать» вашу любовь, и ему будет легче отпустить вас на следующий день, когда вы попрощаетесь.
Ошибки родителей
Нередко родители сталкиваются с трудностями, когда их ребенок привыкает к новой обстановке. Вот примеры распространенных ошибок и как их избежать.
Одна из самых распространенных ошибок заключается в том, что родители не готовы к негативным реакциям в дошкольном учреждении. Они не знают, как реагировать на слезы и нытье, когда ребенок не хочет идти в детский сад, поскольку дома его вполне устраивает предложение пойти туда. Следует помнить, что ребенок впервые сталкивается с подобным опытом, а значит, он не может всего предусмотреть. Приспособление в слезах — обычное и совершенно нормальное явление. Слезы исчезнут так же внезапно, как и появились, но родителям стоит набраться терпения.
Часто родители ошибочно начинают ругать или даже наказывать своих детей за плач. Это не приводит к разрешению ситуации. Взрослым необходимо проявить терпение и такт. Важно помочь ребенку привыкнуть к новой обстановке. Воспитатели должны помочь в этом нелегком деле.
Отложить все дела
В период адаптации матери следует воздержаться от всех других важных занятий, включая работу, чтобы она могла полностью посвятить себя ребенку. Период адаптации может длиться 2-3 месяца. Сами родители также не должны допускать стресса и выплескивать свои переживания вовне. Сейчас не время винить себя за то, что вы хороший или плохой родитель; самое главное для вас — быть спокойным и уравновешенным. Малыши легко перенимают поведение взрослых, им предстоит преодолеть большой рубеж и научиться жить в большой группе. Не говорите отцу или другому члену семьи, что ваш сын или дочь плачет, когда ребенок рядом. Не подчеркивайте свои страхи, потому что дети, даже если их иногда считают слишком маленькими, воспринимают все очень четко и, что еще лучше, чувствуют. Все это усилит тревогу ребенка.
Распространенная ошибка заключается в том, что в это время матери начинают уделять меньше внимания своему ребенку. Бремя ответственности падает с их плеч, и они облегченно вздыхают — напрасно, ведь теперь вам нужно проводить с малышом как можно больше времени, чтобы показать ему, что вы любите его так же сильно, как раньше, или даже больше. Когда вы слышите, как ваш ребенок радостно рассказывает о том, чем он занимался в течение дня и о своих игрушках, вы можете быть уверены, что он усвоил науку обустройства в детском саду.
Продолжительность периода адаптации у каждого ребенка своя. Адаптация также является проверкой для взрослых — готовы ли они сами помочь и поддержать своего ребенка в трудных ситуациях.
Решение уже имеющихся проблем
Представим, что ребенок не хочет идти в детский сад, потому что он там уже давно, и что он становится все более тревожным, как только мама говорит, что пора идти в группу. Скорее всего, это связано с тем, что у 4-5-летнего ребенка есть проблемы в отношениях со сверстниками или воспитателями. Возможно, ребенок не принимает приход нового учителя или существует неразрешенный конфликт между одноклассниками.
Это также может быть связано с недостатком сна. Родителям стоит ввести новый, подходящий режим дня, и проблема разрешится сама собой. За ночь ребенок полностью восстановится и будет с радостью вставать самостоятельно.
Как исправить ситуацию?
Выяснение причин
Что делать родителям, если ребенок жалуется и просится в ясли? Давайте рассмотрим лучшие решения с точки зрения доктора Комаровского:
- Разговор с ребенком. Каждый раз, забирая сына или дочь из сада, интересуйтесь, как они провели день. Возможно, из разговора вы узнаете, что воспитатель грубо обращался с малюткой или кто-то из деток его обидел. Причина того, почему кроха плачет и не хочет ходить в ДОУ, в 80% случаев раскрывается именно в этом формате.
