Ребенка игнорируют сверстники. Что делать родителям. Что делать если ребенка обижают в школе.

Содержание

Информация на этом сайте подлежит консультации с врачом и не является заменой личной консультации вашего врача. Для получения более подробной информации, пожалуйста, ознакомьтесь с пользовательским соглашением

Что делать если ребенка обижают в школе

Школа — это не только учеба и оценки. Для ребенка это также общение и построение отношений со сверстниками. Дети спонтанны в любом возрасте. Они еще не умеют контролировать свои чувства и мысли. Поэтому они часто обижают друг друга. Хорошо, если ваш ребенок не обижается на истерики своих одноклассников и сам не обижает детей. Но не всем детям так везет.

Застенчивый и ранимый

Некоторые дети от природы чувствительны к замечаниям других и легко ранятся из-за обзывательств и дразнилок одноклассников. И когда они видят, что их слова достигают цели, они начинают давить на ребенка еще больше. Они чувствуют его слабость и пытаются унизить его еще больше или просто игнорируют его.

Вы не можете изменить природу своего ребенка — его восприятие мира заложено генетически. Но вы можете научить его не срываться и общаться со сверстниками. Первое, в чем нуждается такой ребенок, — это ваша любовь и поддержка. Если дома его ждет негативная обстановка с постоянной критикой и упреками, он, конечно, не выдержит, сломается и ожесточится против всех. Не позволяйте этому случиться! Дайте ему/ей почувствовать, что вам не все равно, но не заостряйте внимание на его/ее слабостях и недостатках. Просто спросите, как у него дела, сводите его в кафе или кино один раз после школы и разговаривайте с ним больше как с другом, чем как с матерью. Дайте ему/ей понять, что вы — его/ее опора и поддержка. Если он/она делает что-то не так, не ругайте его/ее и не делайте резких замечаний, которые он/она может воспринять как оскорбление. Например, не говорите: «Ты неуклюжий», а говорите: «Тебе нужно быть более сообразительным».

обижают в школе

Поддержка сверстников

Если у вашего ребенка есть друзья, поощряйте его компанию. Вашему ребенку также полезно общаться с другими детьми вне школы, чтобы сменить обстановку. Поэтому запишите своего ребенка в клуб в зависимости от того, чем он увлекается или чем хочет заниматься. В новом сообществе, где у детей есть общие интересы, ему, конечно, будет легче общаться, а занятие, которое ему нравится, даст ему удовлетворение от своих способностей. Все это укрепит его уверенность в себе.

Что касается одноклассников, объясните ребенку, что они имеют право так реагировать — в конце концов, это они плохо себя ведут и намеренно причиняют ему боль. Но не стоит так сильно переживать. Разве его волнует мнение тех, кто так грубо себя ведет? Они не заслуживают уважения, и все, что он может сделать, это посочувствовать их поведению. Пусть он постарается не обращать внимания на все оскорбления. Еще лучше спокойно повернуться и сказать обидчику, что не нужно его обзывать — он неразумен, если ему что-то не нравится, он должен заткнуться, вы можете быть друзьями или не быть друзьями. Это, скорее всего, сработает, потому что обидчик почувствует себя глупо. Его попытка причинить ему боль не только провалится, но он поймет, что его намерения понятны и что его противник не такой уж глупый и беззащитный, каким он казался. Тогда вашего ребенка, скорее всего, не только оставят в покое, но и будут уважать, потому что дети признают только сильных.

обижают в школе

Это все равно буллинг!

Если ребенка игнорируют его одноклассники, причем не только в отдельных случаях, но и в системе, то это все равно буллинг! Даже если это не классический буллинг, то есть нет явного физического или психологического насилия. Однако буллинг — широкое понятие и обязательно включает в себя агрессию, хотя и не всегда в активной форме. По сути, речь идет о том, что ребенок имеет нездоровые отношения со сверстниками и в результате страдает.

В любом случае возникает конфликт между ребенком и группой детей. Что такое конфликт? Это разные интересы и мнения. Ребенок хочет внимания, а его сверстники — нет. Он хочет, чтобы к нему относились одинаково, чтобы его принимали в игре, в обществе, но его не принимают.

Любой конфликт должен быть разрешен тем или иным способом, либо через споры, драки, либо, что гораздо лучше, через соглашения, через баланс интересов. Именно так должны поступать родители и учителя в подобных ситуациях.

