Найти мотивацию к учебе нелегко даже взрослым. С детьми еще сложнее: уроки могут быть скучными, унылыми и бесполезными. Мы расскажем вам, как мотивировать ребенка к учебе.
5 способов помочь ребенку, уставшему от кружков и секций
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал всесторонне развитой личностью. Многие рассматривают кружки и внеклассные мероприятия как способ достижения этой цели. Чтобы извлечь максимальную пользу из всех этих предложений, важно, чтобы ребенок не был перегружен. Как вовремя распознать, что дополнительные занятия вызывают лишь усталость, предотвратить выгорание и вернуть интерес к любимым занятиям физкультурой, музыкой или танцами? На эти вопросы отвечает психолог Светлана Пятницкая.
Светлана Пятницкая, педагог дошкольного образования, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для дошкольников
То, что современные родители серьезно относятся к дополнительному образованию своих детей, само по себе очень хорошее явление. Прежде всего, это влияет на отношение ребенка.
Он узнает, что сегодня и в будущем у него есть бесчисленные возможности активно организовывать свое свободное время, не зацикливаясь на гаджетах. У него есть возможность рано решить, что ему интересно, и узнать о различных профессиях через занятия и клубы. Это поможет вашему ребенку принять решение о будущем своей жизни. Но вы также можете обнаружить, что радужные мечты вашего ребенка о карьере в музыке или спорте не совпадают с реальностью.
Чем бы ни занимался ваш ребенок после школы или детского сада, в какой-то момент он может сказать, что ему это больше не нравится. Это каприз или усталость? Чтобы понять это, ответьте для себя на вопрос: нежелание идти в музыкальную школу или на айкидо возникло сегодня или это уже не в первый раз? Обычно ваш ребенок с удовольствием ходит на эти занятия?
Узнайте, почему пропало желание заниматься
Если это первый раз, присмотритесь к своему ребенку повнимательнее: Возможно, он заболел или очень устал в конце занятия или недели. Ему нужен отдых, чтобы восстановиться.
Но что делать, если ваш ребенок здоров, но все равно не хочет идти на занятия? Важно выяснить, что изменилось, если раньше ему или ей нравилось ходить на занятия. Когда речь идет о начальной школе, дети в возрасте 7-8 лет очень хотят узнавать новое в кружках и на занятиях. Может быть много причин, почему они не хотят этого делать.
Просто не нравится
Если дочь ходит на балет только потому, что ее мама мечтала стать балериной, если сын играет в мяч в спортивной школе или его отец — фанатичный болельщик, такое «выгорание» вполне объяснимо. Ведь ребенок лишь следует мечтам старших, а не занимается тем, что ему нравится. И даже если ему это нравится, он может прекратить занятия, если ему не понравится учитель или тренер. Наконец, в юном возрасте фигура старшего человека часто определяет отношение к занятию и к деятельности в целом
Подражание родителям
Я не устаю напоминать людям, что дети — это наше зеркало, они буквально всему учатся у нас. Например, мать любит говорить: «Это была долгая неделя, я устала!», после чего ее никто ни о чем не просит и не беспокоит. Ребенок может перенять эту фразу и говорить о своей усталости в надежде, что его не будут беспокоить и что к нему будут относиться благосклонно.
Недетские перегрузки
Действительно, ребенок может быть очень занят и не успевать жить между занятиями спортом и танцами. Внимательно изучите его расписание на всю неделю.
Обычно детям нравится, когда в течение дня у них есть время на разнообразные занятия. Но если вашему ребенку приходится ходить на уроки плавания, боевых искусств и физкультуры, он обязательно устанет.
Попробуйте пересмотреть его расписание, сильно варьируя время дополнительных занятий и чередуя умственную и физическую нагрузку.
Переутомление от общения
Ребенок может уставать не непосредственно от балета или баскетбола, а от необходимости постоянно находиться в контакте с другими людьми. Если ваш ребенок — интроверт, ему трудно находиться в постоянном контакте с большим количеством людей, которые постоянно разговаривают и обсуждают каждый его шаг в классе. Возможно, занятия один на один или уединенный спорт были бы хорошей идеей.