- Разговор с воспитателем. Необходимо соблюдать правила общения: быть вежливым, спокойным, не высказывать претензий и не повышать голоса. Такой подход гарантирует вам получение правдивого отзыва от человека, под контролем которого ваш малыш находится целый день. Выслушав его мнение, вы сможете сделать выводы, как педагог влияет на вашего ребенка.
- Разговор с родителями. Частые и групповые истерики у большинства детей по утрам требуют сбора родительского собрания, чтобы выявить причины такого поведения.
- Предложите малышу нарисовать свой детский сад. Увидев радость и живые эмоции на рисунке, будьте уверены, что проблема где-то еще – скорее всего в семье. Преобладание темных тонов, слезы, ругань на картинке – повод обратиться к психологу или показать этот рисунок воспитателю группы.
- Обратиться к воспитателю с просьбой показать результаты трудов своего чада в стенах ДОУ. Увидев, что по сравнению с другими детками ваш кроха отстает в рисовании, лепке или аппликации, следует позаниматься с ним дополнительно дома. Тогда ребенок перестанет чувствовать свою ущербность по сравнению со сверстниками.
Устранение причин
- Видя проблему в сложности общения вашего ребенка с другими детками, чаще бывайте на площадках, помогайте ему налаживать контакт с малышами. Нужно помочь ему преодолеть свою замкнутость и научить общаться и жить в социуме.
- Не идите на поводу у его капризов и прекратите чрезмерно его баловать.
- Режимы дома и в садике должны быть максимально похожими, особенно это касается времени обеда и тихого часа.
- Прививайте ребенку навыки общения со взрослыми, чтобы уже с юного возраста он понимал необходимость послушания взрослым и осознавал важность субординации.
- Выяснив, что причиной слез и истерик у ребенка является некомпетентный педагог, и это подтверждает большинство родителей в группе, следует обратиться к руководству ДОУ для назначения нового воспитателя (подробнее в статье: что делать, если у ребенка 3-х лет истерика?).
- Присутствующий конфликт между вашим ребенком и воспитателем необходимо разрешить с последним. Отсутствие положительного решения приведет к тому, что сад придется поменять.
- При возможности проведите хотя бы один день в группе. Разумеется, всю картину вы вряд ли увидите, потому что воспитатель при вас может вести себя по-иному, но все же вам будет проще понять, чем именно вызвана тревога вашего чада.
Устранение нарушений
- Мешающие нормальному общению и проведению занятий дефекты речи следует устранить. Для этого нужно обратиться к логопеду.
- Имеющиеся серьезные патологии (ДЦП, олигофрения, аутизм, синдром Дауна, нарушения слуха, зрения и т.д.) требуют перевода ребенка в специализированный детский сад. Не настаивайте на пребывании вашего ребенка в обычном саду. Специализированное учреждение больше подходит для работы с детьми такого плана.
- Причиной отказа от посещения детского сада может быть сильная чувствительность и эмоциональность ребенка. Крохе тяжело в саду, ему там некомфортно, он хочет более спокойного места и более дружеской обстановки. Попробуйте обратиться за советом к психологу. Опытный специалист подскажет, как вести себя в такой ситуации. Старайтесь давать малышу поменьше поводов для стрессов, а вечерами включайте почаще классическую музыку.
Как решать конфликты
Еще один важный аспект, на который следует обратить внимание при адаптации ребенка, — это его способность вести себя в конфликте с другими детьми.
— Единственное, что здесь помогает, — это разговор и поощрение ребенка к самостоятельности. Не очень справедливо, если мама и папа спорят с другими родителями или воспитателями на глазах у ребенка. Вы можете поговорить с воспитателем и узнать, как прошел день ребенка, какие важные моменты были, но вы должны уважать личные границы ребенка», — объясняет психолог.
Родители не должны спорить с воспитателем, особенно в присутствии ребенка. Вы можете поговорить с матерью или отцом ребенка, с которым вы регулярно спорите. Не стоит давать ребенку советы, которые подавляют его чувства («Перестань обижаться», «Не обращай внимания») или вызывают в нем агрессию («Бей их тоже», «Делай с ними то же самое»). Самое главное — научить ребенка справляться со своими чувствами и понимать, как самостоятельно действовать в такой ситуации.