Важно отметить, что когда другие дети слепы к ребенку, могут возникнуть более серьезные формы травли с открытым насилием. И не обязательно только по отношению к ребенку.

Дело вот в чем: активные дети и неформальные лидеры воспринимают одиночек как тех, кто не сопротивляется никаким выходкам. То есть их можно игнорировать. Это можно назвать «консенсусным электоратом». Другими словами, у них не будет никаких препятствий для того, чтобы притеснять кого-то, если им вдруг захочется.

Ребенка игнорируют сверстники. Что делать родителям?

И если никто в классе не замечает, как сильно пренебрегаемые дети возмущаются своим отчуждением, такая атмосфера безразличия и незаинтересованности создает условия для явного, классического буллинга. Поэтому такое пренебрежение, даже если оно непреднамеренное, должно стать тревожным сигналом для учителей: Ситуация в классе нездоровая, надо действовать.

И сразу скажу, что родители, которые считают, что обращаться к классному руководителю нужно только в случаях явного буллинга, ошибаются! Они могут думать: «Что я должен сказать учителю? Что мои дети не дружат и не общаются с моей Леной? Как будто они должны дружить и общаться друг с другом? Учительница ответит мне, что ничего неподобающего не происходит!».

Это большое заблуждение. Классный руководитель должен знать обо всем, что происходит в его классе. Не информировать его — значит потерять драгоценное время и усугубить ситуацию.

| Читайте также:

Кто виноват?

Это классический вопрос, который мучает родителей в подобных ситуациях. Если ребенку чего-то не хватает, невосполнили, если у него есть какие-то черты характера и он винит в своем обращении или виноваты его одноклассники — хорошо, что он попался такой невнимательный, когда учителя, которые не видели атмосферу в классе.

Конечно, причины отчуждения следует изучить, но не следует концентрироваться на том, чтобы обвинить кого-то другого. Что касается причин, то они могут быть следующими:

1. Ребенок оказался новичком в уже сложившемся коллективе

Наиболее распространенная — переход в другую школу, менее распространенная — переход в другой класс в той же школе, в тот же параллельный класс. То, что дети поначалу не замечают его, — это нормально, это ситуация адаптации. Они просто смотрят на него, а он смотрит на детей. В таких случаях нужно не волноваться и вмешиваться, а оказать моральную поддержку ребенку в семье. Тогда проблема постепенно решится сама собой.

Ребенка игнорируют сверстники. Что делать родителям?

2. Предшествующий травматичный опыт

Как и в первом случае, ребенок пришел в группу недавно, но в предыдущей группе у него был травмирующий опыт, и, придя в новую школу, он вольно или невольно будет ожидать и бояться повторения прежних ситуаций. Он будет бояться, что над ним будут издеваться, поэтому будет молчать и неадекватно реагировать на шутки и поддразнивания, обычные для любого детского сообщества, и поэтому другие дети также могут относиться к нему с подозрением.

3. Неформальным лидерам в классе понадобилась жертва для самоутверждения

Ребенок находится в этом классе уже долгое время, он не нов, и ситуация отчуждения длится уже долгое время. И может быть выявлено пренебрежение, которое является разновидностью буллинга. Это особенно часто встречается в классах, где девочек большинство. Обычно одна-две девочки, неформальные лидеры, задают тон, и «демонстративное отчуждение» исходит от них. Если в группах мальчиков им приходится пускать в ход кулаки, чтобы перейти к делу, то в группах девочек они делают это без открытого физического насилия. И чтобы понять, так ли это, нужно обратить внимание на позицию ребенка. Кто он? «Мальчик-неудачник», который со всем мирится? Или он пытался противостоять позиции неформальных лидеров и его «закрывают», демонстративно игнорируют?

4. Личностные особенности самого ребенка.

Особенно если он замкнут, интровертирован и ему трудно общаться не только в своем классе, но и в других группах детей. Но и в этом случае родителям не стоит разводить руками: «Если он такой, то ничего не поделаешь. Нет, вы должны что-то сделать. Если между ребенком и классом возник конфликт, его необходимо разрешить.

А вдруг это не игнор?

Прежде чем родители что-то предпримут, они должны быть убеждены, что проблема действительно существует. А это не всегда так. Иногда ребенок думает, что его игнорируют в классе, но на самом деле ситуация там совершенно нормальная.