Долгая дорога
Если кружки, занятия и школа находятся не в непосредственной близости друг от друга, ваш ребенок может просто устать от постоянной беготни. Иногда родители усугубляют стресс, говоря: «Поторопись, мы опаздываем!». Ведь ребенку не только нужно вовремя попасть на урок, но и подготовиться к нему, например, переодеться в школьную форму. А еще ему нужно вернуться домой и сделать домашнее задание!
Определитесь с необходимостью занятий
Очень важно смотреть на этот вопрос в долгосрочной перспективе. Когда вашему ребенку будет 30 лет, какое влияние окажут сегодняшние занятия на его личностное развитие? Помогут ли они ему уметь читать и писать, стать умным, физически активным или приобрести другие полезные качества? Также подумайте о ближайшем будущем. Например, вы хотите, чтобы ваша дочь стала более трудолюбивой, развила логическое мышление и была полезной для всех. И в этом ей очень помогут занятия шашками или шахматами. А вот балет — нет. Так что если нужно, занимайтесь «на всякий случай», «для общего развития».
Сравните свою усталость от любимого занятия и от того, что вам не нравится, но вы делаете, потому что должны. Что утомляет вас больше — уборка и покупки, рукоделие или езда на велосипеде? Когда в последний раз вы уставали от любимого занятия? Подумайте об этих чувствах. Когда вы делаете что-то, что вам нравится, вы чувствуете не только усталость, но и удовлетворение от результата, от хорошо выполненной работы. Сон или чтение могут компенсировать затраченные усилия. Но когда вы достигаете предела своих возможностей, это не приносит удовольствия. Так же и с ребенком: он может устать, потому что дополнительное занятие — это не удовольствие, а работа.
Почему дети не хотят ничего делать
Одна из причин незаинтересованности ребенка в какой-либо деятельности заключается в том, что он просто не знает, на что способен. В современном мире выбор занятий и профессий настолько разнообразен, что в семье и школе не хватает времени, чтобы познакомить ребенка со всем. Поэтому родители должны стараться показать ребенку, что может предложить мир, и не оставлять его в подвешенном состоянии, особенно в первые годы жизни. Говорите о профессиях и увлечениях, посещайте музеи, читайте научно-популярные книги, смотрите документальные фильмы — все это поможет расширить выбор занятий вашего ребенка и увеличить шансы найти то, что ему понравится.
Вторая распространенная проблема — это недостатки родительского поведения. Когда родители навязывают детям занятия, которые их не интересуют, и, наоборот, не поддерживают их собственные усилия. В результате у ребенка возникает разочарование и апатия ко всем будущим занятиям. Несоответствие между ожиданиями родителей и желаниями детей приводит к тому, что любая деятельность ассоциируется у детей с внешним принуждением, давлением и контролем, а непосредственное удовольствие и наслаждение от процесса отходят на второй план, хотя удовольствие и интерес являются основными компонентами внутренней мотивации каждого человека.
Низкая мотивация у детей часто связана с низкой самооценкой. Все дети обладают природными талантами и дарованиями, но их взгляд на мир и способность преодолевать трудности зависят в основном от отношений ребенка с родителями. Если они обескураживают вашего ребенка, например, говоря: «Это слишком трудно для тебя» или сравнивая его с другими, он потеряет интерес к учебе. Ваш ребенок нуждается в поддержке именно тогда, когда у него что-то не получается. Важно помнить, что ошибки — это часть естественного процесса обучения и что несовершенство делает нас людьми. Важно, чтобы ребенок не чувствовал на себе бремя родительского разочарования при первой же неудаче. Дети, которые не боятся совершать ошибки, с большей вероятностью будут заниматься тем, что их интересует, и легче найдут хобби.
Последний блок причин связан с медицинскими факторами. Эмоциональные и психические расстройства, а также физические заболевания могут стать препятствием для обучения или занятий спортом. От депрессии до недостатка питания, ребенок может быть не в состоянии выполнять школьные требования или чувствовать себя подавленным. В таких ситуациях не остается ресурсов для поиска хобби или профессиональной самореализации. Здесь может помочь только психолог или врач.
Как распознать, что это не лень, а симптомы серьёзных проблем
- В первую очередь подумайте о консультации с психологом, если в поведении ребёнка произошла резкая перемена. Неожиданно падает успеваемость, школьник, который раньше никогда не прогуливал, перестаёт посещать занятия, некогда активный ребёнок всё время лежит на кровати, общительный подросток избегает друзей и отказывается ходить в гости — всё это должно обеспокоить родителей.
