Журналист и феминистка Белла Рапопорт по заказу BURO побеседовала с людьми с разной гендерной идентичностью о том, как они ощущают свою идентичность, какой язык они используют для ее выражения и с какими проблемами сталкиваются.
Кто такие небинарные персоны и как корректно с ними общаться
Термин «небинарная личность» все чаще появляется в новостях и в информационном секторе. В 2021 году в США насчитывалось около 1,2 миллиона небинарных людей. Сейчас их число растет по всему миру — актеры, музыканты, спортсмены и даже обычные дети называют себя так. 15-летняя дочь Глукоза использовала аналогичный идентификатор летом 2022 года. Она считает себя небинарной личностью.
Первый небинарный спортсмен в истории зимних Олимпийских игр, американская фигуристка, просит называть ее «она». Как он к этому пришел, и что такое небинарность?
Небинарная персона – что означает это определение
Общепринятая гендерная система не применима к этим людям — они не могут полностью соотнести себя с ней. Небинарный человек не идентифицирует себя как исключительно мужчина или исключительно женщина. Чаще всего к обоим можно обращаться не «он» или «она», но это зависит от человека. Мы рассказывали вам, что их также называют гендерквирами. Идея термина — изменчивость.
Да — и это считается нормой. Небинарный секс-педагог и психотерапевт Аида Мандули объяснила это на примере: она описывает себя как небинарную женщину. Небинарная в данном случае означает, что она не идентифицирует себя с каким-либо полом. Женщина является показателем ее социализации в обществе. В других случаях это способ показать нашу любовь к телу.
Зачем тогда вообще нужно определение небинарности
Небинарные люди не согласны с гендерной системой — в их восприятии она более сложная. Это можно объяснить следующим образом: Небинарный человек идентифицирует себя вне гендерных рамок, которые были присвоены ему при рождении. В таком случае описание пола не подпадает под определение мужского и женского. Распространенный термин — небинарный. Другие: Гендерквир, агендер, бигендер.
Contents
- 1 История
- 2 Небинарные идентичности
- 3 Небинарность
- 3.1 Андрогинная или гендерно-нейтральная репрезентация
- 3.2 Гендернах
- 3.3 Гендерно нейтральный язык
- 3.4 Расширение или разрушение бинарных гендерных ролей и языка
Фото сделано во время марша гей-прайда в Париже в 2016 г. Баннер выполнен в цветах небинарного флага. Крупными буквами написано «Мой пол небинарный», а на заднем плане мелкими буквами перечислены названия конкретных небинарных идентичностей.
В 2014 году Кай Роуэн разработал небинарный флаг, который можно увидеть на картинке справа. Этот флаг был создан, чтобы «показать небинарных людей, которые чувствовали, что гендерный флаг не отражает их адекватно. Этот флаг был создан, чтобы сосуществовать с флагом гендерквиров, созданным Мэрилин Рокси, а не заменять его. Флаг имеет четыре полосы. Сверху вниз: желтый, белый, фиолетовый и черный. Желтым цветом обозначены те, чей пол не имеет ничего общего с бинарной системой, но является особенным. Белый цвет показывает
Не существует единого или «правильного» способа выражения небинарного пола. Большинство небинарных людей руководствуются в первую очередь удобством и желанием оставаться собой, а не стремлением следовать определенной гендерной роли. Небинарные люди могут испытывать или не испытывать гендерную дисфорию, либо испытывать только физическую или социальную дисфорию. Небинарный — это широкий термин, который охватывает различные гендерные идентичности и гендерные выражения. Любой способ выражения и представления своего пола небинарными людьми является приемлемым.
Небинарные идентичности
Не все небинарные люди страдают от гендерной дисфории или не хотят «переходить». Некоторые чувствуют, что нет социальной роли или тела, в которое можно перевоплотиться, и сосредотачиваются на том, чтобы быть самим собой.
- Агендеры или «‘бесполые»‘, «‘нон-гендеры»‘ — не имеют гендерной идентичности и гендера для выражения (похоже и иногда взаимозаменямо со словами Гендерно Нейтральные и/или Нейтроисы).
- Андрогины или «‘андрогинный гендер»‘ — определение или представление между бинарным выбором мужчины и женщины, или мужского и женского (похоже и иногда используется взаимозаменяемо).
- Мультигендеры (также может включать андрогины) — перемещение между двумя или более различными гендерными идентичностями в разные времена/ситуации или имеющие более одной гендерной идентичности в одно время. Некоторые мультигендеры определяют себя как «‘бигендеры»‘, «‘полигендеры»‘ и «‘гендерфлюиды»‘.