Но сам факт того, что ребенок так считает, говорит о том, что проблема существует — просто, возможно, другая. Я уже приводила пример: Если ребенок с непроработанной травмой, у которого был плохой опыт в предыдущей школе, переходит в новую школу, это может быть вполне нормально. Но его непроработанная травма мешает ему нормально общаться с новыми одноклассниками и создает ситуацию отчуждения. Так что проблема именно в этом: в непроработанной травме. Родители надеялись, что в новой школе все само собой наладится, но они не учли, что сначала нужно позаботиться о травме, которая у него уже была.

Ребенка игнорируют сверстники. Что делать родителям?

Другой пример — проблема в семье, в отношениях между родителями, когда царит напряженная атмосфера. Ребенок говорит, что его обижают (или на него не обращают внимания) в классе, но на самом деле он пытается привлечь внимание родителей, чтобы отвлечь их от постоянных споров. Его жалобы на самом деле являются посланием: прекратите ссориться.

Существует такое понятие, как школьный синдром. Это когда дети бессознательно не хотят идти в школу, у них возникают боли в области ко, живота, кровотечения из носа или лихорадка. Причины школьного синдрома могут быть как в школе, так и дома. Каждый случай необходимо тщательно лечить.

Другими словами, важно не то, как на самом деле к ребенку относятся одноклассники, а то, как он субъективно это воспринимает и насколько это для него травматично. Ведь сам по себе он не сможет справиться с такой неприятностью.

Что делать, если ребенка действительно обижают в школе?

Такую проблему нельзя игнорировать, даже если происходят безобидные, на взгляд взрослого, вещи. Первый шаг — поговорить с ребенком по душам. Возможно, вам потребуется привлечь детского психолога.

У вас есть вопрос к адвокату? Задайте его прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию лучших юристов в вашем городе. Мы быстро ответим на ваши вопросы и постараемся помочь вам в вашем конкретном случае.

Бесплатная телефонная линия по всей России: +7 800 350-51-59.

Затем необходимо начать действовать:

  • Собираем доказательную базу: скриншоты переписки в соцсети, мессенджере, аудио и видео записи (если есть), свидетельские показания. Также нужно сохранить испорченные вещи ребенка. Если есть побои (даже если это мелкие ссадины), получить подтверждающую справку из медицинского учреждения.
  • Обращаемся в школу – к классному руководителю, директору. Оповещаем их о ситуации, требуем вызвать в школу родителей обидчиков. С ними также нужно провести беседу, но делать это надо только в присутствии учителя, директора.

Если эти меры не помогли и ситуация не разрешилась, то:

  • Пишем официальную жалобу на имя директора школы.
  • Подаем жалобу в комиссию по делам несовершеннолетних и инспектору по делам несовершеннолетних.

Если дело все еще не разрешилось должным образом, обратитесь к адвокату:

  • Департамент образования.
  • Прокуратуру.
  • Уполномоченному по правам человека в городе.

Эти последние меры необходимы, если ситуация более чем серьезная и это не обычный школьный спор. Поэтому на данном этапе:

  • Собираем доказательную базу самого инцидента и того, что были предприняты меры до суда: копии жалоб на имя директора школы, заявления в КДН, инспектору.
  • Обращаемся к юристу – с адвокатом вести такие дела гораздо эффективнее.
  • Подаем иск в суд.

Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

В таких случаях небезосновательно переводить ребенка в другую школу.

Ответственность за буллинг

Большинство молодых людей, совершающих противоправные (и моральные) действия в отношении своих одноклассников, считают, что их не привлекут к ответственности. Однако Уголовный кодекс Российской Федерации смотрит на это иначе. С 14 лет подросток может быть привлечен к ответственности по этим статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

С 16 лет ответственность наступает также по этим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации:

  • Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства.
  • Статья 282 – унижение человеческого достоинства, возбуждение ненависти или вражды.
  • Статья 116 – нанесение побоев.
  • Статья 119 – угроза убийством.
  • Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
  • Статья 117 – истязание физическое или психологическое.

Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Если правонарушителю нет 14 лет, то ответственность за его действия несут родители, статья 5.35 КоАП РФ.

Учителя также могут быть привлечены к ответственности, если будет установлено, что они пренебрегли своими должностными обязанностями. Статья о халатности есть и в Уголовном кодексе РФ.