- Стоит обратить внимание на то, как ребёнок реагирует на предложения позаниматься тем, что обычно приносит ему удовольствие. Когда человеку неинтересны ни учёба, ни развлечения, он не хочет ни работать, ни отдыхать, — вы вполне можете заподозрить, что происходит что-то, с чем ваш ребёнок не может справиться самостоятельно.
- Полное избегание реальной жизни, предпочтение времяпрепровождения в интернете любым офлайн-занятиям — ещё один тревожный звонок. Потеря баланса между онлайн- и офлайн-жизнью может быть связана с игровой зависимостью, от которой страдают многие дети.
- Не менее важны физиологические проявления: нарушения сна — ребёнок спит слишком мало или слишком много, не может проснуться с утра, идиопатические боли, хроническая усталость.
- Сходить к школьному психологу. Беседа с ним даёт возможность узнать, как ребёнок ведёт себя в тех социальных ситуациях, которые выпадают из поля зрения родителей. Это поможет лучше понять своего ребёнка, а также узнать, не связана ли его апатия с напряжённой атмосферой в детском коллективе.
- Самостоятельно или у психолога провести диагностику когнитивных функций у ребёнка, таких как память, речь, восприятие информации и внимание. Все функции должны быть развиты в соответствии с возрастными нормами: тогда ребёнку будет легко и приятно учиться. Если же у ребёнка есть проблемы с какой-либо из сфер, ему может быть тяжело и неприятно учиться.
- Понаблюдать, как ребёнок воспринимает новую информацию вне школы. Интересно ли ему на экскурсиях в музее? Нравятся ли ему какие-то дополнительные курсы, например изучение иностранного языка? Читает ли он книги? Если на что-то из этого вы можете ответить утвердительно, вероятно, проблема не столько в ребёнке, сколько в школе и формате занятий. Тогда можно пообщаться со школьными учителями или даже подумать о смене школы.
Как помочь и не навредить, если ребёнок ничего не хочет в жизни
Этого не следует делать ни в коем случае:
- Заставлять ребёнка. Ваша цель — восстановить мотивацию ребёнка к обучению, саморазвитию и активной жизни. Ребёнок должен научиться получать удовольствие от деятельности, чего никогда не произойдёт, если он будет ощущать несвободу.
- Ругаться и повышать голос. Это не только ранит детей, но ещё и не работает. Чем старше ребёнок, тем менее это действенно. Повышенный тон лучше использовать только в экстренных случаях, когда речь идёт об угрозе безопасности ребёнка.
- Винить ребёнка. В школе дети сталкиваются с большими нагрузками, особенно в старших классах. Экзамены, поступление в университет и подростковый возраст — достаточно сложные испытания для каждого. Ребёнка, который теряет концентрацию и устаёт, важно поддержать и заверить в том, что родители готовы помочь ему при необходимости.
- Принимать решения за ребёнка. Не стоит записывать ребёнка в кружки, руководствуясь лишь родительскими представлениями. Предоставьте ребёнку возможность выбирать — хоть и в пределах обозначенных вами границ.
Лучше обратить внимание на познавательные склонности и потребности вашего ребенка. Некоторым детям вообще интересно узнавать новое, и не так важно, какой именно предмет они изучают. Другие дети интересуются конкретной — возможно, узкой — темой, и для них обучение — это прикладной процесс, позволяющий лучше понять интересующий их предмет. Важно распознать темперамент ребенка и знать, что ему нравится.
Важно, чтобы родители подавали пример ребенку. В детстве мы уделяем много внимания тому, чем занимаются наши родители. Если родители читают книги, осваивают новые навыки и совершенствуют свое мастерство, ребенок сам тянется к образованию. Когда родители проводят свободное время, занимаясь спортом, ребенок растет активным. Один из лучших советов, который можно дать родителям, — старайтесь быть таким человеком, каким вы хотите видеть своего ребенка.