- Нейтральный пол или «‘гендерно нейтральные»‘ — имеют нейтральную гендерную идентичность и/или выражение или определение, с предпочтением гендерно нейтрального языка и местоимений.
- Гендерквир или «‘гендер квир»‘ — ненормативные гендерные идентичности или выражения. Несмотря на то, что слово гендерквир возникло, как всеохватывающий обобщающий термин, многие считают его идивидуальной идентичностью.
- Интергендер — наличие гендерной идентичности между двумя бинарными гендерами мужчины и женщины, или мужского и женского начал
- Нейтроис — принадлежит негендерному или гендерно нейтральному классу и как правило, но не всегда используется, чтобы указать на желание скрыть или удалить гендерную идентичность
- Небинарные или «‘энби»‘ — общий термин, охватывающий всех людей с полом вне бинарной системы, не определяя его более конкретно. Также используется в качестве индивидуального термина к себе. Например, существуют небинарные буч или феминные небинарные.
- Трансгендеры — идентификация с общим термином, охватывающим все гендерные идентичности или выражения, которые преступают или превосходят (выходят за пределы) правил общества о концепции гендера(трансгендеры это широкий обобщающий термин, и он охватывает также людей, которые придерживаются бинарной гендерной системы и выражения, но делаю переход между бинарными полами).
Некоторые небинарные люди чувствуют необходимость или предпочитают выглядеть андрогинно или иметь гендерно-нейтральное выражение лица; обычно это делается для того, чтобы скрыть, удалить или стереть гендерные маркеры. Это индивидуально для каждого человека и не является «небинарным» выражением пола по сравнению с другими выражениями.
Небинарность
Genderfuck — представление некоторых небинарных людей представляет собой «противоречивое» сочетание гендерных характеристик, и все же это абсурдно, бросает вызов или шокирует тех, кто ожидает, что другие будут пытаться вписаться в гендерную бинарность. Например, сочетание бороды с макияжем и бюстгальтером. Эта практика агрессивного нарушения правил гендерной презентации известна под терминами гендерна, гендертраш и иногда гендерпанк.
Некоторые небинарные люди используют гендерно-нейтральный язык и местоимения для обозначения себя. Некоторые используют гендерно-нейтральный язык, например, «Miks(Mx.)» вместо «Mistress(Mrs.)» или «Mister(Mr.)». Другие могут вообще отказаться от его использования.
Андрогинная или гендерно-нейтральная репрезентация
Некоторые небинарные люди предпочитают расширять или нарушать то, что социально приемлемо для их установленного пола. Это может включать предпочтение бинарных местоимений, в то время как кроссдрессинг, смешение или комбинирование гендерных обозначений и тому подобное являются подрывом общественных ожиданий в отношении гендерных ролей. Некоторые рассматривают это как политический акт, для других это просто выражение их личности или индивидуальности. Некоторые небинарные люди не предпочитают гендерно-нейтральный язык и вместо этого используют язык и географические названия, которые не имеют ничего общего с полом, присвоенным им при рождении.
Гендернах
Нико, 35 лет, активист проекта «Гендерное путешествие
Гендерно нейтральный язык
Меня зовут Нико. Больше всего мне не нравится, когда я захожу в церкви и общественные туалеты — это места, где строго и насильно делят людей на два пола. Я кажусь андрогином, и большинство незнакомых людей не видят пола — они не могут определить, «женщина» я или «мужчина».
Расширение или разрушение бинарных гендерных ролей и языка
Я долгое время искал себя. В детстве и подростковом возрасте я сильно страдала от гендерной дисфории — я хотела, чтобы мое тело развивалось как у мальчика, я хотела быть мальчиком. Я помню, как плакала в ванной в возрасте пяти лет, когда мама мыла меня. Я сказал ей, что хочу быть мальчиком. Моя мама была «лучшим человеком», она не ругала меня за то, что я хотел быть мальчиком. Она сказала, что я могу стать мальчиком, когда вырасту. Я выросла и стала лесбиянкой. Мне почти удалось преодолеть свою гендерную дисфорию: Я смирилась с тем, что мое тело слишком стеснительное, я думала, что это какой-то «комплекс». До 23 лет я ничего не знала о трансгендерных людях, как и о том, что «переход» возможен: изменение гендерной роли, документов и, при желании, тела. Хорошо, что я этого не знал — иначе сейчас я бы писал это от имени Максима, трансгендерного мужчины, что, конечно, не совсем соответствует моему внутреннему самовосприятию.