И в заключение

Здесь нам объяснили только юридический аспект проблемы — молодые люди должны понимать, что за свои поступки они будут отвечать, и не всегда только записью в школьном дневнике. Моральная сторона проблемы гораздо сложнее того, что написано в Уголовном кодексе и КоАП РФ. Травма, полученная в школе, часто приводит к серьезным психологическим проблемам во взрослой жизни.

Однако суть проблемы заключается во взрослых: Именно они должны воспитывать своих детей. Родители должны понять, что они несут ответственность за поступки своих детей и что то, что делают их дети, — это их ответственность.

Что делать, если травля не связана с физическим насилием

Над ребенком постоянно издеваются, бойкотируют, высмеивают в классе, ставят оскорбительные оценки, а вещи уничтожают или прячут.

1. обратитесь к администрации школы.

К классному руководителю, школьному психологу, директору.

Напишите заявление: стоит перечислить все факты, свидетельствующие о буллинге, и описать, к чему это привело. Письменная жалоба — это доказательство того, что проблема существует и что вы о ней говорили. По закону администрация школы обязана ответить в течение 30 дней.

Прочитайте, что говорится в уставе школы о подобных ситуациях. 2.

Внесите предложения о том, как прекратить издевательства.

Если вы хотите остаться в этой школе, предложите создать примирительный комитет. Важно, чтобы вы сами были готовы активно участвовать в этом. В комитет могут входить представители школы, родители и сами ученики: Они принимают решения и резолюции, которые становятся обязательными для исполнения.

Свяжитесь с ученическим советом (если он есть в школе) или предложите создать его.

Предложите привлечь к разрешению конфликта старших учеников.

Привлеките посредника, желательно с конкретной кандидатурой от администрации (это можно указать в первом заявлении в школу). 3.

3. если школа не реагирует, обратитесь к соответствующим лицам.

Куда писать петицию:

  • в Управление образования вашего города или области: потребовать проверить действия школьной администрации и учителей;
  • в Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора: у них есть право контроля за соблюдением прав учащихся, они обязаны реагировать на обращения по вопросам образования;
  • уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе. В их компетенцию входят вопросы соблюдения прав ребенка.

Органы власти обязаны реагировать на обращения граждан и отвечать на них в течение 30 дней (с момента получения). По результатам рассмотрения возражений может быть проведена проверка. Иногда после проверки возбуждается административное производство, если в ходе проверки выясняется, что учителя и администрация школы не соблюдали требования Закона об образовании, не способствовали разрешению конфликта или сами были вовлечены в конфликт.

4. информируйте общественность.

Разместите информацию в социальных сетях и попросите всех, кто вас читает, поделиться ею.

Постарайтесь привлечь журналистов: Позвоните в газету или на телеканал.

Вы также можете связаться с некоммерческими организациями: Во многих регионах Российской Федерации уже существуют неправительственные организации, занимающиеся проблемой буллинга.

Что дальше

Если ситуация не меняется, вам следует подумать о смене школы.

Вы можете обратиться к адвокату и подать иск о возмещении вреда здоровью и морального ущерба. Ответчиками по иску будут родители тех, кто начал (и продолжал) травлю.

Отведите ребенка к психологу: вам нужно будет зафиксировать его состояние (депрессия, подавленность); это поможет определить размер компенсации за моральный ущерб.

Физический вред. Как только случится что-то серьезнее небольшого синяка.

Если ваш ребенок приходит домой с порезами или ожогами, если у него постоянно появляются синяки и царапины, если он что-то сломал — все неправовые способы справиться с ситуацией прекращаются. Пришло время принять законные меры предосторожности.

1. перестаньте водить ребенка в школу.

По крайней мере, на некоторое время, пока ситуация не разрешится. В крайнем случае, подумайте о переводе в другую школу. 2.

2. Соберите доказательства.

  • Сделайте медицинское освидетельствование ребенка: снимите побои максимально подробно, возьмите справку у врача, сами сделайте фото и видео.
  • Запишите на диктофон или на видео разговоры (звонки, переговоры) участников травли.
  • Сохраните испорченные вещи, зафиксируйте дату и подробности того, как их испортили.
  • Сделайте скриншоты переписки в чате, сохраните электронные письма.
  • Запишите имена свидетелей физического насилия или порчи вещей.

Напишите заявление прокурору и в полицию.

Будет очень хорошо, если вы сначала проконсультируетесь с адвокатом или неправительственной организацией, которые смогут подсказать вам, на какие законы и постановления вы должны ссылаться в своем заявлении.