Учитываем временные сроки оптимальной работоспособности маленьких учеников
Как долго ребенок может быть продуктивно активным, зависит от его возраста. В возрасте 5 или 6 лет это 10 минут, а к 6 или 7 годам — 15-17 минут. После этого наступает фаза неустойчивой работоспособности. То есть ребенок продолжает выполнять работу, но уже со сниженной эффективностью (этот период длится около 5-7 минут), после чего наступает утомление.
Но что делать, если период выполнения упражнения длится значительно дольше 15-20 минут? Ответ прост: между упражнениями и заданиями следует делать динамические паузы. Это может быть зрительная гимнастика, физические упражнения, которые длятся несколько минут, или любой вид двигательной активности.
«Нежелание детей учить параграф от начала до конца только отбивает у них охоту».
Помимо предотвращения утомления, последние исследования указывают на положительное влияние физических упражнений и спорта на память и развитие нейронных сетей. Физические упражнения увеличивают выработку особого типа белка. Этот белок поддерживает рост нейронов и стимулирует рост новых нейронов. Это, в свою очередь, важно для нашей долгосрочной памяти. Кроме того, упражнения и физическая активность улучшают настроение и повышают когнитивную обработку информации. А это напрямую влияет на качество обучения.
Учитываем вид деятельности
То, как долго ребенок может быть активным, не уставая, зависит от того, чем он занимается. Например, продолжительность непрерывного чтения не должна превышать 8 минут для 6-летних детей, 10 минут для 7-8-летних и 15 минут для 9-летних. Но продолжительность непрерывного письма для детей гораздо короче. Для детей 7 лет она составляет не более 3 минут в начале и 2 минут в конце урока (с учетом средней продолжительности типичного урока в 45 минут).
Чтение — это сложный процесс. Практикуйте каждый этап, пока ребенок не освоит его полностью. Не торопитесь. Исследования Института возрастной физиологии Российской академии образования показали, что слишком раннее предписание ритма чтения и письма не только не способствует формированию этих навыков, но фактически тормозит этот процесс и разрушает его психофизиологическую структуру.
Посмотрите, как развивается процесс чтения у ребенка, который не умеет хорошо читать. Каждый цветной кружок обозначает время паузы. Ребенок с несформированными способностями задерживает почти каждую букву слова. Можно предположить, что ребенок не получает удовольствия и пользы от чтения, а стресс и напряжение огромны.
Используйте технику совместного чтения. Пусть ваш ребенок прочитает часть текста и прочитает его вам. Дайте ребенку возможность читать как тихо, так и вслух. В процессе обучения чтению есть особый момент. Мы учим детей читать вслух. В реальной жизни мы большую часть времени читаем сами себе. Кроме того, те, кто осваивает технику скорочтения и хочет читать как можно быстрее, борются с проблемой орфографии, которая является одной из основных причин снижения скорости чтения.
Используя эти простые приемы, вы можете помочь своему ребенку получать удовольствие от учебы и оставаться бодрым и здоровым.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора не обязательно совпадает с мнением редакции.
Фото.
Ребёнок не хочет заниматься в секциях? Тренер спортивной школы о причинах лени и низкой мотивации
Эта матрица была написана приглашенным автором для нашего портала для родителей. Подробнее о ней вы можете прочитать в этой статье.
Современные родители много думают о том, как вырастить успешных, счастливых и здоровых детей. Для этого они всячески воспитывают молодое поколение: отдают детей в различные кружки, приучают к спорту и поддерживают правильный образ жизни. Но слишком часто мамы и папы сталкиваются с тем, что называется «капризами» и «побегами» детей: они отказываются ходить на учебу, ленятся, ссорятся с родителями.
Что делать в такой ситуации? Как справиться с низкой мотивацией и ленью детей, где искать причины такого поведения? Алена Новикова, приглашенный эксперт портала «Где мои дети», преподаватель спортивной школы с 12-летним стажем, специалист по спортивной психологии и консультант родителей спортсменов по вопросам достижений и побед их детей, поделилась своим личным профессиональным опытом, чтобы проконсультировать родителей в этом непростом вопросе и помочь им найти корень проблемы.
Алена Новикова — тренер по каратэ и эксперт в области спортивной психологии:
В своей работе тренера в спортивной школе я ежедневно имею дело с мотивацией и ленью. У меня есть две истории из моей практики, которые я запомню надолго. Я хотел бы поделиться ими с вами. Имена людей изменены. Суть историй в том, что иногда за ленью и нежеланием что-то делать стоят скрытые причины.