«Я не хочу становиться «мужчиной», но и «женщиной» оставаться не хочу»
Затем в мою жизнь вошел ЛГБТ-активизм. В этот момент вопрос о моей собственной идентичности снова стал актуальным. В течение нескольких лет я думала о переходе, много читала и говорила о трансгендеризме. Результатом этих размышлений стала моя идентичность как «агендера»: Я поняла, что не хочу быть «мужчиной», но не хочу быть и «женщиной». Честно говоря, я был разочарован результатами своих поисков: Я хотел оставить свой след, определить себя, получить конкретный ответ на вопрос «кто я». В то время моя агендерная идентичность не казалась мне достойной ответа: Я просто отчаялся понять себя более точно. Сейчас я укрепила свою идентичность: в России и по всему миру постепенно формируется сообщество небинарных людей. Я сменила имя и фамилию на гендерно-нейтральное имя и отказалась от отчества. Теперь мои паспортные данные более точно отражают мою личность — мне нужно только заставить его поставить дефис в графе «пол».
Я много путешествую и интересуюсь архитектурой церквей и историей почитаемых мест и икон, но обычно я не посещаю действующие церкви. Я не знаю, как войти: как мужчина, сняв шляпу, или как девушка, надев шарф и накинув намек на юбку. Оба варианта для меня очень стрессовые: юбка и шарф вызывают у меня волну гендерной дисфории, а притворяться мужчиной страшновато — бабушки в церкви могут услышать мой голос и выгнать меня за притворство. Так что если вы увидите человека, подглядывающего в окна и двери церкви, то это я!
Алиса Че, 27 лет.
Меня зовут Алиса Че, и я идентифицирую себя как небинарная личность, гендерквир или просто квир. Небинарность для меня — это неспособность вписаться в существующую установку «есть
До того, как пять лет назад я познакомилась с терминами «гендерный» и «небинарный», я просто принимала себя как «педераст».
«Мы, и правда, существуем»
Сегодня, когда я вижу на YouTube видео с участием, например, небинарных людей, я чувствую в душе некое счастье: мы действительно существуем. К сожалению, потому что даже мне иногда для этого нужно подтверждение других людей.
Однако в моем окружении существует очень четкое гендерное разделение, которое приводит меня в замешательство или даже в ярость. В такие моменты, например, когда я стою перед общественными М и Ж туалетами, я еще раз убеждаюсь: окружающие меня люди не верят в существование небинарных людей. Они не верят, что я существую.
Когда они автоматически считывают меня по заданному полу, мне кажется, что окружающие не видят меня и отчасти разговаривают с кем-то другим. Когда прохожие читают меня по «другому» полу, ощущения те же, но в то же время это вносит разнообразие в то, как они обращаются ко мне, поэтому это легче пережить.
Отыскав подходящую лексику и целое сообщество, я почувствовал освобождение.
Очень часто люди спрашивают меня за спиной или даже в лицо: «Ты мальчик или девочка? Еще чаще они просто смотрят на меня и пытаются понять: Я узнаю этот странный взгляд растерянности. С одной стороны, ужасно раздражает, когда задают вопрос, подразумевая, что есть либо М, либо С, а с другой стороны, пытаются обойти меня. С другой стороны, меня радует, что они не могут определиться. В такие моменты я не хочу нарушать их смятение.
У меня нет ни рабочей группы, ни учебной группы. Я стараюсь быть в кругах, где люди понимают и пытаются принять меня, поэтому реакция на мой выход в свет обычно нейтрально положительная или поддерживающая. Я говорю о своей личности, когда предполагаю, что у меня нет конфликтов с людьми, или когда я готов к конфликту. Иногда я уклончиво отрицаю предположения, которые уже были сделаны кем-то относительно моего пола. Иногда у меня не хватает энергии. В социальных сетях я очень непредвзята. То же самое касается местоимений: я не чувствую, что «он» или «она» мне подходят. Переход на «они» не кажется мне на данный момент бессмысленным из-за сложности русского языка, так как я не чувствую связи с этим словом. Поэтому я использую и «он», и «она». Это также может сбивать с толку, но, похоже, мне больше нравится смятение неосведомленных людей вокруг меня. Они просто кладут меня в одну из двух коробок, когда не знают, куда положить.