Прокуратура отвечает за соблюдение закона, а закон гарантирует право ребенка на безопасную среду обучения. Поэтому прокуратура обязана расследовать, как администрация школы соблюдает эти требования.

В случаях умеренных или серьезных нарушений необходимо привлекать полицию. Полиция обязана провести расследование и принять решение о возбуждении уголовного дела.

Оба заявления могут быть написаны в свободной форме: Просто опишите, что произошло. Самое главное — изложить факты и приложить все доказательства, которые вы можете собрать. 4.

4. свяжитесь с официальными лицами.

Куда писать петицию:

  • в Управление образования вашего города или области: потребуйте проверить действия школьной администрации и учителей.
  • в Рособрнадзор и территориальное управление Роспотребнадзора: они обязаны реагировать на любые обращения по вопросам образования.
  • Уполномоченному по правам ребенка в вашем регионе.

5. привлечь внимание общественности.

Разместите информацию в социальных сетях и попросите всех, кто вас читает, поделиться ею.

Постарайтесь привлечь журналистов: Позвоните в газету или на телеканал.

Вы также можете связаться с местными советниками или некоммерческими организациями: Во многих регионах существуют неправительственные организации, которые занимаются проблемой буллинга.

Что дальше

  • Если возбуждено уголовное дело: поддерживайте контакт со следователем и помогайте в расследовании, насколько это возможно.
  • Если прокуратура и полиция не реагируют: в течение 30 дней с момента вашего заявления, напишите в областную прокуратуру вместо районной, в главное управление МВД, Министерство образования, Рособрнадзор и Роспотребнадзор.
  • Если у вас есть медицинское заключение о состоянии ребёнка (и тем более если он проходил лечение): предъявите школе иск о возмещении вреда здоровью. Сохраняйте все чеки за купленные лекарства, справки и заключения от врачей.

Иллюстрированную листовку можно найти на сайте проекта.

Читайте по теме

  • Что такое травля и как ее остановить: инструкция для детей
  • Что делать, если ребенка травят в школе: инструкция для учителей

Политика ООО «Фэмили Медиа» в отношении защиты и обработки персональных данных

Назначение и область действия документа

Политика ООО «Семейные медиа» (ОГРН 1137847291823, ИНН 7839482453, юридический адрес: 190068, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, 126, лит.А, пом.5-. N, помещение 6), именуемое в дальнейшем «Компания», о защите и обработке персональных данных (далее — «Политика») определяет позицию и намерения Компании в отношении обработки и защиты персональных данных в целях соблюдения и защиты прав и свобод физических лиц, в частности права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго

Данная политика будет строго применяться руководителями и сотрудниками всех структурных подразделений и филиалов Компании

Данная политика распространяется на все персональные данные, обрабатываемые Компанией с использованием или без использования средств автоматизации.

Любое лицо, затрагиваемое персональными данными, имеет доступ к данной политике.

Определения:

Персональные данные — это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или идентифицируемому физическому лицу (гражданину, субъекту), его детям или членам семьи. Другими словами, эта информация включает в себя: Фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, сведения о семейном, социальном и имущественном положении, сведения об образовании, профессии, доходах, сведения о состоянии здоровья, биометрические данные, включая фотографии, и другая информация.

Защита и обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций) с персональными данными, осуществляемые с использованием средств автоматизации или без использования таких средств. Такие действия (операции) могут включать: сбор, получение, запись, систематизацию, накопление, хранение, раскрытие (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, стирание, уничтожение персональных данных.

В рамках своей деятельности Общество обрабатывает персональные данные следующих лиц (далее также – субъекты):

  • работников Общества;
  • физических лиц, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера;
  • кандидатов на замещение вакантных должностей Общества;
  • зарегистрированных пользователей сайта Общества – www.littleone.com;
  • представителей юридических лиц – физических лиц;
  • контрагентов Общества — индивидуальных предпринимателей.

Как вести себя учителю

1. Не перекладывать ответственность

Это уже относится к учителю. Оскорбления, обзывания и обидные шутки могут быть забавой для всего класса, но человек, над которым издеваются, явно не получает от этого удовольствия — поэтому задача учителя остановить это. Не существует оправданий типа «ну, они не дерутся, так и быть». Игра, когда всем весело, — это процесс, в котором каждый участвует добровольно.