В этом году дошкольные учреждения изменили свою работу в связи с пандемией коронавируса. Как готовится утренний напиток, кто должен носить маски и нужно ли сдавать экзамен по кулинарии, можно прочитать в отчете НГС.
Первые дни малыша в детском саду
В период адаптации ребенку особенно трудно, поэтому очень важно, чтобы в это время родители вели себя правильно, поддерживали ребенка и хвалили его за маленькие достижения.
- От того, как относятся к необходимости вести ребенка в сад взрослые, во многом зависит протекание адаптации. Уверенность и спокойствие мамы передается малышу.
- Не исчезайте внезапно и не обманывайте малыша. Иногда родители боятся не справиться с собственными переживаниями при расставании с крохой, поэтому, как только ни о чем не подозревающий ребенок заходит в группу, они быстро исчезают. Такая неизвестность очень сильно пугает малыша. Приведя ребенка в сад, обязательно скажите, что сейчас Вы уйдете по делам, но скоро обязательно за ним вернетесь. Будьте конкретны и откровенны (например, «Я иду на работу, а ты пока поиграешь с ребятами. После обеда за тобой приду»).
- Время пребывания ребенка в детском саду должно увеличиваться постепенно. Воспитатель, наблюдая за малышом, подскажет Вам, когда он будет готов остаться на обед, а затем и на дневной сон.
- Если воспитатель не против, дайте малышу с собой небольшую игрушку или другую вещь, которая будет служить ему напоминанием о доме.
- После возвращения из садика постарайтесь проводить с ребенком побольше времени, занимаясь любимым вами вещами.
- Постарайтесь снизить эмоциональную нагрузку малыша (не посещайте места массовых развлечений, играйте в спокойные игры и т.д.).
- Будьте терпеливыми к капризам ребенка, ведь оказавшись дома, малыш, возможно, захочет выплеснуть накопившиеся у него эмоции.
В период адаптации дети часто болеют, поэтому лучше всего начинать посещать ясли, когда родители могут оставаться с ребенком дома.
Выводы
Привыкание к яслям — это трудный, но важный процесс. Обычно он занимает от нескольких недель до нескольких месяцев, в зависимости от конкретного ребенка. Рекомендуется заранее подготовиться к переменам: познакомить ребенка с повседневной жизнью детского сада, расширить круг общения, развить навыки самообслуживания. Успех адаптации во многом зависит от отношения родителей к детскому саду, ведь психологическая готовность и уверенность матери передается ребенку. Помните, что вашему ребенку в это время требуется много внимания и поддержки. Успешной адаптации!
Заключение
Детский Монтессори-центр предлагает группы полного и неполного дня для детей младшего возраста. Профессиональные педагоги не только заботятся о детях, но и активно обучают их. Ежедневно проводятся групповые занятия по экологии, математике, чтению и письму, рисованию, рукоделию, драматическому искусству и многому другому. Воспитание личности и развитие вашего ребенка в духе Монтессори основано на свободе выбора и уважении к личности каждого ребенка. Мы будем рады видеть вас и вашего ребенка в нашем клубе.
Статья написана Монтессори-педагогом Анастасией Шутовой.