Иногда проблемы низкой мотивации лежат на поверхности — говорите с детьми и слушайте их
Первая история — о юной спортсменке Саше. На мой взгляд, от нее ожидали хороших результатов в этом виде спорта, потому что ей было легко осваивать новые техники. Саша показывал отличные результаты на тренировках, но он всегда был очень замкнутым мальчиком и не проявлял никаких эмоций.
Перед очередной тренировкой у меня состоялся разговор с мамой Саши, к которому я не была готова.
«Алена Юрьевна, Саша больше не хочет ходить на карате! » — мама Саши была очень расстроена.
Я сама не понимала, почему мальчик бросил этот вид спорта, но я уважаю мнение каждого и не имею привычки менять свое мнение или заставлять его посещать занятия. Я считаю, что есть достаточно увлечений и областей, где дети и взрослые могут выразить себя. Вот почему я начала предлагать другие виды спорта».
«Вы меня не поняли. Саша ничего не хочет: ни плавания, ни баскетбола. Он просто сидит в своей комнате за компьютером и все», — категорически отвергает мои предложения мама Саши.
Она понятия не имела, в чем причина. Я предложил в следующий раз поехать с Сашей и попытаться выяснить причины такого резкого ухода.
Во время следующего разговора Саша сказал, что каратэ для него очень важно. Он точно не хотел играть в баскетбол или плавать. И именно поэтому он проводит свое свободное время за компьютером. Саша также объяснил, что ему не нравится на тренировках по карате, что ему больно, когда они отрабатывают удары ногами в паре. Ему было стыдно рассказать об этом маме, потому что мама воспитывала его сильным и смелым.
После разговора все пошло как по маслу! Я предложил Саше индивидуальную работу: дисциплину ката и упражнения без партнера. Он с радостью согласился и через год показал отличные результаты. Мы выиграли чемпионат России по ката.
Эта история учит нас быть более отзывчивыми к желаниям детей, больше разговаривать с ними, слушать и чувствовать. Я рада, что эти разговоры состоялись и что спортсмен смог осознать себя и не замыкаться в себе.
Чтобы помочь детям преодолеть лень, станьте для них примером и опорой
Моя вторая история показывает, что поддержка семьи играет большую роль в успехе молодого спортсмена.
Все произошло в период карантина, когда спортивные школы были закрыты, а дети и родители проводили большую часть времени дома. Наши тренировки проходили в режиме онлайн, а самостоятельные задания я отправляла по почте.
Я заметила, что одна из моих лучших учениц пропускает тренировки и не делает домашнее задание. Моим первым решением было позвонить ее родителям:
«Здравствуйте, Татьяна Николаевна, как здоровье Ани? Она стала пропускать тренировки…».
По словам ее мамы, Аня не любит тренироваться дома, она ленится и отвлекается на все подряд. Девочка считает, что тренировки дома совершенно бесполезны.
Если Аня не будет тренироваться в H ause, ее показатели сильно упадут, — объяснила я, — а после карантина ей будет трудно побеждать даже на местных соревнованиях».
Я также спросила, как проходят ее тренировки дома. Мама Ани рассказала, что вечером вся семья смотрит телевизор, а тренироваться Аня уходит в свою комнату после шести вечера. Я предложила Татьяне поощрять Аню тренироваться и делать с ней простые упражнения. Конечно, маме Ани эта идея не понравилась. Она не хотела отвлекать ее от домашних дел. Но ради успеха дочери она согласилась.
Через две недели Татьяна взволнованно позвонила мне и сказала: «Я в восторге! Мы с дочерью бегаем каждый день и занимаемся по утрам. Я давно хотела привести себя в форму, но у меня никогда не получалось. А эта компания делает это намного проще, и моя дочь хочет хорошо выглядеть в своих глазах и не сдаваться на полпути. Спасибо! «
Когда начался карантин, ребенку было лень учиться самостоятельно. Когда семья отдыхала, Ане было трудно заставить себя заниматься. Но когда ее мама начала заниматься с дочерью, демонстрируя решительность и характер, девочке стало легче и даже интереснее. После окончания карантина Аня успешно выступила на соревнованиях, а ее мама продолжила заниматься спортом.