2. Определить, когда начинается травля

Учитель должен различать конфликты, непопулярность и издевательства, поскольку с каждой из этих проблем следует бороться по-разному. В конфликте обычно участвуют два примерно равных человека. В этом случае хорошо подходят методы медиации: третья, нейтральная сторона вступает в конфликт, высказывает беспристрастное мнение и помогает разрешить спор.

5 важных различий между обычными школьными конфликтами и буллингом

Учителя также могут помочь детям стать более популярными: Они могут поручать им задания, с которыми они хорошо справляются, отмечать их успехи, хвалить их — словом, показать значимость этого человека для всей группы. Однако эти меры следует принимать только тогда, когда нет буллинга; в противном случае ученик рискует пострадать от буллинга еще больше, потому что издеваться над успешным «выскочкой» или «плохим парнем» еще веселее и интереснее.

3. Взять ситуацию в свои руки

В случае буллинга следует работать не с одним учеником или двумя спорящими учениками, а со всей группой одновременно. Это связано с тем, что невозможно искоренить травлю, убрав главного задиру: группа тут же подставит нового задиру, только на этот раз новый задира научится прятаться или запугивать более тонким и изощренным способом. Первый важный шаг учителя — дать классу понять, что он в курсе ситуации и что она его не устраивает. Второй шаг — дать проблеме название: У нас в классе буллинг/насилие. Варианты типа «Саша не ладит с тобой, потому что ты его обидел, он чувствует себя плохо и расстроен» неуместны, потому что это перекладывает ответственность обратно на «Сашу» и апеллирует к его чувствам (но если бы агрессор заботился о его чувствах, он бы не стал его задирать).

4. Представить травлю как болезнь

Агрессор обычно пытается отрицать последнее слово и защищаться словами «он сам это сделал», «а как же я?», «он первый начал». Поэтому эффективнее представить буллинг как болезнь, которая поражает всю группу и заставляет всех чувствовать себя грустно и плохо. Что мы можем сделать, чтобы вылечить себя, чтобы снова иметь дружный класс?

Этот метод позволяет зачинщикам сохранить лицо (очень часто это неуверенные и уязвимые дети, которые боятся потерять уважение и авторитет), а всей группе осознать, что они находятся в одной лодке.

Примеры из книг и фильмов — для младших детей «Гадкий утенок» Гарри Бардина, для старших — «Чучело» Железникова — способствуют развитию дискуссии. Разумеется, каждый должен читать или смотреть фильм вместе, а не навязывать домашнее задание. В процессе важно обращать внимание на определенные моменты, интересоваться мнением учеников, спрашивать, как бы они поступили в том или ином случае, кто прав и почему.

5. Помочь детям оценить своё поведение

Пусть дети начисляют баллы в зависимости от того, какой вклад они внесли в травлю: не участвовали вообще, молча наблюдали, поддерживали зачинщика или были главным виновником. Полезно также разработать общие правила поведения, проголосовать за них, написать их большими аккуратными буквами на листе бумаги и попросить всех детей подписать их. Конечно, этот «документ» не имеет юридической силы, но терапевтический эффект от заключения реального договора со взрослым поможет усилить положительную динамику изменений.

«Со мной так нельзя!»

— Согласно этой логике, должны ли мы испытывать жалость, когда ученик бьет другого ученика?

— Нет, жалость здесь не поможет, а скорее навредит, потому что тогда эти дети впадают в состояние еще большей безответственности. Мы говорим здесь не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать их, понимать их. Важно обсуждать с ними такие случаи. Все, что происходит, нужно называть своими именами. Издевательства — это издевательства, и другого названия для них не существует. Мы не будем молчать об этом! Если взрослые будут молчать об этом, дети не остановятся и будут все глубже и глубже погружаться в конфликты.

Хорошо, если учитель начнет такой разговор: «Дети, мне кажется, что в классе существует какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И.. Пожалуйста, объясните, в чем дело? Что вас особенно беспокоит в нем?». Самое главное — всегда держать руку на пульсе и не упустить момент, когда может быть уже слишком поздно. Да, я уже говорил выше, что семья играет большую роль для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), на учителе лежит не менее большая ответственность. Классный руководитель должен быть заботливой мамой для своих учеников. Причем без исключения, даже если ученик ей по каким-то причинам не нравится.

— А как должны вести себя родители, если их ребенок жалуется на издевательства в школе?