Илья, 23 года
Для меня гендерная идентичность — это модель определенного опыта, который формирует в обществе представление о людях и их поведении, основанное на их биологическом поле
Я никогда не пытался использовать нейтральные местоимения по отношению к себе. Я стараюсь помнить и использовать небинарные местоимения, когда они важны для человека, но по отношению к себе я придерживаюсь модели «он», «его», «его». Тем не менее, мне не нравится использование гендерных имен и существительных по отношению к себе. Я часто открыто бунтую, когда люди называют меня мужчиной, мальчиком, юношей или молодым человеком. В таких случаях я понимаю, что мне приписывают качества и ожидания, которые я не признаю и не уважаю. Я чувствую, что мне приходится объяснять людям, что их выводы обо мне ошибочны. Например, когда я ответил на обвинение врача в том, что у меня трипанофобия (боязнь игл, уколов — прим. BURO), словами «вы мужчина», я ответил, что не чувствую себя мужчиной. Я никогда не забуду ее потрясенное лицо, как будто она встретила инопланетянина.
«Если ты не чувствуешь себя мужчиной, в каком возрасте ты собираешься менять пол?»
Я не хотела и не хочу менять гендерные характеристики своего тела, которое и так достаточно андрогинно. Мне вполне хорошо живется с мужским паспортом — до тех пор, пока он не накладывает на меня никаких юридических ограничений, как, например, запрет на въезд в Украину несколько лет назад.
В школе я пыталась смягчить классические представления об одежде, надевая провокационные галстуки и демонстрируя женственность, нося мужскую школьную форму. Постепенно я начала сознательно экспериментировать с более радикальными нарядами. Сейчас у меня довольно длинные волосы и женственный образ жизни, но мне также удается сочетать его с бородой и классическими мужскими элементами в одежде. Или я подчеркиваю нейтральность с помощью одежды унисекс с религиозными мотивами и ароматами. Когда я выгляжу более мужественно, мне нравится возбуждение людей, ожидающих услышать что-то тихое и незамысловатое, и я начинаю очаровательно щебетать.
Из-за моего высокого голоса по телефону меня часто принимают за девушку, женщину, бабушку, собственную мать (постоянный вопрос ко мне по телефону: «Кто ты для него?»). Это также раздражает меня, потому что я начинаю тратить время, пытаясь доказать свою правоту. Однажды, даже после моего третьего исправления, сотрудник службы поддержки все еще называл меня «мэм» и сказал мне, что «у меня такой приятный голос», что она не изменит своего мнения. В другой раз, после моей жалобы, сотрудник DHS, который отказался предоставить мне информацию о моей апелляции, был уволен, потому что он был убежден, что я мошенник, который представился по телефону, используя свое имя.
Сама городская среда также создает дополнительные проблемы. Мы часто не обращаем внимания на то, насколько пространство, в котором мы живем, разделено на «мужскую» и «женскую» зоны. Это касается практически всех областей, с которыми нам приходится иметь дело. Общественные туалеты, раздевалки в спортзалах и бассейнах, парикмахерские, отделы одежды и средств по уходу в магазинах. Все эти зоны разделены на две части. И небинарному транс* человеку нелегко найти в них место для себя.
Гендерно-нейтральные туалеты встречаются довольно редко. Однако вход в туалет, на который наклеена этикетка, не соответствующая тому, как другие воспринимают человека, почти сразу вызывает негативную реакцию. Небинарные люди, которым и так трудно решить, куда пойти, очень расстраиваются, когда сталкиваются с вопросами, криками и жалобами о том, имеют ли они право находиться в данном конкретном пространстве. Многие люди просто отказываются пользоваться общественными туалетами, что также не лучшим образом сказывается на их здоровье.
Главная сфера, в которой проявляется моя небинарная идентичность, — это внешность и саморепрезентация.
То же самое относится к бассейнам и тренажерным залам. Многие небинарные люди держатся подальше от спортивных мероприятий в таких местах, чтобы избежать дополнительного психологического стресса. Выбор одежды также является стрессом для большинства из них. Многие консультанты считают своим долгом указать клиенту на «неправильный» выбор отдела, который идет вразрез с его заявленным желанием. То же самое часто происходит с выбором стрижки или косметической операции.
Небинарные люди действительно находятся вне городского пространства. Жесткая бинарная маркировка не оставляет им пространства для позиционирования, ощущения собственной значимости и права на определенное пространство. Все это приводит к постоянному страху, с которым эти люди сталкиваются ежедневно.
Небинарные люди и городская среда
Маловероятно, что в обозримом будущем будут приняты законы о гендерных маркерах в документах или о содействии переходу небинарных людей. Городское пространство также не скоро станет более гендерно нейтральным и отзывчивым к потребностям людей, которые не вписываются ни в одну из «гендерных коробок».
Но мы можем облегчить себе жизнь и позволить себе освободить место для небинарных людей, которые являются частью нашего окружения. Достаточно рассмотреть их просьбы о лечении. И что человек уважает их выбор и готов его поддержать.
Ярослав Хорт
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.