Это означает поддержку внутри семьи. Иногда мы недооцениваем важность семьи и не связываем ее с желанием ребенка заниматься спортом, ходить в спортивный клуб или тренироваться дома. Но каждый ребенок хочет быть единым целым со своими родителями. Когда семья — это команда, любое событие переживается гораздо дружнее вместе, чем поодиночке!
Смотрите и читайте ещё больше материалов по теме:
- Ребёнок ничего не хочет делать: работаем с низкой мотивацией детей. Психолог портала об истоках детской лени, типичных ошибках родителей и борьбе с низкой мотивацией.
- Правильно подбираем секции для ребёнка, учитывая его желания и возможности:
- Каким спортом стоит заняться девочкам и с какого возраста?
- Лучшие виды спорта для мальчиков: выбираем секцию правильно.
Станьте экспертом «Где мои дети» или напишите собственную колонку на нашем сайте! Присылайте нам свои идеи, истории и предложения о сотрудничестве на editor@findmykids.org.
Оцените эту статью.
Она очень важна для нас!
Ребенок постоянно играет с гаджетами
Проблема родителей XXI века — множество гаджетов, которые отвлекают детей от учебы. Детям интереснее играть в компьютерные игры, чем читать или считать. Иногда привязанность к устройству становится настолько сильной, что невозможно отвлечь ребенка от экрана и уговорить его сделать домашнее задание.
Чтобы решить эту проблему, обучение можно встроить в смартфоны или компьютеры. Современные образовательные методы продвинулись настолько, что существует множество приложений для телефонов, компьютерных игр и занятий в виртуальной реальности, которые одновременно увлекают и обучают детей. Например, чтобы перейти на следующий уровень игры, ребенок должен найти решение уравнения или ответить на вопрос по содержанию стихотворения. Атмосфера игры увлекает ребенка, и он с энтузиазмом учится до конца.
Лучший вариант — найти уроки, в которых используется игровое обучение. Геймификация — один из самых эффективных способов повысить вовлеченность, а для детей игры — это естественный процесс. В Uchy.ru мы давно изучаем эффективные образовательные инструменты геймификации и постоянно адаптируем и интегрируем их в нашу платформу.
Самое главное помнить, что если ребенок отвлекается, ленится и не проявляет интереса к учебе, то любое давление только усугубит ситуацию. Необходимо создать атмосферу, в которой ребенок начнет делиться своими тревогами, не будет бояться подходить к нему со своими проблемами и будет знать, что всегда найдет поддержку в лице родителя. При таких доверительных отношениях будет легче найти проблемные зоны в обучении и сформировать желание хорошо учиться.
Что почитать по теме
Материал от RBC Trends:
Нужно ли заставлять делать домашние задания?
Домашние задания даются не просто так — с их помощью ученики совершенствуют свои знания и навыки и закрепляют уже пройденные темы. Поэтому важно, чтобы все, что задается ученикам на дом, было выполнено. Родители понимают это и пытаются заставить ребенка делать домашнее задание, но это неправильный подход.
Важно помнить, что ученики должны учиться не ради отметок, похвалы родителей или учителей, а ради знаний. От уровня знаний во многом зависит будущее ученика: результаты экзаменов, возможность поступления в желаемый вуз, получение желаемой профессии. Поэтому не учителя или родители должны быть заинтересованы в получении знаний, а сам ребенок.
Важно объяснить ему, зачем он учится и как его хорошие оценки могут пригодиться ему в будущем. Если ребенок поймет важность образования, его мотивация к учебе, в том числе к выполнению домашних заданий, возрастет.
Как научить ребенка делать уроки самостоятельно?
Если ученик боится делать ошибки или регулярно привлекает взрослых к своей работе, следует использовать другой подход. Во-первых, вы можете предложить выполнять письменные задания в черновом варианте. Таким образом, если ученик допустит ошибку, он сможет легко исправить ее и перенести уже правильно выполненную работу в черновик. Аналогично можно поступить и с устными заданиями: Ученик отвечает, отмечает ошибки, на которые ему указали взрослые, и исправляет их.