— Когда ребенок, у которого хорошие отношения с родителями, говорит им, что не ладит с одноклассниками, обычно от взрослых можно услышать следующую фразу: «Дайте ему по лбу, и он спустится». Однако на самом деле это одна из граней, которые приводят к постоянным конфликтам. Есть и другая крайность: «Просто не обращайте на него внимания». К сожалению, оба эти пути ведут в никуда. Игнорирование обидчика только еще больше его раздражает. Он не оставит вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление, пока не сломается.

— Почему вы не должны говорить своему ребенку: «Дай мне сдачи, когда тебе будет больно».

— Когда вы даете такой совет, вы показываете свою слабость. Вам нечего предложить, кроме такого же агрессивного поведения, которое демонстрирует другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно признать, что ваш сын или дочь высказывает свой субъективный взгляд на вещи. Да, ребенку неудобно, да, ему/ей больно, но с этим нужно разобраться. Спросите себя: «Что мой сын/дочь делает такого, что его/ее сверстники позволяют ему/ей вести себя подобным образом?».

Конечно, не всегда виновата жертва. Однако есть дети, которые попадают в такие ситуации и справляются с ними, потому что твердо уверены, что их нельзя не уважать. А есть дети, которые, наоборот, абсолютно уверены, что их можно бить, оскорблять и унижать. Здесь мы снова возвращаемся к отношениям между ребенком и родителем. Есть хорошая фраза: «Ты не можешь так со мной поступать, то есть ты не можешь меня бить, оскорблять, унижать». Эту фразу взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова могут остановить агрессора.

— Как правильно построить диалог с классным руководителем, если вы заметили, что над вашим ребенком издеваются?

Крайние меры

— Что делать, если ребенок вообще не хочет, чтобы мама или папа вмешивались в его конфликт со сверстниками?

— В этой ситуации важно дать понять ребенку, что вы всегда придете ему на помощь, если он не справится. Например, «Я уважаю твое решение. Я хочу, чтобы ты знал, что я рядом с тобой, что бы ни случилось, и что я всегда могу тебе помочь». Просто понаблюдай за ситуацией некоторое время: Если она выйдет из-под контроля, вы, как взрослый, должны все остановить. Самое главное на первых порах, чтобы ваш ребенок знал, что он по-прежнему защищен, что у него есть «фундамент», на который он может опереться в случае необходимости.

— Каковы признаки того, что ребенок подвергается травле со стороны сверстников?

— Перепады настроения. Ребенок не хочет идти в школу/садик, хнычет, говорит о том, какой он плохой. Не рассказывает интересных историй о жизни в классе. Очевидные признаки: приходит с синяками, сообщает, что потерял тетрадь, или просто начинает постоянно «терять» вещи. Часто это происходит потому, что одноклассники их портят, отбирают или просто выбрасывают. Вообще, желательно познакомиться с друзьями вашего ребенка. И было бы очень хорошо, если бы они время от времени приходили к вам домой.

— Предположим, у ребенка острый конфликт со сверстниками: Может ли помочь перевод в другую школу?

— Это крайняя мера. Лучше иметь дело с определенной группой, чем постоянно менять ее. Часто бывает так, что ребенок меняет школу за школой, но не может подружиться со сверстниками. В этом случае нужно разобраться с ребенком — что он делает такого, что общество его не принимает? Возможно, он не доверяет другим людям, заставляет их делать плохие вещи или ведет себя агрессивно.

— Что вы думаете о домашнем обучении детей, которые не могут быть интегрированы?

— Это очень индивидуальная история. Нужно принимать во внимание, насколько ребенок подвержен эмоциям. Для некоторых такой шаг действительно может помочь им восстановиться, вернуть уверенность в себе и стать более уверенными в себе. Но в то же время ребенку стоит обратиться к психологу и разобраться в ситуации. И, возможно, не только ему, но и всей семье. А когда он восстановится, «встанет на ноги», можно снова идти в школу.

Но если вы решаете проблему, ограждая ребенка от мира, защищая его и говоря: «Все вокруг плохие, а ты особенный», — он никогда не будет готов выйти из этих тепличных условий. И это усугубит проблему.

Какие дети чаще всего подвергаются нападкам?

Обычно дети выделяются среди своих сверстников. Не обязательно, чтобы ребенок, над которым издеваются, выглядел иначе, хотя это тоже важный фактор — он может сыграть решающую роль в выборе «беглеца». Ребенок может выделяться своим поведением, своим взглядом на различные ситуации, своим характером и чертами личности, которые отличаются от других детей. Известно, что дети-интроверты чаще подвергаются нападкам со стороны сверстников.