Трудности адаптации: почему дети плачут
Существует несколько причин, по которым дети плачут в первые дни в детском саду: ✓ Психологическая привязанность к матери. До 2-3 лет ребенок всегда находится с матерью. Они вместе находятся дома, ходят на прогулки, посещают друзей и ходят по магазинам. Затем мать уходит, она уезжает, а с ней остаются другие женщины и дети. У младенцев еще нет понятия времени, для них уход матери — это то же самое, что потерять ее навсегда. Чем старше ребенок, тем менее болезненно он переживает разлуку, потому что понимает понятие времени. Поэтому уже сейчас вы можете объяснить им, что мама вернется к ним через несколько часов. Читайте также: Как справиться с ✓ внезапной сменой привычного уклада жизни. Во время декретного отпуска женщины устанавливают удобный для них и ребенка график сна, питания, занятий и уроков. В детском саду меняется распорядок дня, и вместо утреннего просмотра мультфильмов приходится идти в спортзал, обедать или лепить у доски. Такое резкое изменение распорядка дня вызывает у ребенка сильный стресс. Новые люди, новые правила. В первые дни в детском саду ваш ребенок находится в замешательстве. Он не понимает, почему должен следовать определенным правилам и слушаться незнакомых людей (воспитателей). Раньше родители устанавливали правила дома, а теперь есть незнакомые люди, которых он должен слушаться? Ребенок с бунтарским темпераментом может не только плакать, но и капризничать, вести себя назло и нарушать дисциплину в группе. Шумная группа детей. Интровертные, флегматичные и индивидуалистичные дети труднее переживают период адаптации. Если ребенок не имел регулярного контакта с другими детьми, не имеет братьев и сестер, не участвовал в кружках, то одним из недостатков адаптации является коллегиальность. Обычно в группе много детей. Каждый из них хочет заниматься чем-то своим и может требовать внимания от сверстников, шуметь, бегать вокруг и т.д. Некоторые дети могут быть шокированы таким поведением. ✓ Неподходящие условия. В группе может быть слишком жарко или слишком холодно. Воспитатели слишком требовательны или неопытны в общении с детьми. Еда может быть невкусной, а расстояния слишком большими. Все это объективные факторы, на которые невозможно повлиять. Проще сменить группу или попробовать перейти в другой детский сад.
3 ошибки родителей
На самом деле их гораздо больше, но мы рассмотрим типичные ситуации, когда родители невольно мешают ребенку быстро адаптироваться к детскому саду. Ошибка № 1. Чрезмерное воспитание. Когда воспитательница приводит в группу плачущего ребенка, лучшее решение — спокойно пойти домой и заняться своими делами. Однако некоторые мамы предпочитают часами сидеть в раздевалке, прислушиваясь к малейшему шороху в группе. Или они дежурят у окна, ожидая появления своего ребенка. Они дают ребенку перекусить, чтобы он не проголодался между приемами пищи. Они кутают его в сотню разных одежек, которые ему трудно снять и надеть без помощи гувернантки. В общем, чрезмерная забота родителей почти всегда негативно сказывается на акклиматизации ребенка в детском саду. Ошибка № 2. Шаг назад. Иногда утренние истерики могут затянуться на недели или даже месяцы. В этом нет ничего плохого, просто ребенок привык к тому, что утреннее нытье «не хочу в садик» является частью обязательного ритуала. Родители не могут с этим смириться и вместо того, чтобы побороть привычку ребенка плакать, просто забирают его из яслей на некоторое время. Это ошибка, потому что потом вам придется пройти через все это снова, вместо того чтобы стало легче. Ошибка № 3. Неправильный выбор яслей. Если у вашего ребенка есть проблемы с развитием или здоровьем (например, проблемы с речью или желудочно-кишечные расстройства), вам следует отдать его в специальное дошкольное учреждение или в специальную группу обычного детского сада. Там созданы условия только для таких детей: диетическое питание, дополнительные занятия с логопедами, скорректированные физические нагрузки. В обычных группах создать специальные условия для каждого ребенка будет гораздо сложнее. Если вы задаетесь вопросом, как быстро приучить ребенка к детскому саду, то выбор правильного детского сада — один из самых важных моментов.