Если ребенок просит помочь ему с домашним заданием, чтобы он мог больше времени проводить с близкими, ему следует научиться делать домашнее задание самому. Это не значит, что помощь не нужна, просто она должна оказываться по мере необходимости. Важно объяснить ребенку, что лучше провести вечер вместе за настольными играми или просмотром фильма, чем делать домашнее задание, которое он вполне может сделать самостоятельно. Таким образом, ребенок будет работать лучше и быстрее, и тогда ему не придется ничем себя занимать и он сможет провести свободное время в кругу семьи.
- Все (500)
- Семья и отношения (41)
- Воспитание детей (111)
- Безопасность детей (5)
- Здоровье и уход (13)
- Ментальная арифметика (106)
- Меморика (23)
- Либерика (40)
- Хобби (13)
- Музеи и выставки (4)
- Отдых с детьми (13)
- Сделай сам (3)
- Спорт (3)
- Игры (20)
- Спидкубинг (7)
- Обучение чтению (31)
- Преимущества франшизы (25)
- Математика (16)
- Подготовка к школе (10)
- Английский (15)
- Репетиторы (1)
Почему ребенок теряет мотивацию к учебе
Если ваш ребенок не хочет читать, в этом нет ничего удивительного. Многие взрослые всю жизнь занимаются тем, что им не нравится и неинтересно. Но, по крайней мере, они могут изменить это, если захотят. Для детей посещение занятий — это обязанность, и они не всегда хотят грызть гранит академической науки.
Каждый ребенок должен пройти школьную программу. Это не кружок дополнительного образования, школьное обучение не прекратится, если к нему нет интереса. Независимо от того, нравится ли ученику предмет, хорошие ли у него отношения с учителем, он обязательно должен освоить программу. Чтобы сделать процесс обучения максимально приятным для всех участников, учитель, родители и ученик должны встретиться на полпути.
Чтобы определить, что делать, когда ребенок не хочет учиться, необходимо сначала выяснить, что способствует появлению интереса к учебе и почему он пропадает. Многие родители считают, что ребенка не интересует ничего, кроме уловок, поэтому его успеваемость страдает. Но это мнение в корне неверно. Поэтому давайте разберемся в сути вопроса.
Мотивация к учебе обычно пропадает по следующим причинам:
- В рамках учебного процесса возрастные особенности развития школьников не принимаются во внимание.
Вот пример. Чтобы улучшить внимание, детям необходимо развить механизмы добровольной регуляции активности. Они полностью развиваются к 9 годам. Это важно: детей не следует заставлять учиться. Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы усвоение информации происходило в большей степени при концентрации внимания.
- Еще одна причина, почему ребенок не хочет учиться, может крыться в высокой интенсивности подачи материала . У всех учеников разные способности, и некоторым потребуется гораздо больше времени, чтобы усвоить информацию в рамках дисциплины. Преподаватель должен подобрать оптимальный темп, который будет комфортным для каждого ребенка в классе.
- Учитель игнорирует необходимость несколько раз повторять материал. Здесь помочь могут еще и родители, вспоминая вместе с ребенком пройденное на уроке.
- Ребенок работает в режиме максимальной нагрузки . Детей нужно периодически жалеть, активируя щадящий режим.
Причины, по которым ребенок не хочет учиться
Причины, по которым ребенок не хочет идти в школу, также могут зависеть от возраста:
Причины, характерные для учеников 6-9 лет (младшая школа):
- Неготовность к учебному процессу с точки зрения психологии, неразвитость навыков, без которых процесс обучения невозможен: внимания, усидчивости и пр.
- Неумение адаптироваться в коллективе (трудности в общении со сверстниками).
Причины, характерные для учащихся 10-14 лет (средняя школа):
- Воздействие взросления , как физиологического, так и психологического.
- В поведении ребенка происходят изменения.
- Отсутствие эмоциональной стабильности.
Ученики средней школы гораздо больше заинтересованы в общении со сверстниками, чем в хорошей учебе. Они пытаются навязать себя. Авторитет взрослых в этом возрасте уже теряет свою ценность.
Как учитель может успешно пройти аттестацию в 2023 году и получать на 35% больше зарплаты
Отправляя это сообщение, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и подписку на рассылку новостей
Старшеклассники часто вообще не хотят учиться. Это происходит потому, что в возрасте от 15 до 17 лет приоритеты несколько меняются. На первый план выходят следующие интересы:
- Общение и дружба.
- Авторитет среди сверстников.