В большинстве случаев нападающие очень восприимчивы к тем, кто не может защитить себя из-за низкой самооценки. Обычно это дети, которых постоянно критикуют дома и у которых развились комплексы, легко «считываемые» другими.

Дети из малообеспеченных семей, у которых нет модного оборудования и одежды, также становятся объектами всевозможных нападок.

Когда ребенок переходит в другую школу, где уже существует устоявшаяся иерархия в группе детей, часто возникает ситуация, которую можно описать как «Кто тут новенький?». Даже если ребенок был лидером в своей предыдущей школе, ему приходится заново выстраивать отношения с новыми одноклассниками.

Привилегированный ребенок, защищенный родителями от «суровой реальности», часто подвергается насмешкам, когда сталкивается с моделью реальной жизни в школе.

Дети, имеющие собственное мнение, отличающееся от авторитарной точки зрения учителя, могут подвергаться травле со стороны учителя. Часто ребенок, чьи родители конфликтуют с учителем, подвергается травле.

Как понять, что ребенка обижают: основные признаки

Нежелание ходить в школу. Ребенок ищет любой предлог, чтобы не ходить в ненавистную ему школу, избегает общения с учениками. Он начинает систематически пропускать школу, ищет причины, чтобы остаться дома, становится тихим и замкнутым, отказывается говорить о школьной жизни и друзьях.

Нежелание идти в школу и подвергать себя травмирующей ситуации может проявляться и на физическом уровне: У ребенка систематические головные боли, расстройства пищеварения, он часто болеет.

Кроме того, меняется поведение ученика: он отстраняется, становится более раздражительным, плачет, закатывает истерики, видит кошмары или даже мочится в постель. Он неохотно общается со сверстниками, постоянно находится в плохом настроении и имеет низкую самооценку.

На теле ребенка регулярно появляются синяки и ссадины, его одежда и личные вещи рвутся и ломаются, а то и вовсе пропадают. Конечно, ребенок может получить царапины в результате несчастного случая, вещи могут порваться или потеряться, но не следует верить рассказам о ребенке, который якобы сам упал и поэтому каждый день имеет синяк под глазом и разбитый нос, а рукав рубашки случайно порвался в пятый раз за неделю.

Ребенок может жаловаться на плохое поведение сверстников или учителя. Ваша задача как родителя — не отмахнуться от сына или дочери, а обратить внимание на такие жалобы и отреагировать соответствующим образом.

Как вести себя, если ребенка обижают

Первый шаг — разобраться в ситуации и выяснить, что на самом деле происходит между детьми в классе. Постарайтесь поговорить с ребенком по душам. Не заостряйте внимание на оценках и одноклассниках — лучше показать ребенку любовь, понимание и поддержку в любой ситуации. Когда ваш ребенок доверится вам, выслушайте его внимательно и как можно спокойнее.

Не стоит сразу бежать в школу и выяснять отношения с обидчиками вашего ребенка: Вы окажете ему плохую услугу, и к болезненным прозвищам, которыми его наградили одноклассники, добавится еще несколько, например, предатель, сплетник. На какое-то время хулиганы могут затихнуть, но вскоре они с новой силой продолжат свое нытье.

Обязательно поговорите с учителями и классным руководителем. Вам необходимо выяснить, с кем и как общается ребенок, с кем он дружит, с кем из одноклассников у него возникают конфликты. Это поможет вам понять, почему ваш сын или дочь подвергаются травле.

Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации и не бросайте его. В силу своего возраста и отсутствия жизненного опыта ребенок не может справиться с ситуацией в одиночку. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок построил с вами доверительные отношения, все, что вам нужно сделать, — это проявить понимание и поддержку.

Поговорите с профессионалом — педагогом или семейным психологом. Консультант поможет вам решить проблему и поднять самооценку вашего ребенка.

Если вы решили отправить ребенка в новую школу, помощь профессионала еще более необходима, чтобы исключить повторение того же сценария в новой школе.

Светлана Совола

Ваш ребенок растет и поступает в школу. Многие родители задаются вопросом, готов ли их ребенок к сдаче первых вступительных экзаменов. Используйте тест, чтобы оценить уровень развития вашего ребенка.

Оцените статью
womansinfo.ru