В начале этой статьи мы упоминали термин «ребенок, не посещающий школу». Это не выдумка ленивых педагогов или чрезмерно педофильных родителей. На самом деле есть дети, которым детский сад просто не нужен. Им комфортно дома, в окружении близких, и ежедневное вынужденное нахождение в коллективной среде является для них стрессом. Если родители могут сидеть дома со своим ребенком, зачем идти на такую жертву? Согласно статистике, только треть детей, посещавших детский сад, не имеют проблем с адаптацией к школе. Остальные испытывают те или иные трудности на начальном этапе. Поэтому нельзя утверждать, что после детского сада не будет проблем с адаптацией к школе. Еще одна причина, по которой не стоит заставлять ребенка ходить в детский сад, — он часто болеет. Нерегулярное появление в группе приносит стресс, как и в первый раз. Через несколько недель — снова атипичная пневмония и снова сидение дома в течение месяца, чтобы вылечиться. Малышам, которые легко подхватывают вирусы, даже педиатры не рекомендуют посещать детские коллективы. Поэтому лучше забрать ребенка из яслей, чем водить его туда раз в два месяца.
Как приучить ребенка к садику: советы психолога
После того как вы решили, что без детского сада не обойтись, выбрали подходящую группу и установили отношения с воспитателями, прислушайтесь к рекомендациям о том, как подготовить ребенка к детскому саду и облегчить его адаптацию. Начните посещать детский сад в возрасте 3 лет Это, конечно, идеальный вариант. Если вам приходится рано выходить на работу и некому присмотреть за малышом, детские сады принимают детей уже в возрасте полутора лет. Однако возраст психологической готовности к регулярному посещению детского коллектива — 3 года. Часто болеющие дети могут быть приняты в детский сад на один год до школы. Это отличная подготовка к обучению, повседневной школьной жизни и жизни в группе. Для каждого ребенка период адаптации проходит по-разному. Обычный период адаптации ребенка в детском саду составляет 2 недели. Некоторым требуется всего 3 дня, другим — не более месяца. Поймите и примите индивидуальность вашего ребенка и постарайтесь не подстраиваться под определенную модель поведения. Дайте ему достаточно времени, чтобы привыкнуть к переменам. Начните заранее Знакомство с воспитателями и садиком можно провести во время групповой прогулки. Она должна длиться от 15 до 20 минут. На следующий день приведите ребенка и позвольте ему остаться на один час. На следующий день — на два часа. Затем до обеда, послеобеденная прогулка и, наконец, до ужина. Чем более плавно вы будете увеличивать время пребывания ребенка в яслях, тем менее травматичным будет для него переход. Возьмите отгул на период адаптации или договоритесь с родственниками, чтобы они забирали ребенка в удобное время. Ваш позитивный настрой — важная составляющая вашего решения, не уступайте ни сантиметра «занятой территории». Это означает, что если вы уже присматриваете за ребенком 3 часа в день, не нужно забирать его раньше. Пусть он отработает положенное время и через несколько дней увеличит продолжительность пребывания. Соблюдайте внутренние правила детской комнаты. Не приучайте малыша нарушать установленный распорядок: опаздывать на занятия, не есть, не складывать одежду после переодевания и т.д. Наказания за эти нарушения, скорее всего, не последует, но позже, в школе, неумение придерживаться расписания сыграет плохую роль. Вставайте рано Дети часто ужасно хотят спать, и причиной плохого настроения может быть не столько детский сад, сколько необходимость рано вставать. Старайтесь в будние дни ложиться спать пораньше и вставать пораньше, чтобы ребенок успел удобно собраться в сад, съесть легкий завтрак
Скажите ему, чтобы он спрятал его в карман и доставал, когда мамы не будет дома. Это будет напоминать ему, что вы рядом, что вы любите его и что вы скоро вернетесь. Важно, чтобы малыши чувствовали присутствие родителей, даже когда они физически не находятся рядом. Приучайте ребенка к самостоятельности Да, малышей можно пеленать, они не умеют есть ложкой и т.д. Но если вашему ребенку больше 3 лет, он уже может самостоятельно ходить в туалет, есть и одеваться. Постарайтесь привить ему эти навыки, чтобы облегчить переход в детский сад. ***