- Успехи в других занятиях. К примеру, в спорте, музыке, изобразительном искусстве.
- Вопрос будущей профессии.
Если ребенок не хочет ничему учиться в младших классах средней школы, это может быть связано с тем, что ему просто нравится играть в игрушки, смотреть телевизор, гулять и т.д. Иногда это слишком много для него, он не справляется по психологическим и другим причинам — например, он слишком рано пошел в школу, не был к ней готов.
Часто причиной того, что ребенок не хочет учиться в 1 классе, является то, что родители не занимались с ним до поступления в школу. Теперь ему трудно приспособиться к новому ритму жизни (особенно если ребенок не ходил в детский сад): Вчера не было утренней побудки, только игры — сколько угодно, а сегодня нужно прилежно сидеть за партой и не разрешается даже пытаться взять с собой любимую игрушку, чтобы повеселиться на уроке.
С подростками ситуация немного иная. С 14 лет дети начинают протестовать против принятой системы, в их головах царит настоящий хаос, а в организме бушуют гормоны. Они могут замкнуться в себе, потому что их одноклассницы выглядят красивее. Подростки больше ценят авторитет, для них признание сверстников важнее высоких оценок в школьном календаре.
Половое созревание — это также время первых влюбленностей, когда трудно сосредоточиться на новой теме по математике или параграфе в учебнике истории, когда думаешь о девочке, которая тебе нравится. В некоторых случаях приходится даже обращаться к психологу, чтобы скорректировать мышление ребенка.
Существуют различные причины, почему ребенок не хочет учиться, которые не зависят от возраста ребенка:
8 способов заинтересовать ребенка, который не хочет учиться
Вот советы о том, как разрешить ситуацию, когда ребенок не хочет учиться. Сразу следует отметить, что работа учителя заключается не только в том, чтобы передавать знания от старшего поколения младшему и развивать умение быть добрым и рассудительным. Настоящий учитель должен уметь мотивировать ученика на активное участие в образовательном процессе.
Именно так должен вести себя учитель, когда ученики не хотят учиться.
- Не вешать вину на детей и его семью . Гуманистическая идеология гласит, что абсолютно любой ребенок желает быть хорошим, но ввиду своего молодого возраста, он не может добиться поставленной задачи самостоятельно. Ему нужна помощь взрослых: учителей или родителей.
- Выявите причины , почему ребенок испытывает трудности в обучении. Возможно, для этого придется привлечь родителей и (или) профильных специалистов. Нередко среди них выделяют отсутствие сформированности психических функций, недостаток внимания со стороны педагога или родителей.
- Определить, какая методика поможет исправить ситуации. Чаще всего ее подбирают опытным путем.
Скачать бесплатно 8 практических советов по работе с трудными детьми
Руководство по поддержанию здорового климата в классеОтправляя это сообщение, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и подписку на рассылку новостей
Приведенные ниже приемы повышения мотивации доказали свою эффективность на практике:
- Создайте благоприятную образовательную среду.
Если вы учитель, вы можете заранее выяснить предпочтения учеников и проводить уроки в удобном для них пространстве.
Помимо физической среды, стоит обратить внимание и на психологическую. Важно создать такую обстановку, в которой ученик будет чувствовать себя комфортно. Между всеми участниками образовательного процесса должно быть взаимопонимание.
- Внесите в образовательный процесс разнообразие.
Если ученик каждый день делает одно и то же, он устанет от однообразия. Очевидно, что такая рутина вскоре надоест. Чтобы пробудить интерес, необходимо время от времени менять форму обучения. В одном случае это может быть лекция, в другом — викторина, в третьем — предложение ученикам самим изучить тему и самостоятельно разработать урок.
Формат урока не должен быть всегда одинаковым. Дети могут работать в парах и группах, решать практические задачи. Когда принцип меняется, мозг впитывает новую информацию и лучше ее усваивает.
- Акцентируйте внимание на интересах и талантах ученика.
Этот метод особенно важен для учителей, которые работают индивидуально. При составлении учебной программы ориентируйтесь на увлечения учеников и устанавливайте связь между предметом и их интересами. Обращайте внимание на современные тенденции и моду.
Это сделает обучение более легким и интересным, и у вашего ребенка появится мотивация учиться дальше.